Внеклассное занятие по ознакомлению с окружающим миром в форме экскурсии - прогулки "Зимушка" предназначен для обучающихся 1 класса специальных коррекционных школ 8 вида, цель которой наблюдение за зимней природой, расширение представлений об окружающем мире. В процессе прогулки проводится индивидуальная и дифференцированная работа по развитию и коррекции познавательных процессов :образного воображения, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, умении устанавливать простые закономерности,пространственной ориентации и двигательной координации. Входе занятия широко использовались игровые и здоровьесберегающие технологии, которые снимают напряжение и повышают интерес к изучению предмета.На протяжении всего занятия воспитывалось гуманно- ценностное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Зимушка- зима»
Урок экскурсия- прогулка по окружающему миру в 1 классе
Автор – составитель:
Шкурбанова Наталья Сергеевна,
педагог - воспитатель
Тема: Зимушка -зима
Цель: Организация экскурсии - прогулки на свежем воздухе для наблюдения за зимней природой и для расширения представлений и знаний об окружающем мире.
Задачи: - Продолжать знакомить с явлениями живой и не живой природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы в процессе наблюдения и беседы, развивать познавательную активность.
- Воспитывать гуманно – ценностное отношение к природе.
Ход прогулки.
Орг.момент.
Зашумела, разгулялась в поле не погода,
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась, не оставив следу,
Поднялась пыль и вьюга, не видать и свету.
- Ребята, о каком времени года идет речь в этом стихотворение?
- О зиме.
- Верно. А какое у нас сейчас время года?
- Время года - зима.
- Хорошо. А по каким признакам мы можем сказать, что это зима?
Вот в стихотворение говорится о непогоде, вьюге, а еще какие изменения произошли в природе?
- Снег укутал всю землю, холодно, деревья стоят голые, дни короткие, а ночи длинные. Солнце светит, но не греет, потому что находится высоко в небе. А с приходом весны, солнце станет опускаться ниже.
- Давайте подойдем к снегу, возьмем его в руки и скажем какой снег цветом, еще какой он? А пробовать снег мы не будем, потому что он грязный и ни в коем случае его нельзя кушать!
- Пожалуйста, назовите все зимние месяцы, которые вы знаете?
- Декабрь. Январь. Февраль.
- Сколько их всего, давайте посчитаем.
- Всего их три. – Какой сейчас идет месяц? – Февраль.
- А февраль, какой месяц по счету? Первый или последний?
- Третий. А значит последний.
- Зима закончится и наступит…, какое время года?
- Наступит весна.
- Молодцы. Теперь немножко поговорим о погоде. Скажите, какая сейчас погода на улице?
Примерные ответы: Ясная или пасмурная, идет снег. Если ясная, то почему? Если пасмурная, то почему? Идет снег. Теплая или холодная?
Чувствуется ли мороз? Есть ли ветер? Как определили?
- Все правильно. Сейчас давайте посмотрим, есть ли на нашей школьной территории птицы? Посмотрите на деревьях, крышах.
- Есть или нет.(ответ детей)
Я сегодня показывала вам птиц на картинке. А видели ли вы настоящих, например, где-то на улице? Давайте представим, что мы птички и полетаем, крылышками помашем. Ребята, каких птиц вы знаете, которые живут с нами, не улетают в теплые края.
- Вороны, сороки, воробьи, синицы, голуби.
Игры «Совушка», « Прыгающие воробышки». (игры ранее изученные)
«Совушка»
По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать. По второму сигналу: « Ночь наступает, все замирает!» - играющие замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо.
« Прыгающие воробышки» Для игры надо вычертить круг диаметром 4 метра. Водящий «кошка» становится в центре круга, а остальные «воробьи» находятся за пределами круга. По сигналу воспитателя «воробьи» прыгают в круг и выпрыгивают из него. А «кошка» пытается поймать «воробьев», пойманные остаются в центре круга. Как только поймались все «воробьи», выбирается новая «кошка».
Картинка с изображением вороны. Краткое описание. Окраска у нее грязно- серая, а голова, крылья и хвост черные. Передвигается она важно, гордо выступая то правым, то левым плечом вперед. Вот так. Давайте и мы так походим, как вороны. Ну а как кричит эта птица, вы конечно, знаете?
- Кар, кар, кар. Все вместе.
- А сейчас представим, что она сидит на ладошке и, мы ее гладим. Какая у нее шубка? Гладкая, мягкая. Давайте проговорим слово ворона еще раз. Следующая птица это сорока. Сорока относится к семейству вороновым, у нее очень красивая окраска. Как смоль черная головка, спинка и крылья, а грудка, бока, брюхо и полоска на плечах- белые. Длинный хвост отливает зеленоватым блеском. Птица приносит пользу, истребляя вредных насекомых, но может наносить вред, разоряя гнезда полезных птиц. И еще одна птица это воробей. У него коричнево-бурое оперение, темно-серая голова. Передвигается воробей на двух лапках, прыжками. Как эта птичка кричит? - Чик- чирик. Давайте почирикаем и попрыгаем одновременно как воробьи. Давайте несколько раз скажем слово воробей, вор-р-робей и т.д.
Игра « Два Мороза». (Знакомимся с новой игрой)
На противоположных сторонах площадки отмечаются два села. Играющие, разделившись на две группы, располагаются на них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос», «Мороз Синий Нос».
Содержание игры: По сигналу воспитателя «Морозы» обращаются к играющим со словами:
Мы – два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решиться, в путь дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! – и начинают перебегать из одного села в другое. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
- Отлично. Все вы ловкие, быстрые, молодцы! Давайте продолжим нашу беседу о таком прекрасном времени года, как зима. Вот скажите, что нам дарит зима? Какие игры, забавы, интересные развлечения вы знаете?
- Это лыжи, коньки, санки. Снежки, катание с горки.
- Кроме всех этих игр и забав, нам зима дарит еще и зимнюю одежду. Вот у нас Миша, посмотрите, похож на медвежонка или не похож? - Похож.
- А ну-ка Миша, походи как медвежонок. А что на нем одето? - На нашем Мише надета шуба.
- Правильно, вы все одеты тепло, есть шапки, теплые сапожки или валенки, шубы, варежки и шарфики. Про эти вещи я приготовила вам загадки:
- Кверху дном - полная, книзу - пустая. (шапка). Что за головной убор, без которого зимой не обойтись?
- Вся лохматая и теплом богатая? (шуба)
- Зимой протянулся, а летом свернулся? (шарф)
- А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев, двух шуб хватает? (рукавички)
- Весь в шерсти, а кожи нет? (валенок)
- Молодцы, все угадали загадки.
Итог.Рефлексия.
-Что нового вы узнали на сегодняшней прогулке?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- А какое задание вам было трудно выполнить?
- Чем вам нравится зима?
Литература:
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для.студ.пед.вузов. – М .: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.