Урок-семинар по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Цели: ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы «птичьим базаром». Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.
III. Сообщение целей урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Петру Павловичу Ершову и его сказке «Конёк-горбунок». Вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова, русские народные сказки: «Сивка-бурка», Иван-царевич и серый волк», нарисовали рисунки. А необычен урок тем, что при подготовке к уроку мы разделились на четыре группы: литературоведы, переводчики, актёры и знатоки. Каждая группа выполняла свою определённую работу. Сегодня мы проверим, как вы справились со своим заданием.
IV. Вступительная беседа.
Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
А.С.Пушкин по праву считается родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились со сказками Пушкина. Давайте вспомним их («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»).
Его последователем и продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.
V. Работа над новой темой.
Что же это был за человек – П.П. Ершов?
Работа с группой литературоведов.
Сейчас самое время предоставить слово литературоведам.
Рассказ ученика о П.П.Ершове.
П.П.Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове. В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 году он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех его был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.
Следующий вопрос литературоведам:
-Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)
Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.
«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.
-Чем отличается русская народная сказка от литературной?
Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
VI. Физкульминутка.
Работа с группой переводчиков.
Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.
Объяснить значение слов:
спальник – придворный чин
бабка- игральная кость
зело – сильно
басурманин – иноземец
каурка – лошадь рыжей масти
лубки – яркие картинки
седмица – неделя
острог – тюрьма
шабалки – шабаш, конец
льзя – можно
рядиться – торговаться, договариваться
малахай – длинная, широкая одежда без пояса
Работа со всеми группами.
Работа с группой актёров.
Инсценирование отрывка из сказки.
Работа с группой знатоков.
Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку? Группа знатоков приготовьтесь ответить на мои вопросы.
-Какое отчество у Ивана?
-За сколько братья продали царю коней?
-Сколько лет было царю?
-Сколько лет было царь-девице?
-Сколько жар-птиц прилетало на поле?
-Кто мать царице?
-Кто брат царице?
-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?
-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)
Молодцы!
VII. Итог урока.
-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).
-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность)
-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.
Обратимся к пояснениям в словаре Даля.
Простодушие – это прямодушие, бесхитренность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.
Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.
Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.
Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.
-Нельзя не сказать о концовке. Прочитайте.
Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.
-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы. Спасибо всем за работу.