Тема: «Зимушка Зима»
Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.
Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».
Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: костюмы Снеговика и Зимушки-зимы; ведерко со снежинками; снежный комочек; картинки с зимними забавами.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.
-Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снеговичок.
Снеговик: Здравствуйте, дети!
Снеговик я не простой,
Прихожу я к вам зимой
С ней мы давние друзья
Вас приглашаю в сказку я.
-Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?
Дети: Снежинки.
Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки.
Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим?
Дети: Снег идёт.
Снеговик: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело.
А какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый,серебристый,сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т.д.
Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный снежный комочек, он нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.
Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?
А-а, он хочет,чтобы мы выполнили вот это задание. (снеговик достаёт из-под сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)
Подбери родственные слова к слову- зима.
Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т.д.
Снеговик: Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё одно задание. Расскажи стихи о зиме. Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Дети: Да. (рассказывают стихи) А.С.Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С.Есенин «Белая берёза».
Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали! А что значит «Бразды пушистые взрывая»(дети отвечают). «Словно цепью пуховой»; «Горят снежинки в золотом огне»(дети отвечают).
Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?
Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая и т.д.
Снеговик: За что же вы её любите?
Дети:Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.
Снеговик: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным спортом(дети отвечают-лыжник); а на коньках(конькобежец); на санках(саночник); человек на коньках с клюшкой(хоккеист).
-Вы молодцы, но что-то я устал, давайте поиграем в игру «Весёлые снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.
Физпауза.
Мы снежинки, мы пушинки(идут по кругу)
Покружиться мы не прочь (кружатся)
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь (покачиваются со снежинками)
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)
Мы деревья побелили (движения руками вверх и вниз)
Крыши пухом замели(руки над головой)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли(присесть, положить снежинки и сесть на стульчики)
Снеговик: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы.
Ребята, а вы любите сказки о зиме?
Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье»
А вы знаете, что такое « зимовье»? (дети отвечают)
Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.
-Инсценировка сказки «Зимовье»
Я Борька-бык,
А я – барашек Яшка,
Я Котофеич - кот милашка,
Голосистый петушок-
Петя-красный гребешок.
А я Хавроньюшка- свинья,
Развесёлые друзья.
Мы трудимся, стараемся,
Высокий строим дом.
Мы трудимся, стараемся,
Чтоб звери жили в нём.
Мы дружные зверята,
Не ссоримся совсем.
Мы дружные зверята.
Скажите это всем.
Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила?
Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга.
Снеговик: А давайте вспомним пословицы о дружбе.
Дети: «Где лад, там и клад».
«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».
«Согласному стаду и волк не страшен».
Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться.
«До свидания, друзья!
В своё жилище мне пора.
А вы меня не забывайте
И почаще навещайте».