1) показать, что толерантность к себе, это самоуважение своих личностных качеств;
2) показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
3) поддержать процесс формирования у воспитанников позитивной самооценки;
4) показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
Предварительная работа: работа со словарями, проведение и обработка анкет, подбор стихов, бланки с таблицами, изготовление эмблем по теме «толерантность» и «иентолерантность»
Оформление: интерактивная доска с подбором материала по теме часа общения, анкеты, эмблемы с понятиями «толерантность», «интолерантность», фрагменты из фильмов «Не могу сказать «Прощай!», «Вертикаль», «Ты есть».
Ход часа общения
Звучит песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг» из кинофильма «Вертикаль».
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Тема нашего сегодняшнего часа общения «Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства». Итак, что - же такое «толерантность»? Сначала мы с вами разберемся в понятиях «толерантность» и «чувство собственного достоиства». А затем посмотрим, что их связывает между собой. (Демонстрация слайда)
Ответы воспитанниц.
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы, а теперь обратимся к определению толерантность по словарю (словарь иностранных слов). Толерантность- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому - либо.
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели предварительную работу, во время которой, вы разработали и нарисовали эмблемы о толерантности. Давайте посмотрим,что у нас получилось.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним понятием,которое прямо противоположное этому- интолерантность.
Ответы воспитанниц.
Воспитатель: Интолерантность- это представление человека с низким уровнем воспитанности о собственной исключительности, стремлением к неограниченной власти, который не принимает противоположные взгляды, традиции и обычаи.Сейчас мы снова обратим внимание на доску, другая группа девочек тоже нарисовала эмблемы об интолерантности.
Обсуждение эмблемы интолерантности.
Воспитатель: А,теперь мы посмотрим отрывки из двух фильмов «Не могу сказать «Прощай» и «Ты есть».
Обсуждение фильмов.
Работа с интерактивной доской.
Воспитатель: Теперь выясним какова же связь между чувством собственного достоинства и толерантным поведением?
Чувство собственного достоинства - это особое моральное отношение человека к самому себе, уважение в себе моральных качеств, а если сказать коротко- то- это самоуважение и я думаю, что если вы уважаете себя, то и к другим в общении будете относиться уважительно, терпимо относясь к их недостаткам, возможным случайным ошибкам, к непреднамеренно причинённым вам неприятностям.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в данных понятиях. Какие черты присущи толерантной личности?
Опросник.
1.Расположеннность к другим
2.Снисходительность
3.Терпение
4.Чувсто юмора
5.Чуткость
6.Доверие
7.Альтруизм
8.Терпимость к различиям
9.Умение владеть собой
10.Доброжелательность
11.Умение не осуждать других
12.Гуманность
13.Умение слушать
14.Любознательность
15.Способность к сопереживанию
16.Милосердие
17.Сострадание
Работа с бланками опросника. Анализ.
Упражнение на развитие способности к пониманию, сопереживанию. «Пойми меня»,форма игры круг.
Воспитатель: А, сейчас девочки расскажут о ситуациях, когда с ними поступили несправедливо(интолерантно) и зададут вопрос соседу слева: «Какие чувства по вашему они испытывали в этот момент» .
Ситуация 1: Девушка пришла в расчетно-кассовый отдел, чтобы заплатить за домашний телефон. За ней зашел молодой человек и встал в очередь. Девушка вышла из очереди заполнить бланк, после чего её в очередь молодой человек не пустил. Он стал утверждать, что такая здесь не стояла.
Ситуация 2: Молодой человек увлекается альпинизмом, его девушка ставит ему условие или она, или увлечение.Утверждая, что не будет с ним больше встречаться так, как боится за его жизнь.
Ситуация 3: Подружки поменялись вещами. Одна взяла и вернула свитер. Другая взяла новые джинсы и порвала их. При встрече сказала, что так и было.
Воспитатель: А сейчас я попрошу вас объяснить, как вы понимаете суть следующего «крылатого выражения», «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Ответы девочек:
Таня: Да, каждый понимает это выражение по- своему. Я никогда плохо не сделаю, потому что, знаю, что со мной сделают тоже самое. Проверено.
Настя: Нужно начинать с себя. Относитесь к людям хорошо, и вам это обязательно откликнется. Люди будут стараться сделать добро.
Марина: Интересное выражение, заставляет немного задуматься о своём отношении к окружающим! Лично я отношусь к людям так, как они относятся ко мне!
Юля: Надо адекватно оценивать людей, с которыми имеешь дело, и соответственно вести себя с ними. Каждому из нас хочется иметь от других понимание, доброту, помощь…
Воспитатель: Да, действительно это выражение не подлежит сомнению. И не стоит ждать от человека хорошего к себе отношения, если ему ты посылаешь только негатив. Так давайте же проверим, какими качествами мы обладаем и на сколько соответствует Ваш образ тому каким его видят окружающие.Сейчас я проведу упражнение «Какой я».Работа с таблицами.
Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я- образ тому, каким его видят окружающие.
Воспитатель: А, теперь я сообщу вам правила толерантного поведения.
1.Говорите прямо и открыто.
2.Умейте просить.
3.Умейте отказывать.
5. В нужной ситуации идите на компромисс.
6.Умейте чувствовать и понимать состояние собеседника.
И научу узнавать признаки интолерантного(агрессивного) поведения.
1.Собеседник оказывает давление на собеседника (вы должны, мне нужно).
2.После отказа, упорно пытается добиться своего.
3.Любит восхвалять себя.
4.Во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.
Воспитатель: Девочки, а сейчас мы проведем небольшой тренинг.Большое значение для толерантного отношения к себе и самоуважения имеет адекватная самооценка. Упражнение «Аплодисменты», как раз и поможет поднять ваше настроение и самооценку. Форма игры «круг». Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определённым умением или качеством ( например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис и др).
Остальные участники группы аплодируют тем кто встал.
Следующее упражнение называется: «Волшебный белый стул», один из участников садится на «волшебный белый стул», остальные участники по очереди называют его лучшие черты.
Следующее упражнение называется: «Поделись успехом». Предложить ребятам поделиться своими успехами за день.Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что всё не так плохо и им есть чем гордиться.
Заключительное задание: Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтоб наша группа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в кабинете.)
Фоновая музыка из кинофильма «Ты есть».
Воспитатель:
Мы все различны, но равны
Друзья мои, мы все едины.
Держаться вместе мы должны.
И станем мы непобедимы.
Не станут, страшны тени тьмы.
Не побоимся гроз и грома.
Зовёмся с вами мы- людьми.
Земля наш дом.Мы все знакомы.
Мы разные, совсем иные:
Цвет кожи, нация, страна.
Но всё же с вами все родные,
Не будем ссориться напрасно
И унижать тех, кто слабей.
Зачем же портить, что прекрасно.
Людская дружба нам важней!
Сейчас мы послушаем наших девушек, которые прочитают стихи о толерантности . (Воспитанницы читают стихи)
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Если тебя обидел товарищ,
Не торопись ему отомстить.
Попытайся не раздражаясь
Неправоту его ему объяснить.
Не отвечай злобой на злобу.
Сдержанным будь всегда.
В этом случае насилью любому
Дать отпор ты сумеешь тогда.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чём шла речь сегодня на занятии, о толерантности. о чувстве собственного достоинства. Я думаю, что кто-то из вас узнал что-то новое, посмотрел на себя со стороны. В заключении мне бы хотелось каждому из вас вручить памятку на каждый день. «Как повысить свою самооценку.
До новых встреч друзья!
Список литературы.
Большой энциклопедический словарь.
Жить в мире ссобой и другими.Тренинг толерантности для подростков / Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова.-М.,Генезис.,2001.
Материалы сети интернет.
Словарь иностранных слов/Изд.девятое, исправленное.М., «Русский язык» 1982.
Толерантность- дорога к миру / Бэтти Э.Риэрдон.- М.:Изд-о «Бонфи».,2001
Толковый словарь / Ушаков
Приложение 1
Бланк опросника «Черты толерантной личности»
Колонка А
Колонка В
1.Расположенность к другим
2.Снисходительность
3.Терпение
4.Чуство юмора
5.Чуткость
6.Доверие
7.Альтруизм
8.Терпимость к различиям
9Умение владеть собой
10.Доброжелательность
11.Умение не осуждать
12.Гуманность
13.Умение слушать
14.Любознательность
15.Способность к сопереживанию
16.Милосердие
17.Сострадание
Приложение 2 Таблица «Какая я»
Что я думаю о себе
Что думает обо мне моя подруга
Упражнение “Камушек в ботинке”
Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение “Жемчужина в раковине”
Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Упражнение “Волшебная лавка”
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора,