Мотивационный этап
Операционно-технический этап
Работа с нетбуками. Интерактивная викторина по сказке «Морское путешествие»
Рефлексивно - оценочном этап | Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. - А где это может происходит? Я знаю, что вы любите сказки. А почему? «Сказка, сказка-прибаутка Рассказать сказку не шутка, Чтобы с самого начала Сказка реченькой журчала» . В небе звёзд блестящих россыпь Мчится сказка к детям в гости. У неё в руках кручённый Тонкий прутик золочённый. А над нею месяц ясный Мчится, мчится к детям сказка.( читает учитель под музыку) - Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).. Сегодня мы поговорим русском писателе Аксакове Сергее Тимофеевиче и о сказке, которую он написал"Аленький цветочек». Откроем карту Ульяновской области в Азбуке юного ульяновского школьника. Сегодня мы побываем в Майнском районе Ульяновской области. Там родился С.Т.Аксаков. В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе Ульяновской области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа. Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища Рассказ учителя Имя Сергея Тимофеевича Аксакова связано с лучшими представлениями о русских людях и чудесной русской природе. Много поколений читателей зачитывались произведениями Аксакова, в которых он с замечательной точностью и правдивостью изображал живую русскую действительность и природу. Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии. Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. Как и у Пушкина старая няня Арина , так и у Аксакова в детстве первой наставницей и рассказчицей была ключница Пелагея, крепостная русская женщина с тяжелой судьбой. Этой ключнице Пелагее обязан Сергей Тимофеевич народной сказкой «Аленький цветочек» , выражающей лучшие качества русской души. Как видим, все, что окружало с раннего детства С.Т.Аксакова, помогло ему стать настоящим русским писателем – классиком, создателем сказки «Аленький цветочек»,удивительной по красоте и глубокой по содержанию -Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома. А теперь познакомимся со знаменитой сказкой Аксакова и посмотрим музыкальный мультфильм «Аленький цветочек». http://viki.rdf.ru/item/1080/
Понравилась ли вам сказка С. Аксакова? Какие эпизоды особенно запомнились? - О чем же эта сказка? Вы нарисовали иллюстрации к сказке к тому эпизоду, который очень понравился. Итак, сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" о волшебной силе любви и добра.
А сейчас мы совершим морское путешествие по сказке. Постарайтесь ответить на вопросы викторины и тогда вы сможете узнать, насколько хорошо знаете содержание сказки. 1.Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? 1.мама 2.бабушка 3.ключница Пелагея Что случилось с купцом в дороге? 1.на его караван напали разбойники 2.на корабле случился пожар 3.его люди погибли в пустыне 2.Волшебный предмет зверя лесного, чуда морского, с помощью которого купец мог быстро очутиться дома. браслет 2. золотой перстень 3. золотая серьга 3.Какой по счету пленницей была купеческая дочь? 1.первой 2.двеннадцатой 3. десятой 4.Через какое время обещала вернуться к чудовищу купеческая дочь? 1.через 12 часов 2. Через три дня и три ночи 3.через неделю 5.Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…? 1.долго прощалась с отцом 2.сестры перевели часы назад 3.не хотела возвращаться 6.Кем оказался зверь лесной, чудо морское? 1.злым колдуном 2.заколдованным принцем 3.медведем Давай подведём итоги. Поднимите руку, кто справился с вопросами викторины без ошибок. Молодцы. Физкультурная минутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет, Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки- Видно, отдохнуть пора…
Работа в группах Дети собирают разрезанную картинку, узнают героя и читают отрывок из сказки. На отдельных листочках записаны слова, характеризующие героя. Дети подбирают нужную карточку к положительному и отрицательному герою. На кого вы хотели бы быть похожими? На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
| Дети заходят в класс и делятся на две группы, выбирая лепесток разного цвета
В сказке В сказках добро побеждает зло, происходят волшебства и чудеса
Дети высказываются
Дети выступают. Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, "помолилась Богу, села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех..." - Кто же была эта Пелагея? Ученик-2: Крепостная крестьянка. Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил, приехал сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: "Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!" И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки. Но сказки - не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал "Аленький цветочек". Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе.
Дети свободно высказываются. Учащиеся работают с нетбуками и отвечают на вопросы викторины. Затем оценивают свою работу. Готовые цветы прикрепляются на доске) |