Программное содержание: Закреплять с детьми знания об особенностях зимней погоды. Обогащать знания дошкольников о жизни дикой природы – лесов, нашей местности зимой, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений. Уточнять знания детей о зимующих птицах. Закреплять знания детей о труде людей в зимнее время года и о зимних развлечениях. Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту зимней природы, учить любоваться ею. Воспитывать творческое отношение к занятию.
Коррекционные цели: Обогащать словарь детей существительными (снегирь, синица, дятел, мороз, иней, метелица), учить образовывать глаголы от звукоподражаний (чирикает, каркает, стрекочет, стучит). Закреплять умения отвечать на вопросы полными предложениями. Закреплять произношение гласных (а, о, у, и) и согласных (н, м, в, ф) звуков, озвучивать свои действия.
Ход работы:
Дети стоят кружком на коврике. Воспитатель предлагает детям приветствовать гостей:
Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным
- С добрым утром! – говорим.
Воспитатель: сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы с вами умеем заниматься, отвечать на вопросы, выговаривать звуки, ведь мы с вами ходим в какую школу? (речевую школу)
Воспитатель читает строки вместе с детьми. Дети выполняют игровые движения – действия.
- Вот и зимушка пришла, ( дети идут друг за другом по кругу, ступая на носочках)
- Снег с собою принесла, ( продолжают ходьбу, плавно разводя руки в стороны)
- Стали сыпаться снежинки (встряхивают кистями поднятых вверх рук)
- На дома, поля, тропинки.
Снег кружится, снег идёт, (дети плавно кружатся на месте)
- Он несется и метёт…(легкий бег по кругу).
- Ты, зима, свершила чудо – (переход на ходьбу)
- Скатерть белая повсюду! ( стоя на месте дети очерчивают в воздухе перед собой большой круг).
Предлагаю детям сесть на свои места.
- Ребята, вы уже догадались о каком времени года мы будем говорить на занятии? (ответы детей).
Речевая игра «Составь предложение»
- Какое самое холодное время года? ( Самое холодное время года – зима.)
- Как мы называем зиму ласково? ( Мы называем зиму ласково – зимушкой.)
- Как сказать о дне зимы, какой он? (Зимний день.)
- Как сказать о месяцах? (Зимние месяцы.)
- Назовите зимние месяцы (Декабрь, Январь, Февраль.)
- Переживать зиму, значит что делать? (зимовать)
- Какой цвет преобладает в природе зимой? (белый цвет)
- Правильно. Почему всё вокруг стало белым? ( Потому что выпал снег)
Речевая игра «Закончи предложение»
- А сейчас я буду вам рассказывать, а вы дополнять мой рассказ:
«Поля, города и сёла зима укрыла…(Белым покрывалом деревья и дома одели белые шапки)
Зимнее солнышко выглянет из-за тучки, осветит снежную скатерть, как вы думаете, что мы увидим? (Снег будет сиять на солнышке, блестеть, переливаться разными красками)
Вокруг настоящая …(Сказка).
- Посмотрите на картинку, ребята. Каким трудом заняты люди? (Люди расчищают лопатами снег)
- Давайте все вместе покажем, как бы мы с вами расчищали тропинки. (Имитация движений стоя у столов).
- Садитесь ребята! Давайте рассмотрим ещё одну картину. (Работа подгруппами по составлению предложений).
- Расскажите, чем занимаются дети, которых вы здесь видите?
Ответы детей:
- Катя катается на санках.
- Миша и Маша катаются на лыжах.
- Ириша катается на коньках.
- Павлик и Оля лепят снежную бабу.
Воспитатель:
- А как ещё развлекаемся мы зимой?
Во что ещё можно играть зимой, когда есть снег. (Можно играть в снежки).
Давайте поиграем с вами в снежки. (Игра в снежки, привлечь гостей)
Физкультминутка. «Не замёрзну на морозе».
(Воспитатель с детьми на коврике).
Читаем стихотворение и выполняем движения.
- Я зимой в морозный день гуляю.
Не замёрзнуть как – прекрасно знаю. (Дети ведут хоровод).
- Тёплые надел сапожки.
В них притоптывают ножки. (Останавливаются и притоптывают).
- Прыгать по снежку умело буду. (Прыжки).
- Прогоняя зимний холод лютый. (Прыжки).
- Нос и щёчки тру я рукавичкой
Шерстяною, мягкой, невеличкой. (Дети трут лицо рукавичками).
- Да в ладошки хлопаю скорее – (Хлопают в ладоши).
- Маленькие пальчики согреем. (Быстро потирают ладошки).
- А дышать я буду только носом,
Чтоб не простудиться на морозе. ( Идут по кругу, глубоко вдыхая через нос).
Стал мороз сердитый донимать. ( Круговые движения кулачками).
- Мы начнём задорно танцевать! ( Ребята выполняют пружинки).
Воспитатель:
- Хорошо ребята нам с вами в тёплом и уютном детском саду! Но ведь мы не одни живём на нашей земле. Ведь с нами рядом ещё…(дети подсказывают
– птицы и животные).
- Дети, а как называются птицы и животные, которые живут рядом с людьми, за которыми ухаживают люди? (Домашние животные).
- А которые живут в природе? (В лесу, на полях, в горах?)(Дикие животные).
- Как вы думаете, лёгкое ли время года зима для диких животных?
(Зима – очень трудное время для диких животных).
Пальчиковая игра «Мороз в лесу»
(Дети в сопровождении стихотворных строк, которые читает воспитатель, изображают персонажей текста при помощи движений пальчиками):
- Дышит ледяная стужа. (Дети делают глубокий вдох и дуют).
- И в лесу старик Мороз (Изображают двумя руками «дерево»)
- Приморозил зайке уши, (указательный и средний пальчики подняты, остальные пальцы соединены вместе – «зайчик»).
- А лисичке хитрый нос, (Ладоши сомкнуты, большие пальцы подняты вверх, указательные слегка отставлены - «лисичка»).
- Серый волк согреться хочет и от холода дрожит. (Кисть стоит ребром на столе, указательный палец подогнут, большой немного поднят, остальные выпрямлены – «волк»).
- Лес - деревья и кусточки (Изображают деревья)
- Тихим сном глубоким спят. (Дети кладут ладони под щёку и закрывают глаза).
Дидактическая игра «Назови домишко»
Немного легче зимой животным, у которых есть свой дом. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, где чей домишко.
Изображение животного:
- Волк (Домишко волка волчье логово).
- Лиса (Лиса с лисятами живёт в норе).
- Медведь (Медведь спит в берлоге).
- Ёж (Ёж находит домик под корягами).
- Белка (У белки домик в дупле).
- Мышки (Мышки живут в норках).
- Зайчик (У зайчика нет дома, он прячется под кустиками в глубоком снегу).
Сейчас поиграем в игру «Словцо доскажи – стишок сложи».
С помощью этой игры мы с вами повторим, кому зима поёт колыбельную.
- Только зимушка настала-
И деревья все… (приспала).
- Рыбы плавать не хотят,
В зимний час рыбёшки.(спят).
- И медведи видят сны,
Не проснутся до …(весны).
- Зайку пробирает дрожь,
Спит в гнезде колючий …(ёж).
- Мухи спят и мотыльки,
Осы, пчёлы и …(жучки).
- Так кто спит зимой? Кому зима поёт колыбельную?
- А теперь давайте мы с вами станем стайкой птиц.
- Стайка, полетай-ка! (Дети стайкой бегут за педагогом по комнате и машут руками, как крыльями).
- Стайка, ягодки поклюй! (Дети стучат указательными пальцами по полу, изображая, как птички клюют ягоды).
- Стайка, полетай-ка!
Предлагаю детям отгадать, какие птички прилетают в их зимнюю столовую. (Загадки говорят дети).
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет?.(воробей)
Эти птицы рядом с нами –
Мы зовём их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город…(голубь)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона-
Зовут её…(ворона)
Чёрная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени…(синичка)
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели,
На рябину посмотри –
Там расселись…(снегири).
Фигурки птиц – пазлы дети складывают за столами.
Фигурки птиц размещаем там, где нарисованы любимые лакомства птиц:
Синица возле сала,
Снегирь на ветке рябины,
А остальные возлесемечек.
- Скоро, ребята зима закончится и наступит какое время года?
(Наступит весна, а потом лето).
Летом, когда будет жарко, мы будем вспоминать морозную, румяную зимушку, а чтобы наши воспоминания были яркими, мы сейчас с вами сделаем чудесную картинку – коллаж.
Выбираем любую картинку о зиме и наклеим её на вот этот большой лист. У нас получится как бы фотография нашей морозной, румяной зимушки.
Приступайте к работе!
- Вот она морозная, румяная Зимушка!
Молодцы дети, вы сегодня хорошо работали, играли. Отвечаем на вопросы полными предложениями, чётко выговариваем звуки. Хорошо отгадывали загадки. На память о нашем занятии я подарю вам всем по льдинке.