Работа с детьми раннего возраста отличается специфическими приемами при проведении занятий. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Поэтому педагог берет на себя активную роль: объясняет, показывает, многократно повторяет материал, чтобы облегчить его запоминание ребенком. Одни и те же сюжеты закрепляются на разных занятиях: рисовании, знакомстве с окружающим миром, лепке, физкультминутках и др. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и т. д. Мною разработаны несколько занятий, темой для которых стало Солнышко.
Физкультминутка
Дети рассаживаются на ковре, я читаю стихи и показываю движения, которые должны повторить малыши:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятия для воспитанников детского сада»
Тема: Весенние изменения
Работа с детьми раннего возраста отличается специфическими приемами при проведении занятий. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Поэтому педагог берет на себя активную роль: объясняет, показывает, многократно повторяет материал, чтобы облегчить его запоминание ребенком. Одни и те же сюжеты закрепляются на разных занятиях: рисовании, знакомстве с окружающим миром, лепке, физкультминутках и др. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и т. д. Мною разработаны несколько занятий, темой для которых стало Солнышко.
Физкультминутка
Дети рассаживаются на ковре, я читаю стихи и показываю движения, которые должны повторить малыши:
Солнце прячется за тучки:(приседаем на корточки)
Прячет ножки,(обнимаем ножки ручками)
Прячет ручки, (прячем ручки за спину)
Прячет лучики в подушки,(кладем ручки под мышки)
Прячет щечки,(закрываем-прячем щечки)
Прячет ушки.(закрываем ладошками ушки)
Вышло солнце из-за туч, (встали, посмотрели вверх)
Детки тронули рукою (сжимаем и разжимаем кулачки, пытаясь взять лучи)
Вот ты, солнышко, какое! (разводим широко руки в стороны)
Ну-ка, дождик, хватит лить! Будем солнышко будить!(хлопаем в ладошки)
Знакомство с окружающим миром
Во время занятия следует учитывать, что внимание маленьких детей очень кратковременно. Поэтому оно длится не более 5-10 минут.
Ход занятия:
- Посмотрите за окошко! Там светит солнышко! Видите, как светло вокруг? (Если в это время солнца нет, то занятие идет немного по другому сценарию:
- Как грустно, солнышка нет… ) А кто знает какое оно? Если дети затрудняются с ответом, то я даю описание солнца наиболее простыми прилагательными: Солнышко – желтое, теплое, яркое, круглое. А что еще желтого цвета вы здесь видите? Привлекаю внимание детей к предметам и игрушкам желтого цвета. Для закрепления материала на прогулке смотрим вверх ищем солнышко на небе, опять вспоминаем, какое оно (яркое, желтое и т.д.), заостряю внимание детей на том, что солнышко на небе светит только днём, деревья, травка и цветочки растут большими и зелеными, потому что им помогает расти солнышко, оно греет их своими лучиками, летом солнышко согревает людей, животных и растения, а зимой оно только светит и очень мало греет.
Рисование
Задачи занятия: Учить детей различать и называть цвета (желтый) и форму (круг).Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
К началу занятия приготовить игрушечный персонаж, картинку с изображением солнца и листочки бумаги, с нарисованным на них жёлтым кружком, по количеству детей, участвующих в занятии.
Ход занятия:
Показываю игрушку детям:
- Посмотрите, ребята, к нам из леса пришел зайка! Даю поздороваться каждому ребенку с игрушкой (-Здравствуй, Сашенька!Здравствуй, Катюша!...) Подношу игрушку к уху: - Что, зайка, что ты говоришь мне? В лесу тебе темно и страшно без солнышка? А мы с ребятами тебе поможем! Мы тебе нарисуем его! Далее вспоминаем с детьми описание солнышка. Особое внимание уделяю форме солнца – круг и цвету – желтый. Показываю картинку с изображением солнца. Подхожу к каждому ребенку и его пальчиком провожу-очерчиваю контур солнышка на рисунке. Во время занятия дети осваивают
самое простое упражнение – линию: - Ребята, давайте нарисуем лучики солнышку, чтобы зайке в лесу не было страшно?! Наше солнышко доброе, лучики у него ласковые.
В конце занятия зайка разглядывает рисунки: - Теперь мне не страшно будет в лесу! Спасибо, вам, ребята!
Лепка (коллективная работа)
Задачи занятия:Научить детей раскатывать пластилин прямыми движениями кистей рук (колбаски). Формировать интерес к работе с пластилином;развивать мелкую моторику рук. Особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
Материалы: Листы картона синего или голубого цвета; пластилин желтого цвета.
Прием лепки: Раскатывание.
Перед началом занятия подготовить основу — «солнышко в небе».Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик,затем расплющить его и придавить к картону в центре листа.
Ход занятия:
Читаю стишок про солнышко:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Любят тебя детки,
Детки-малолетки.
Ребята! У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо,совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей.Давайте ему поможем и сделаем лучи — вот так.
Показываю, как прямыми движениями кистей рук раскатать пластилин солнечный лучик. Предложите малышам действовать самостоятельно.Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин.Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).
- Вот какой получился луч!Мы сделали для солнышка много лучей!
Теперь оно светит ярко!
Тема: «О животных весной и не только…» с элементами сказкотерапии
Образовательная область «Познание».
Цель: обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов, развитие способности к коллективному творчеству
Задачи:
- активизация словаря по лексической теме
-развитие навыков рассказывания
- развитие общей моторики и координации речи с движение
- развитие зрительного восприятия
- развитие слухового восприятия и чувства ритма
- развитие мышления
Материал для занятия:
Слайды по теме «Дикие животные весной»
Карточки с сюжетами из русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Мужик и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк»», Заюшкина избушка».
Ход занятия:
Игра «Волшебная палочка»
Дети встают в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, перечисляют слова по теме, предложенной воспитателем.
Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о диких животных, которые обитают в наших лесах, о том, что они умеют делать, как они это делают, какими они бывают. Палочка как всегда идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните: важно, чтобы слова не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку.
Итак, дикие животные , например, медведь. Я знаю, что медведь умеет бегать (передает палочку ребенку). Медведь умеет (плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться медом, разорять муравейники, спать в берлоге, охотиться…)
Теперь поговорим о лисе. Лиса умеет рыть нору (воровать кур в деревне, охотиться на мышей, зайцев, запутывать следы, убегать от собак, прятаться в нору).
Воспитатель задает следующую тему для разговора:
Итак, животные умеют двигаться. Например, волк умеет бегать. А как он это делает? Волк двигается (быстро, тихо, осторожно, шагом, плавно, прыжком, еле-еле) А как двигается заяц? (быстро, легко, бегом, трусцой, так, что сверкают пятки, кувырком, кубарем).
Воспитатель:
-А теперь поговорим о том, какие бываю животные, какая у них внешность, повадки. Например, какой может быть белочка? Белочка может быть ( осторожной, ловкой, юркой, игривой, по внешности - рыжей, серой, пушистой). Ежик может быть каким? (сердитым, смешным, ворчливым, фыркающим, сонным; а по внешнему виду: колючим, свернувшимся в клубок.
Просмотр слайдов «Дикие животные весной»
- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?
- Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.
- Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.
- Из животной пищи ест насекомых, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.
В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны.
А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
- А какие ещё животные просыпаются весной?
Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Весной ежихи выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком. Как называются детеныши ежихи?
Не забудем и про белку.
-- Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?
- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?
Да, заяц меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство. А как называются детки у лисы?
И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.
Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.
Динамическая пауза «Звериная зарядка».
Раз — присядка, два — прыжок.( присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ушки на макушке)
А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.(руки развести в стороны)
Подготовка к инсценировке сказки.
Ребята, а какие вы знаете сказки, героями которых являются животные? Хотите разыграть сказку по ролям? Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актерам: они должны четко проговаривать слова своей роли. Лучшая тренировка-скороговорки. Даю вам задание четко произнести скороговорку: «Три сороки-тараторки тараторили на горке».
А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами, вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил ее в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама улизнула. Вот приходит мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: « Вся рыба куда-то пропала» Давайте попробуем произнести эту фразу по-разному: сначала скажем утвердительно, потом воскликнем, а теперь спросим, рассердимся, удивимся, огорчимся, чуть не заплачем.)
Молодцы! Здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью хвоста. Он говорит: « Ловись рыбка большая и маленькая» :
Говорит с воодушевлением, представляя, сколько рыбы поймает;
Говорит с досадой- рыба не ловится, а он уже устал сидеть
Уговаривает рыбку, чтобы она поскорей поймалась
Волк уже замерз и не надеется, что поймает рыбу.
Разыгрывание сказок «Как белка и Сойка желудь не поделили», «Как Лиса Ежа перехитрила»
Заключение
-Кто живет в лесу?
- Как их назвать одним словом?
- А теперь давайте тихо уйдём так, чтобы не потревожить животных.
Приложение
«Как Белка и Сойка желудь не поделили»
Сойка желудь закопала, белка желудь отыскала
Где же правильный ответ :Сойкин желудь или нет?
Ранней весной, когда полянки уже освободились от снега, Сойка нашла в земле желудь. Тут с ветки спрыгнула белка:
-Не трогай желудь. Он из моего дупла выпал,- сказала она Сойке.
-Нет, это мой желудь. Я его под землю осенью закопала, - ответила Сойка.
-Я свои желуди сразу узнаю. Они у меня все большие, пузатенькие. Вот как этот,- возразила Белка.
-Посмотри, желудь треснул, потому что всю зиму под землей пролежал. У него скоро росток должен появиться,- не унималась Сойка.
-Он с высоты упал, поэтому и треснул,- заявила Белка
-Неправда, он лежал в земле. На нем даже грязь осталась,- ответила Сойка.
Долго они так спорили. И каждый свою правоту доказывал. А желудь лежал на земле. Он был пока ничей.
Мимо пробегал кабан. Он увидел спелый желудь и съел его. Спорить стало не о чем.
«Как Лиса Ежа перехитрила»
Еж иголками покрылся, от лисы в клубочке скрылся:
-Ох, шутить я не люблю! Если тронешь, уколю!
Всем известно, что Еж в клубочек сворачивается, и иголки острые выставляет. Никто его развернуть не может.
Захотела Лиса Ежа съесть. Вот и стала она ему лестные слова приговаривать: Какой же ты Еж умный: надел колючую шубку, и никто тебе не страшен. Какой же ты, Еж, сообразительный: на иголках своих можешь грибы да листочки переносить. Какой же ты, Еж, догадливый: всю холодную зиму спишь и по лесу не бегаешь, лапки не морозишь. Вот бы мне хоть краем глаза на такую умную голову посмотреть.
Никто Ежу таких хвалебных песен не пел. Разомлел он. Развернул клубок. Выставил напоказ свою голову. А Лисе того и надо. Подскочила она к Ежу, хотела схватить. Еле успел Еж опять в клубок свернуться.
План – конспект занятия по развитию речи на тему «одежда»
Цель: Обучающая и воспитательная работа. Обогащение знаний детей об одежде. Умение согласовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала. Активизация и обогащение словаря. Развитие психических процессов: внимание, память, воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитать бережное отношение к одежде.
Орг. момент. Дети находятся в приемной. Воспитатель спрашивает у детей, для чего нам нужны кабинки. Дети отвечают, что они нужны, чтобы складывать одежду.
- Сегодня мы с вами поговорим об одежде. Я вас приглашаю на занятие в группу.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание на изображение древнего человека и начинает свой рассказ.
- В далекие времена люди жили в пещерах и одежду шили из шкуры животных.
- Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, чтобы с нами произошло?
/Замерзли/
- Почему бы мы замерзли?
/Потому что на улице сей час холодно. Наступила поздняя осень./
Воспитатель добивается логического мышления у детей.
- Если бы вы встретили человека одетого в одежду из шкуры животных, что бы вы посоветовали ему одеть, чтобы не замерзнуть?
Выслушиваются предполагаемые ответы детей.
- А теперь угадайте, чтобы я предложила одеть нашему первобытному человеку. Я загадаю загадки, а вы отгадайте (каждый отгадавший ребёнок выходит к столу находит отгадавшую одежду, обувь и прикрепляет к человеку)
1. Один вход, три выхода. Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел.\ кофта \
2. Утром встал и пошел по двум дорогам. \ брюки \
3. Не сшиты, не кроены, а по цепочке собраны. \ носки \
4. Длинное, тёплое с меховым воротником и рукавами. \ пальто \
5. Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу \ шапка \
6. Два бочонка днем полны, ночью пусты. \ботинки \
7. Пять пальцев, как у людей, но пальцы у ней без ногтей. \ перчатка\
После того, как дети отгадали загадки, воспитатель обращает внимание детей, что человеку стало теплей. Проводится упражнение на релаксацию
«Холодно – тепло».
- В каждое время года мы одеваем одежду соответствующую сезону. Летом – одежду летнюю, осенью - одежду…. ., зимой - одежду….. , весной – одежду ……. (ответы детей ).
Затем воспитатель спрашивает у детей название одежды которую мы носим летом, осенью, зимой, весной.
- Сейчас мы одеты каждый в свою одежду. А кто мне скажет где мы её взяли или купили?
\Одежду можно купить в магазине, на рынке\
- Как называется магазин, где продается одежда?
\магазин «Одежда»\
- Какую одежду можно купить в магазине?
Выслушиваются ответы детей.
- Там можно купить одно пальто и много… \пальто \.
Воспитатель показывает несколько картинок с изображением вещей. Дети должны преобразовать ед.ч во мн. ч.
- Какую одежду купят для себя взрослые \ответы детей\, а для маленького ребёнка?
Дети преобразовывают слова в уменьшительно – ласкательной форме.
Пример: Взрослый купит для себя шапку, а для ребёнка шапочку.
В виде наглядного материала используется натуральная одежда расположенная на «витрине».
Воспитатель одевает одежду продавца и приглашает детей в магазин «Одежда».
- Здесь много одежды для вас. Выбирай прямо сейчас. Продам любую одежду, которую вы хотите.
Дети должны описать одежду, которую они хотели бы купить в «магазине «Одежда». Воспитатель добивается полного описания той одежды, которую ребенок выбрал для покупки.
- В моем магазине продается не только одежда, но и обувь.
Пальчиковая гимнастика.
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки.
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот это валенки
Для малышки Галеньки
- Если вы внимательно слушали, то назовите, какая обувь продается у меня в отделе «обувь».
Дети перечисляют обувь, которая называлась в пальчиковой гимнастике.
Воспитатель спрашивает, какую обувь можно носить летом, а какую зимой.
- Вчера в моем магазине был модельер, который нарисовал одежду. А вы знаете, кто он такой?
\который моделирует новую одежду\
- Но мне кажется он что-то забыл дорисовать некоторые детали одежды.
Воспитатель предлагает детям дорисовать детали, которых не хватает. После того как дети закончили дорисовывать детали, воспитатель предлагает отправить рисунки модельеру.
- У каждого из вас есть своя одежда и обувь. А как вы за ней ухаживаете?
Выслушиваются ответы детей.
В конце занятия подводится итог.
- Что мы с вами делали на занятии. О какой одежде мы говорили, для чего она нам нужна. Что вам понравилось?
Воспитатель благодарит детей за активность на занятии. Все старались отвечать правильно.
В конце воспитатель говорит детям, что пора закрывать магазин. Одежды осталось мало и пора ехать за новым товаром. Но вдруг он находит конверт. Предлагает его открыть, там она находит игру «Одень куклу». Она дарит его детям за хорошие ответы, за активность на занятии.
Занятие по теме «Цветы для мамочки»
Цель:ознакомление детей с приёмами нетрадиционного рисования
Задачи:
1. Образовательная:
Изобразительная: учить передавать образ цветка, строение и форму используя нетрадиционную технику рисования – печатание бумажным шариком и рисование пальчиком.
Техническая: освоить технику выполнения работы способом тампонирования и рисование пальчиком.
Композиционная: совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.
Цветовая: научить использовать цвет, как художественное выразительное средство; закрепить знания желтого и зеленого цвета.
3. Воспитательная:воспитывать аккуратность, эстетический вкус, воспитывать интерес к действиям с бумагой, краской, любовь и заботу к самому близкому человеку – маме, умение доводить дело до конца;
Дидактические средства:
Демонстрационные: картинка с изображением цветка.
Раздаточные: листы бумаги для рисования, листы бумаги для изготовления шариков, тарелочки с гуашью желтого и зеленого цвета, поддон, салфетки.
Связь НОД с другими образовательными областями:«Познание», «Коммуникация».
1. Организационный момент
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика:
Наши руки как цветочки, Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается – Цветочки раскрываются. В темноте они опять Будут очень крепко спать.
2. Мотивационно-целевой этап
Наступает прекрасное время года – весна. Природа просыпается от долгого сна: теплее светит солнышко, тает снег, на проталинах появляются первые цветы! (Показ картинки с изображением цветка).
Скоро наступит весенний праздник мам – 8 марта. Ваши мамы любят цветы? Давайте вашим мамам сделаем подарок, нарисуем цветы.
3. Восприятие предмета
Посмотрите, какой красивый цветок. Какого он цвета? Вот ножка, на которой он стоит. Как она называется? Какого он цвета? А что на стебельке? Какого они цвета?
4. Объяснение приемов работ
4.1. Подробный показ способов выполнения: цветок мы будем рисовать бумажным шариком, для этого возьму лист бумаги сомну его и буду катать между ладонями. Получился шарик. Опускаю шарик в желтую краску и прикладываю его к верхней части листа, убираю шарик в поддон. Получился желтый цветок. Затем я обмакиваю палец в зеленую краску и от цветочка сверху вниз провожу длинную прямую линию. Получился стебель. Снова обмакиваю пальчик в зеленую краску и сбоку от стебелька вверх провожу короткие линии. Это листья. Пальчик вытираю салфеткой. Посмотрите, какой красивый цветочек у меня получился. Ребятки, подойдите ко мне мы с вами поиграем.
4.2. Физ. минутка «На лугу растут цветы»:
На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Махи руками) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны) А потом опять встают И по-прежнему цветут.
4.3. Вопросы на уточнение. А сейчас присаживайтесь за столы. Давайте повторим, что сначала будем рисовать? Каким цветом мы будем рисовать цветок? А что потом будем рисовать? Каким цветом будем рисовать стебель и листья?
5. Практическая работа.
5.1. Пальчиковая гимнастика.
Давайте вместе с вами нарисуем красивый цветок. Сначала нужно приготовить комочек сжатой бумаги для рисования. Возьмите 1 лист бумаги. Сминаем его руками и катаем между ладонями.
Лист бумаги мы сжимаем И ладошки разминаем. Мы, стараемся, катаем Дружно в шарик превращаем. Не дадим ему скучать, Будем им мы рисовать.
Молодцы, у вас получился бумажный шарик.
5.2. Коррекционная и индивидуальная работа. Можно рисовать цветок. Осуществляю контроль и помогаю детям, у которых есть затруднения. Напоминаю, что цветок начинаем рисовать в верхней части листа.
5.3. Анализ детских работ. Как здорово у вас получилось. Ребятки, несите все свои цветочки на первый стол. Что мы с вами рисовали? А для кого? Посмотрите, какие они у вас получились красивые.
6. Подведение итогов. Молодцы, хорошо постарались! Получился красивый подарок для мамы. Вечером, когда мамы придут за вами, подарите им свой цветочек. Вашим мамам очень понравится.
Занятие на тему:
«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- физическое развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
- игровая,
- музыкальная.
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- двигательная.
Цели:
- учить различать предметы на огороде, познакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас детей, развивать игровые навыки; продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения (растения на огороде), способствовать развитию речи как средства общения.
Оборудование и материалы: магнитная доска, предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей (помидора, огурца, моркови).
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках ( показывает детям муляжи овощей (помидора, огурца, моркови), А, скажите, что это?
2. Основная часть. Чтение стихов об овощах.
Воспитатель : (показывает муляж помидора).
У томата-толстяка
Аппетитные бока.
Скушать его, что ли,
Просто так, без соли?
Помидор, какой по цвету? (Красный.)
Форма у него круглая.
По размеру бывает маленький и большой.
Кто знает, где растет помидор? (На огороде, на даче.)
А вырастает он из маленького семечка, которое сажают на огороде, в специально сделанную для этого грядку. Чтобы семечко проросло, за ним ухаживают, поливают. Поливают растения на огороде лейкой. Вырастет из семечки красивое зеленое растение, которое дает вкусные, красные помидоры. Все это делают взрослые, ваши мама и папа, дедушка и бабушка, которым вы помогаете.
Послушайте, что еще растет на огороде:
Посидите, отдохните,
На морковку посмотрите,
Как она сама собою
Под землицею-землею
Все росла, росла и вот –
Удивила огород…
Демонстрирует морковку.
Морковка, какого цвета? (Оранжевая.)
Где растет морковка? (На огороде.)
Кто за ней ухаживает, чтобы она стала большая и красивая? (Взрослые.) Морковка тоже вырастает из семечки. Маленькое семечко сажают в грядку, поливают, ухаживают за ним, и оно превращается в красивую оранжевую морковку. Она растет под землей, а ее зеленый хвостик торчит из земли.
Демонстрирует муляж огурца.
Под резным листочком сразу,
Там, где желтый был цветок,
Ох, какой растет колючий
Огуречик-малышок.
Вот он вырастет и станет
Спелым-спелым огурцом.
Какого цвета огурец? (Зеленый.)
Огурец бывает маленький, а еще какой? (Большой.)
Кто за ним ухаживает, чтобы он стал большим и красивым? (Взрослые.) Огурец растет так же, как помидор и морковка, тоже на огороде. Он тоже появляется из маленького семечка, за которым ухаживают взрослые. Ребята, а кто из вас помогал взрослым на огороде? Расскажите, кто, что делал на огороде? (Ответы детей.)
3. Игра «Кто что делает?».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки (показывает сюжетные картинки, на которых изображены взрослые, работающие на огороде, и дети, которые помогают взрослым.Дети должны рассмотреть должны рассмотреть каждую картинку внимательно и ответить на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Ребята,кто изображен на картинке?
Что он делает? (Воспитатель побуждает детей отвечать предложениями: «На картинке девочка. Она поливает грядки», может задать дополнительные вопросы: «Из чего девочка поливает грядку?». (Из лейки, ведра.)
4. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а что можно приготовить из овощей?
Тема: Овощи
Цели:
Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
Учить находить сходство и различие (по внешнему виду, на ощупь).
Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.
Приёмы и ход.
1. Организационный момент.
Восп. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу - ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла - ох!
Восп. Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзины.
Восп. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
2. Рассказ воспитателя.
Люди аккуратно собирают овощи с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Рассматривание овощей (цвет, форма, величина), сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?
- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т. д.
5. Игра «Большой, маленький».
Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок. Перец - перчик и т. д.
Физкультминутка
Плавно идет капуста,
Осторожно идет редиска,
Важно шагает помидор, (дети имитируют движения)
Легко бежит горошек,
Не спеша, вышагивает редька,
Вприпрыжку спешит морковка,
Маршируют огурцы-молодцы.
6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
7. Игра «Назови, какой это сок».
Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».
Томат - томатный.
Морковь - морковный.
Свекла - свекольный.
Капуста - капустный.
Тыква - тыквенный и т. д.
8. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнавание овоща по описанию.
Онкруглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
- «Вылезай на свет...» (морковка).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох! Покатился... (горох).
Круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее... (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые... (огурцы).
9. Рефлексия
Воспит . О чем мы с вами говорили? Где растут овощи?
- Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»?
Конспект занятия по теме «Сад на подоконнике» Цели:
- знакомим с комнатными растениями;
- закладываем основы экологического воспитания;
- активизируем наблюдательность;
- даем понятие о том, что растения- живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды;
- учим ухаживать за комнатными растениями;
- формируем интерес к миру растений, желание делать окружающую обстановку красивой;
- развиваем наблюдательность и логическое мышление- устанавливать правильную последовательность этапов развития растения.
Воспитатель: Ребята я вам сейчас прочту сказку, в которой спорили корень, стебель и листья, кто же из них самый главный.
Кто самый главный?
Поспорили однажды корень, стебель и лист - кто из них самый главный. Корень говорит:
Я самый главный. Я первый вырастаю из семени, я достаю воду из почвы, я удерживаю растение в земле.
Нет, - возмутился стебелек, - если меня не будет, кто твою воду листьям и цветам передаст? А у меня есть маленькие трубочки - специальный водопровод. И ещё я держу на себе листья и цветы.
Самый главный я, - гордо заявил лист. - Это я питаю растение. У меня есть зелёные клеточки, в которых образуется сладкая жидкость. Правда, они так малы, что обычным глазом их не разглядишь. Каждая клеточка - это как бы целый заводик, который с утра до вечера без устали работает - из стебля берёт воду, из воздуха ловит углекислый газ и солнечный свет, и с их помощью помогает вам, расти.
Выслушал всех внимательно бутон и говорит:
-Что вы спорите? Все вы главные, потому что жить друг без друга не можете. Давайте дружить!
Тогда и я стану красивым цветком, а цветок превратится в полезный плод.
Закивали цветочки головками, покачался в знак одобрения стебелек с листочками, миролюбиво зашевелились корни.
С тех пор корень, стебель и лист живут в мире и согласии.
Физ. минутка "Цветок"
Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой чудесный сад у нас на подоконнике! Для того чтобы вырастить такой сад, как у нас в группе, надо немало потрудиться. Давайте мы с вами сегодня посадим еще один цветочек для нашей группы. Посмотрите, и скажите от какого растения этот листок (ФИАЛКА)
Что нам понадобиться для посадки (горшок, камни для дренажа, лопатка, земля, росток с корнями, вода, фартук)
1-й реб. В горшочек насыпает камушки
2-й реб. Насыпает землю.
3-й реб. Делает углубление в земле для ростка.
4-й реб. Сажает лист фиалки и присыпает землей
5-й реб. Поливает листик.
Воспитатель: Вот мы и посадили еще цветочек.
Ребята, а вы хотели бы стать волшебниками времени (попутешествовать во времени) Представьте, что это наша машина времени. Отправляемся?
(Кладутся обручи, дети становятся в них, приседают и произносят слова)«Раз,два, три времечко вперед лети!»(в это время коробка с посаженой фиалкой меняется на фиалку с множествами листочками)
Ребята посмотрите, что произошло с нашей фиалкой (ответыдетей)
Воспитатель: продолжим наше путешествие?
(дети становятся в обручи, приседают и произносят слова)«Раз, два, три времечко вперед лети!»
(в это время коробка с проросшими листочками фиалки меняется на цветущую)
Дети рассматривают фиалку, любуются ею.
Теперь нам пора возвращаться (дети становятся в обручи, приседают и произносят слова)«Раз, два, три времечко назад лети!»
Воспитатель: Вот мы и вернулись! Вот наша фиалка, за которой мы будем с вами наблюдать Как будут появляться листочки, бутончики, распускаться цветочки.
Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели пожелать нашему цветочку (ответыдетей) Для осуществлений ваших пожеланий мы с вами должны помочь. Что мы можем сделать для хорошего роста нашего растения? (поливать, стирать с листьев пыль, поворачивать к солнцу или, наоборот, ставить в тень.)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, растения умеют разговаривать? Давайте прислушаемся о чем они нам шепчут.
Тема: « Уход за комнатными растениями »
Цель: формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически - ориентированной деятельности.
Программное содержание:
- Учить детей определять растение требующее уход, находить способ оздоровления.
- Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы.
- Закрепить знания названий комнатных растений.
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Оборудование: комнатные растения, инвентарь по уходу за растениями (опрыскиватель, рыхлитель, лейка, мягкая тряпочка), карточки-схемы, обозначающие вид инвентаря, игрушка-обезьянка.
Ход занятия
Вводная часть.
Приветствие.
Загадка.
Основная часть.
Беседа о комнатных растениях.
Физминутка.
Практическая работа. Уход за комнатными растениями, работа с карточками.
Заключительная часть.
Итог занятия.
Рефлексия « Волшебный цветок ».
Прощание.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, с гостями. ( Здороваются, садятся на стульчики )
А теперь я загадаю вам загадку:
Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,
И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимут настроение зеленые…( растения ).
Ребята, где мы встречаемся с растениями? Для чего нужны комнатные растения ? (чтобы было красиво, очищают воздух от пыли, растения хорошо пахнут ). Поднимите руки у кого дома есть комнатные растения. Ребята давайте посмотрим из чего состоит комнатное растение (демонстрация фикуса) (демонстрация растения, название его основных частей (стебель, листья, корень). Иногда от сухих листьев остается мусор, который нужно убирать; на листиках собирается пыль. Поэтому за растениями нужно ухаживать. Вы помогаете маме ухаживать за растениями?
ФИЗМИНУТКА.
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку цветочки,
Повернут листочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
Ребята! К нам в гости приехала обезьянка. У нее появилась проблема. У нее есть любимое комнатное растение, и она привезла его с собой, но она совсем не понимает, что с ним происходит, и она просит нас помочь ей. Ребята, посмотрите, вот любимое растение обезьянки (показ папоротника). Что с ним не так, кто знает? (ответы детей). Правильно! Обезьянка оказывается, совсем не умеет за ним ухаживать. Поможем ей? Подойдите к столу, посмотрите: перед вами лежат карточки с рисунками инструментов по уходу за растениями. А вы знаете, что это за инструменты? Для чего они нужны? (ответы детей).
Давайте теперь будем сравнивать наше растение и растение обезьянки. У нашего растения какие листочки? (чистые) А чем мы убирали с листочков пыль? (тряпочкой) А на листочках растения обезьянки что? (пыль) А с этого растения можно убрать тряпочкой пыль? (нет) А чем можно? (опрыскивателем)? Какая карточка нам подойдет? Кто хочет попробовать сам? Какая земля у нашего растения? (рыхлая) А у обезьянки? (плотная) Что нам поможет исправить ситуацию? (грабельки) Какая карточка нам поможет? А какая еще земля у нашего растения? (влажная) Почему? (поливали) А у обезьянки? (сухая) Какой инструмент нам поможет? (лейка) А какая карточка? Вот теперь мы научили обезьянку ухаживать за растениями. Обезьянка нас очень благодарит и желает, чтобы наши растения никогда не становились как ее любимое растение.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме ухаживать за растениями.
Рефлексия « Волшебный цветок ».
Ребята, а давайте нарисуем растение обезьянки в наш дневник наблюдений, а обезьянку попросим оставить нам растение, чтоб мы смогли понаблюдать за ним? (зарисовка растения в дневнике наблюдений)
Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.