Занятие по внеурочной деятельности "Я и моя семья"
Занятие по внеурочной деятельности "Я и моя семья"
Занятие внеурочной деятельности "Я и моя семья" уточняет представления о членах семьи, показывает значение семьи в жизни каждого человека. Знакомит с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники»; способствует формированию понимания элементарных родственных связей и значимости семьи; развивает речь, внимание, мышление, память, творческое воображение; воспитывает любовь и уважение к своей семье. Ученики на занятии работают индивидуально, коллективно, в парах; знакомятся с новыми пословицами, рисуют свою семью, учатся составлять свое генеалогическое древо. Используются методы воспитания: беседа, дискуссия, групповое обсуждение. Материал может быть использован на уроке литературного чтения, окружающего мира, во внеклассной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
Формы воспитания: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.
Методы воспитания: беседа, дискуссия, групповое обсуждение творческие задания.
Средства диагностики: синквейн
Ход занятия
I.Организационный момент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я –(Имя и отчество преподавателя), а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Анечка, Ванечка...).
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится. (У детей на партах лежат по 3 солнышка) 1 слайд
- Почему выбрали именно это солнышко?
Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.
(На доске оставить только улыбающееся солнышко)
-Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
II. Погружение в тему занятия
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
(На доску вывешивается надпись: СЕМЬЯ). 2 слайд
III. Раскрытие основного содержания
-Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
Работа в тетради С. 4
Задание 1. Давайте прочитаем стихотворение Дарьи Тарадановой в вашей рабочей тетради. 3 слайд
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
-Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)
Учитель делает вывод. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Физминутка (под музыку)
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Задание 2.
На доске записана пословица:
Семья сильна, когда над ней крыша одна. 4 слайд
Как вы понимаете её смысл. (Ответы детей)
- Давайте познакомимся с другими пословицами о семье. Для этого вам нужно соединить части пословиц в целые. 5 слайд
В семье согласно,
хорошие дети растут.
В семью, где лад,
так и душа на месте.
В хорошей семье
так идет дело прекрасно.
Вся семья вместе,
счастье дорогу не забывает.
-Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
Кто есть в вашей семье?
Сколько человек?
По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…6 слайд
- Какой лучик забыли? (Себя.)
- Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)
Задание 3
-Запишите всех, кто с вами живёт в тетрадь.
Я живу _____________________________________________________
-Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
-А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).
-Давайте обратимся к большому энциклопедическому словарю и прочитанм, что обозначает слово «семья»
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- Скажите, пожалуйста, кто входит в понятие «семья»? (Мама, папа, их дети)
-Как их можно назвать? (Члены семьи)
-А как можно назвать бабушку, дедушку, тетю, дядю и тд.? (Родственники)(Если дети затрудняются, посмотреть в терадь, если нет, то свериться с тетрадью)
-А теперь нарисуйте тех, кого вы считаете своей семьёй.
(Ученики рисуют семью в тетради с. 4) Пока вы рисуете, будет звучать песня «Неразлучные друзья».
-Скажите, какая семья называется дружной?
( Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместя проводят свободное время, уважают старших и т.д. На доску вывешивается надпись: ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ). 7 слайд
Физкультминутка(под музыку)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).
-О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них. (Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья»).
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
- Прочитайте слова и подумайте, что общего в этих словах. (Ответы детей)
- Эти слова одного корня. Их можно назвать родственниками? (Да)
- Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.
Практическая работа.
-В каждой семье есть семейный альбом. Чьё фото мы поместим на первую страницу альбома? Почему?
-На первую страницу альбома помещают фото главы семьи. Кто это?
-Глава семьи – это самый старший член семьи. Ему оказывается большое уважение, поэтому фото главы семьи обычно на первой странице.
-Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Давайте и мы с вами «посадим» своё семейное дерево. (с. 5)
-Какой орган дерева находится в земле? Корень. Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Вот и сегодня мы попытаемся создать деревья ваших семей.
(Дети под песню «Моя семья» записывают имена или приклеивают фото членов своей семьи.)
-Вы закончили выполнять семейные деревья, а на кого из своей семьи вы хотите быть похожим? Почему?
- Я предлагаю вам дома узнать, кем были ваши рдственники, чем была интересна их жизнь, связана ли она с Курском?
IV. Закрепление основного содержания занятия
1. Работа в группах. (по рядам) Игра «Любимый цвет».
На доске: Геометрические фигуры (любые) разного цвета
Зелёного, красного, синего.
Дети выбирают понравившийся цвет, каждому из которых соответствует задание.
- Молодцы, дети, вы прекрасно справились с заданием.
2. Закончите предложения. 15 слайд
А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.
На доске записаны незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
- Ваши родители приготовили для вас свои пожелания. Давайте их послушаем.
(Демонстрация видеоролика « Пожелание родителей»)
- Я надеюсь, дети, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.
V. Рефлексия.
1.Составление синквейна
16 слайд. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
17 слайд. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры
1.Семья.
2.Крепкая, дружная.
3. Сплачивает, объединяет, оберегает.
4.Семья — самое дорогое в жизни.
5. Ребенок.
1.Семья.
2.Большая, богатая.
3.Воспитывает, развивает, формирует.
4.Дорожить ею нужно каждому.
5.Родители.
2. Настроение
- А теперь давайте обратимся к нашему солнышку. Выберите то солнышко, которое сейчас соответствует вашему настроению. 18 слайд.
IV. Домашнее задание
-Вы сейчас ещё маленькие, ходите в школу, играете в свои любимые игры, но наступит время и вы станете взрослыми. А какими вы будете? Кто – нибудь задумывался над этим?
- Я предлагаю вам подумать и нарисовать себя такими, какими вы представляете себя в будущем.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Вы – МОЛОДЦЫ!. Спасибо за урок!