Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.
Задачи:
1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.
2. Обогащать словарь детей за счет слов на тему «Зима».
3. Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук
4. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей).
5. Воспитывать любовь к природе.
Развивающая среда:
1. Геометрические фигурки;
2. Игрушка-заяц на пеньке;
3. Разрезные картинки;
4. Картинки для игры «Добавлялки – вычиталки»;
5. Схема-пиктограмма для стихотворения;
6. Корзинка с конфетами;
7. Плеер с музыкой;
8. Указка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята скажите, а какой у нас сейчас идет месяц? (ответы детей: декабрь). А к какому времени года он относится? (ответы детей: зима). Скажите, а какая на улице погода зимой? (ответы детей: морозная, солнечная, ветреная, холодная, хмурая)
Воспитатель: Молодцы. А хотите мы сегодня с вами отправимся в гости к «Зимушке-Зиме»? (ответы детей: да) Чтобы оказаться у нее в гостях, давайте встанем около стульчиков и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в гостях у Зимушки окажись» (играет волшебная музыка, дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, повторяя слова)
Воспитатель: Вот мы, ребята, и в гостях у Зимушки. Посмотрите как же у нее красиво (воспитатель показывает на интерьер вокруг). Пока Зимушка-Зима где то запаздывает, она приготовила для нас очень интересные, но трудные задания. Вы готовы их выполнить? (ответы детей)
- Ну тогда приступим. В первом задании нам нужно вспомнить столько зимних слов, сколько геометрических фигур вы видите на доске (10: снег, зима, снеговик, мороз, вьюга, метель, лед, снегопад, снежинка, сосулька). Спросить: какую геометрическую фигуру я убрала?
Воспитатель: Молодцы!
(включается плач зайчонка) Ребята, кто же это плачет? (ответы детей: наверное зайка) Ой, и правда зайка. (воспитатель подходит к зайке и спрашивает, что случилось)
- Дети, зайка жалуется, что Зимушка подарила ему ледяные картины о зимних забавах, но они раскололись. Зайчик просит помочь ему собрать картины. Поможем ему? (ответы детей: да). (воспитатель раздает детям конвертики с разрезанными картинками, дети их собирают, в это время играет спокойная музыка)
Воспитатель: Какие мы молодцы, помогли зайчику! …, какая картинка с зимними забавами получилась у вас? (воспитатель спрашивает у каждой пары). Очень красивые и забавные получились у вас картинки.
Ну а сейчас нас ждет следующее задание: нужно придумать слова, обозначающие зимнюю одежду, в которых есть звук «ш» (шапка, шуба, шарф, шаль, штаны).
- Молодцы, ребята! «Зимушка-Зима» приготовила для нас очень интересную игру, которая называется «Добавлялки – вычиталки». Готовы в нее поиграть? (ответы детей: да) Правила игры: нужно решить пример из двух картинок и найти правильный ответ-картинку на зимнюю тему. Я буду вывешивать вам на доске пример, а вы из этих картинок найдете ответ. Понятно? Например: Земля + снег = снежный покров (земля покрывается снегом);
Белка + зима = запасы на зиму;
Птица + холод = перелёт на юг;
Небо + снежинки = снегопад;
Дерево – лист = зимнее дерево (дерево без листьев);
Заяц + зима = белая шубка;
Игра + снег = игра в снежинки.
Человек + холод = шуба.
Медведь + зима = зимняя спячка (медведь, что делает зимой);
Река + зима = покрывается льдом (замерзает).
Воспитатель: Какие же мы молодцы, и с эти заданием справились. А теперь давайте с вами немного отдохнем.
Дети вместе с воспитателем встают в круг. Сейчас мы с вами сделаем физкультминутку, которую мы в вами уже много раз делали, а называется она «Зимушка-зима».
Физкультминутка:
Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи, санки и коньки,
И на ёлке огоньки!
(наклон вперед)
(разводим руки в стороны)
(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
(встаём на носочки, поднимаем руки вверх)
(ходьба на месте)
(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Ну вот мы отдохнули, и приступим к следующему заданию. Нужно рассказать стихотворение Евгении Фёдоровны Трутневой, которое называется «Первый снег» по схеме-пиктограмме (воспитатель вывешивает схематичный рисунок на каждое четверостишие). Кто желает рассказать?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка -
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Воспитатель: Молодец, …. А теперь, дети, зимушка предлагает вспомнить, что вам нравиться в зиме. А из ваших ответов, я буду выкладывать снежинку. Чем больше вы назовете того, что вам нравиться в зиме, тем красивее у нас получиться снежинка. (ответы детей)
- Посмотрите, красивая у нас получилась снежинка? (ответы детей: да) И все же зима – это прекрасное время года!
Под музыку входит зимушка-зима. Здравствуйте! А кто это ко мне пришел в гости?
Воспитатель: Здравствуй, Зимушка-Зима это ребята из детского сада «Аленький цветочек» пришли к тебе в гости.
Зима: Так это для вас, я приготовила задания в дорогу? (ответы детей: да) И вы так быстро с ними справились? (ответы детей: да). А задания то были не все. Еще есть для вас задание, самое последнее. Вы загадки отгадывать умеете? (ответы детей: да). Ну сейчас проверим (и загадывает детям загадки)
Зимой и летом
Одним цветом.
(ЁЛКА)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(ЛЁД)
У избы побывал –
Все окна разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(МОРОЗ)
Скатерть бела
Весь мир одела.
(СНЕГ)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(МЕТЕЛЬ)
Зима: Ребята, вы так много знаете о зиме, молодцы! Вот вам от меня угощения (зима отдает корзинку с конфетами)
Воспитатель: Спасибо, «Зимушка-Зима». Ребята очень хотели тебя увидеть, старались выполнить твои задания как можно быстрее и без ошибок. Но к сожалению нам пора возвращаться в детский сад.
Зима: Ну что ж, ребята, до свидания! (ответы детей: до свидания) (зима уходит под музыку)
Воспитатель: Ребята, давайте возвращаться в детский сад. Встанем около стульчиков и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (играет волшебная музыка)
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? (ответы детей: в гостях у «Зимушки-Зимы») Что вам понравилось? (ответы детей). Вы сегодня были просто молодцы! (включается музыка)