Тема: Добро - это всегда действие. А как действовать?
Цели :побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей , к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции , собственных жизненных ценностей ;
-развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации , делать выводы;
-способствовать развитию умения учащихся работать в группе ;
-учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведений;
-формировать у учащихся приёмы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности ;
- научить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведения.
Методы проведения – поисковые
- дискуссионные
- игровые
Оборудование: презентация, карточки со словами, музыкальное сопровождение, баночки для посадки цветов, леечка,семена цветов, карточки для уч-ся с памятками
Ход урока.
Звучит музыка. Дети заходят в класс.
Учитель: Как вы думаете чего на земле больше: Зла или Добра?
Форма проведения: круглый стол
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
Доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие
-Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)
Учитель:
Верно, добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.
- А как вы думаете- все ли люди могут быть добрыми?
+Почему не все люди умеют быть добрыми?
- Не легко.
+ Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Этому надо учиться всю жизнь. А вы хотите научиться быть добрыми?
-Да.
+ Ну что ж давайте будем учиться .
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека
-Солнце на небе дарит нам свет и тепло, солнце по имени «Доброта» в сердцах людей делает их счастливыми. На нашем небе появилось солнышко «Доброта», но почему-то оно грустное?
+ Давайте поможем ему вернуть радость и улыбку. А как вы думаете, что для этого нужно сделать?
- Сказать хорошие добрые слова.
+ Да, ведь недаром в народе говорят «слово лечит». Давайте назовем слова, в которых спряталось слово Добро.
Слайд (грустное солнышко) – по щелчку появляются слова
Добро
Душа
Сердце
Желание
Порядок
Совесть
характер
= добродушный
= добросердечный
=доброжелательный
=добропорядочный
= добросовестный
=доброхарактерный
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
+ Прочитайте еще раз эти слова? А хотелось бы вам, чтобы люди на земле были такими?
И тогда доброты на свете было бы гораздо больше.
+Посмотрите, наше солнышко снова заулыбалось, оно счастливо и говорит вам «спасибо!.
Добрые слова, сказанные вами, сотворили чудо. Ребята, а вам приятно
+ Вежливые слова еще называют волшебными словами, ведь они распахивают дверь в сердца людей, делают их приветливыми и добрыми. Но волшебными они становятся только тогда, когда человек произносит их искренне, от чистого сердца.
+ Только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
+В чем еще проявляется доброта?
- В добрых делах.(слайд)
+Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит народная пословица «Не одежда красит человека, а добрые дела».
Вывод. Добро –это действие. А как надо дйствовать?
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
-Ребята, а давайте немножко пофантазируем.
Игра «Если бы я был….»(слайд)
На карточках написаны начала предложений, ребятам нужно закончить их обязательно добрым делом.
- Если бы я был врачом, то …
- если бы я был волшебником, то …
- если бы я был деревом, то …
- если бы я был дождем, то …
Меня очень порадовали ваши добрые дела (слайд)
3. Работа в группах.
Дети в группах обсуждают ситуации.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее "Здравствуйте")
Ситуация 4.
На уроке физкультуры были соревнования. Надя поскользнулась и упала. «Эх ты, неуклюжая, из-за тебя проиграли», - закричали ребята. Надя от обиды заплакала.
Правильно ли повели себя ребята? Что надо было сказать Наде?
Ситуация 5.
Маша и Оля ехали в автобусе и что-то весело обсуждали. На остановке вошла бабушка с тяжелой сумкой. Девочки сделали вид, что смотрят в окно.
Как бы вы поступили на месте этих девочек?
Обсуждение ситуаций.
+ Спасибо вам, ребята! Вы очень хорошо смогли оценить поступки детей. Я надеюсь, что если кто-то из вас окажется в подобной ситуации, то вы обязательно найдете правильный выход из нее. Я надеюсь, что вы будете помнить о том, что доброта делает людей счастливыми.
У добрых людей всегда больше настоящих друзей, готовых прийти на помощь. Ученые отметили, что добрые люди легче переносят трудности, так как они находят поддержку в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, в друзьях, а также в любимом труде.
+ А вы готовы еще делать добрые дела?
Посмотрите на столы и скажите, какое настоящее, не придуманное, доброе дело мы с вами сможем сделать?
- Посадить цветы.
+ Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, воспитал ребенка и вырастил сад». Вы пока еще не сможете сами построить дом, воспитать ребенка, а вот вырастить не сад, а маленький цветник – это нам по силам. Давайте посадим цветы на рассаду, - это будет наше с вами совместное доброе дело для нашей родной школы.
Дети садят семена цветов на рассаду. (звучит песня « Если добрый ты …»)
+ Надо проявить большое терпение, заботу, чтобы эти маленькие семена дали всходы и в дальнейшем радовали окружающих своей красотой и тогда ваше доброе дело счастливыми сделает многих людей, а вам будет приятно от того что люди любуются красотой растений, которые вы посадили.
Рефлексия.
+ Мне очень хочется узнать, а был ли полезен наш классный час для вас. Что вам понравилось? Что вы возьмете для себя? Что, может быть, измените в себе?
+ Посмотрите, что у нас получилось: наш класс мы наполнили добротой.
Закройте глаза, вытяните руку и представьте, что все добрые слова, сказанные нами, все народные мудрости и те добрые дела, о которых мы говорили и делали оказались на ваших ладошках. Давайте все это перенесем в свои сердца. Пусть эта доброта, как солнышко согревает ваши сердца.
+ Спасибо вам, ребята! А вы знаете, вы все сейчас сделали еще одно доброе дело – вы мне очень помогли своей работой.
Слайд солнышко «
А я хочу подарить вам мои пожелания
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
\ Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ,
Слайд
17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен.В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки .
В нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение этого времени мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустится ещё один листок. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?