Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема: «Животные жарких стран».
Коррекционно-образовательные задачи
Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».
Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под.
Распространение предложения однородными членами.
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие связной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.
Оборудование:
Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши.
Ход занятия:
Логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушки – животные жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран.
Логопед читает стихотворение:
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры, жители саванны.
И тропические птицы…
Есть чему тут подивиться! (В. Нищева).
Логопед: Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных. Назовите их. А чьи голоса вы сейчас слышали?
Ответы детей: Я слышал, как трубил слон. А я слышал рычание тигра. Мне слышалось рычание льва. Были слышны крики обезьяны.
Звуковой анализ слова.
Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.
Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.
Дети: Слон.
Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?
Дети: Большой.
Логопед: А ещё какой?
Дети: Большой толстокожий слон.
Составление предложений по данному образцу.
Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).
Логопед: А теперь скажите, кого вы нашли.
Например: Я нашла огромного толстокожего слона.
Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.
Логопед: Как вы думаете, правильно Алина составила предложение? (Ответы детей.)
«Скажи, какой?» (образование сложных слов).
Логопед: Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».
Логопед: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?
Дети: Коротколапый.
Логопед: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т.д.
«Заселим саванну (джунгли)».
Логопед: Ребята, давайте поселим наших животных.
поставьте льва за дерево. Где стоит лев?
Дети: За деревом.
Логопед: Откуда выходит лев?
Дети: Из-за дерева.
Логопед: положите крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?
Дети: Из воды.
Логопед: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т.д.
Игра: «Много кого?»
Логопед: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом «много» про льва?
Дети: Много львов. И т.д. с другими животными.
Физкультминутка.
Логопед: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?
Дети: В саванне, в джунглях.
Логопед: Чем питаются хищники?
Дети: Другими животными.
Логопед: Чем питаются травоядные животные?
Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.
Логопед: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.
Игра: «Кто внимательный?»
Логопед: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.
Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.
Логопед: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.
Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.
Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные.
Игра: «Найди маму».
Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?
Дети: Да.
Логопед: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).
Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).
Дети по данному им рисунку находят мам зебр.
«Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).
Логопед: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).
Итог занятия.