Цель: формирование у воспитанников одного из основных качеств-чувства совести.
Задачи: осознать для чего нужна человеку "совесть",воспитывать у воспитанников чувство ответственности за свои поступки, учить их осуществлять самоконтроль за своим поведением, подумать, нужна ли человеку совесть, что значит ответственно относиться к своим поступкам.
Познакомила, что означает слово "совесть",СО-означает совместно, вместе,сообща. Весть-это послание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на убитых» Ю.Фучик
« Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными» Ж.Руссо
«Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой
«Совесть - это наш внутренний судья» (Гольбах)
Оборудование:
фрагменты из кинофильмов «Розыгрыш»,
интервью у людей разного возраста,
проектор,
магниты,
наглядный материал,
рисунки воспитанников,
отрывки из сочинений воспитанников,
памятки,
шкала «Совестливости»,
торт-пирамида.
Ход часа общения
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Воспитатель: «…..…..- это высший дар божий, от нее не убежишь, не спрячешься, ее не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она дает Радость, а за негожие она дает страдания ».
Ребята, скажите пожалуйста, с какого слова должно начинаться это высказывание?
Воспитанники: Совесть.
Воспитатель: Совершенно верно, СОВЕСТЬ. Сегодня мы с вами проводим час общения на тему: «Что значит поступать по совести», цель его,- подумать, нужна ли человеку совесть, что значит ответственно относиться к своим поступкам. Если внимательно посмотреть на слово «совесть», то можно в нем выделить две части «со» и «весть», Со - означает совместно, вместе, сообща. Весть - это послание, сообщение. В соединении Со и Весть получается совместное послание. Весть от сердца к уму. Совесть - это внутренняя совместная работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Ребята, давайте посмотрим видеозапись интервью. Мы задали один и тот же вопрос людям разного возраста: что такое совесть и нужна ли она человеку? ( Просмотр видеосюжета интервью)
Мы побывали в храме «Всех Святых» и задали вопрос Отцу Дмитрию (Просмотр видеосюжета интервью).
Прослушав эти интервью можно сделать вывод: Вероника и Отец Дмитрий считают,
что любой человек должен быть добрым, совестливым. Без такого качества, как СОВЕСТЬ нельзя прожить жизнь достойно.
Давайте обратимся к научному определению обсуждаемого понятия. Вам было дано домашнее задание: найти в словарях значение слова «совесть».
-2-
Воспитанники: В словаре В.И. Даля: совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Толковый словарь Ожегова: совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
В толковом словаре русского языка О.Д.Ушакова: Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Воспитатель: Во всех этих определениях общее то, что совесть является нравственным сознанием человека. Она проявляется в большом и малом.
Воспитатель: Поступать по совести – значит, поступать так, чтобы потом не пришлось
стыдиться своих действий, винить себя и жалеть о случившимся всю жизнь, как
жалел герой рассказа «Осколки в сердце»
Воспитанник: ( Приложение - рассказ «Осколки в сердце»)
Воспитатель: - Прослушав этот рассказ, прошу вас подобрать к нему выражения,
выбрав из предложенных на слайде:
Грызет совесть, муки совести, совесть спать не дает, угрызение совести, спокойная совесть, с чистой совестью, моя хата с краю.
Воспитатель: Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
( Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет)
Воспитатель: Совершенно верно, а сейчас Паша прочитает вам отрывок из стихотворения, который очень подходит к этой ситуации и о многом заставляет нас задуматься.
Воспитанник:
Чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда – то совершил.
(слайд- портрет В.А. Сухомлинского и высказывание )
Воспитатель: Василий Александрович Сухомлинский писал в книге «Как стать настоящим человеком»: «СОВЕСТЬ – чуткий страж поступков. Плохой поступок, совершенный в детстве должен всю жизнь обжигать душу человека, вызывать у него сожаление, горестное чувство». Для этого надо научиться правильно видеть добро и зло. Предлагаю Вам посмотреть фрагмент из кинофильма «Розыгрыш».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете поступил Кораблев по отношению к классному руководителю и девушке?
Воспитанники:
бессовестно,
подло,
бесчестно,
трусливо,
безобразно.
Воспитатель: А как поступила девушка?
Воспитанники:
смело,
справедливо,
честно,
по доброму.
Воспитатель: Совершенно верно. Мы видим, что Кораблев любит только самого себя и не думает о других, почти не знает что такое совесть. Бессовестный человек, поступая плохо, не чувствует своей вины (не стыдится, не страдает) и никогда не жалеет о том, что поступил плохо по отношению к другому. Он медленно становится все хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков. И сегодня я хотела бы зачитать несколько отрывков из ваших сочинений на тему о совести.(зачитываются отрывки из сочинений). Из ваших примеров видно, что вы осуждаете тех, кто поступает не по совести, это радует. Ведь нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг.
(звучит песня Б. Окуджавы)
Воспитатель: А сейчас, чтобы узнать, как вы знаете пословицы о СОВЕСТИ, я попрошу соединить части пословиц и зачитать их:
В ком стыд, в том и совесть
Стыдливый покраснеет, бесстыжий побледнеет
Без стыда лица не износишь
Совесть без зубов, а загрызет
От человека утаишь, а от совести нет
Воспитатель: Молодцы! Объясните, пожалуйста, смысл пословицы «Совесть без зубов, а загрызет» (если сделал плохо, то спать не может).
Ребята, послушайте внимательно рассказ «Случай с ласточкой», а потом постарайтесь
ответить на мои вопросы (рассказ « Случай с ласточкой»)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, Вадик был хорошим или плохим человеком? (Он это совершил бездумно, всякое может случиться, но только хороший человек старается исправиться и стать лучше). Что помогает думать о других, а не о себе? (Совесть). Хорошо.
А сейчас ребята вдумайтесь, пожалуйста в слова известного педагога Антона Семеновича Макаренко: (
(слайд- портрет и выдержка «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом. Совесть - это способность личности осуществлять моральный контроль».
Давайте посмотрим, как чувство совести сформировано у воспитанников нашей группы. На прошлом часе общения мы провели тест «Шкала совестливости» по методике В .Мельникова и оказалось, что …чел. имеют высокий уровень-это высокие чувства ответственности, добросовестности, стойкость моральных принципов. … чел.
-средний уровень, ….. чел. низкий уровень. Этот тест показал, что нам всем надо развивать совесть. Чтобы стать ловким и сильным -упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи- упражняют ум. А что нужно для того, чтобы упражнять совесть? Для этого нужна работа и УМА и СЕРДЦА. Давайте подумаем, что надо
сделать, чтобы воспитать в себе совесть.
Для того, чтобы воспитать в себе совесть, сначала человеку надо продумать какие-либо обязанности; взять обязательства - выполнить их; затем про- контролировать, как выполняются; оценить выполнил ли , дать оценку. Например, вы находитесь на практике.
Делает самооценку - у меня все блестит, на отлично!
Ребята, приведите пожалуйста свой пример и объясните, как вы будете действовать.
Моя обязанность - приготовить запеканку
Беру обязательство - сделать все добросовестно, честно.
Контролирую себя - не уменьшать норму продуктов по рецепту.
Оценил - запеканка хороша! Я молодец!
Воспитатель: На этих примерах вы узнали, как воспитывать в себе совесть. Но воспитывать в себе совесть не у всех получается.
Давайте посмотрим третий пример - (ролик: Ваня печет пироги, уменьшает норму начинки, не выполняет нормы санитарной гигиены). Ребята! Что Ваня нарушил? (ответы ребят). Конечно, вы правы, он не увидел последствия своего поступка. Ваня поступил не по совести. А теперь, давайте посмотрим, как вы ребята представляете себе «СОВЕСТЬ»(Показ слайдов: рисунки ребят или картинки)
В своих рисунках и подобранных картинках вы сумели раскрыть суть понятия СОВЕСТЬ. Особенно хорошо справились с заданием …………………………………. .
Подведем итоги, что же вы узнали нового для себя, над чем задумались впервые,
что помог Вам понять час общения? (ответы: что такое совесть, как она проявляется, совесть можно тренировать).
Воспитатель: Молодцы! В заключение часа общения мы можем сделать вывод: СОВЕСТЬ – это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно, это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души). Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине с самим с собой, представим пирамиду (слайд),как Вы думаете ребята, что нужно сделать поэтапно, чтобы поступить по совести:
Ты размышляешь над тем, что совершил;
Эта мысль тебя преследует;
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
Ты исправляешь положение;
Наступает мир с самим собой
Воспитатель: Чтобы это запомнить и поступать правильно, Аня раздаст вам памятки (раздаются гостям и воспитанникам памятки)
Наша группа ПОВАРА-КОНДИТЕРЫ, поэтому они испекли торт - пирамиду «СОВЕСТЬ», пусть она станет символом нашей «чистой совести» (звучит песня Грот Булат «Совесть»)
Воспитатель: Благодарю всех за участие.
Приложение 1: Осколки в сердце.
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи
у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил
он в эту кружки осколки битого стекла- и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился всего. И дети, и внуки, и деньги, и
хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод
из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город,
где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это
был я. Прости меня,- сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет,
ответил слепой.
Приложение 2: Случай с ласточкой.
Доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она то улетала, то возвращалась к своему гнезду, принося в клюве еду для птенцов. Вадику пришла в голову одна идея: а что если мне ее поймать, что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом на волю отпущу.
И вот он стал ловить ласточку. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла, так как спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. А Вадик все сильнее размахивал веткой. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Вадик подобрал ее, он ею любовался, а когда хотел выпустить, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.
Только теперь Вадик понял, что произошло, ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове возникла ненависть к себе. Казалось, что он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка. Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы все, лишь бы вернуть время назад.
Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Что же теперь делать с птенцами?
Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.
Вадик долго ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую переплавлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнездо. На следующее утро ласточка уже не двигалась…..
Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных животных. Он уже точно знал. что, когда вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.
Приложение 3: Тест «Шкала совестливости»
Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
Я всегда следую чувству долга и ответственности
Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите
адвоката.
Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
Если бы я был должен намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно смотреть ему в глаза.
Я люблю читать книги, статьи на тему морали и нравственности.
Меня раздражает, когда женщины курят.
Думаю, существует одно-единственное правильное понимание жизни.
Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
Я человек твердых убеждений.
Я люблю лекции на серьезные темы.
Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.