Просмотр содержимого документа
«Выступление "Воспитание культуры поведения младших школьников"»
Воспитание культуры поведения учащихся младших классов.
Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру.
Придя в школу, ученики 1 классов уже знают определённые правила поведения в обществе, ведь уже в дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает определённый опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Но целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается именно с приходом ребёнка в 1 класс.
Для того чтобы составить программу воспитательной работы по культуре поведения, каждый классный руководитель 1 класса учитывает 2 важных момента:
Изучение уровня воспитанности детей, их опыта общественного поведения на момент поступления в 1 класс. (Методика проведения теста в виде игры «Можно, нельзя»).
Основы поведения ребёнка закладываются в семье. От того, в какой
семье воспитывается ребёнок, зависит уровень культуры его
поведения. Поэтому, прежде всего учитель должен познакомиться с
семьёй своего ученика. Воспитание культуры поведения основана как
на работе с детьми, так и на работе с родителями. Родители должны
узнать, какую цель ставит перед собой учитель, с какими правилами
культуры он познакомил ребят, какая помощь требуется в этом вопросе
от родителей.
Приведу пример тем родительских собраний, проводимых с родителями по теме «Воспитание культуры поведения учащихся младших классов».
Ваш ребёнок пошёл в школу.
Приучайте ваших детей к аккуратности и опрятности.
О воспитании обязательности, точности.
Как приучить ребёнка к вежливости.
Детский труд и забота ребёнка о близких.
Родителям о воспитании культуры поведения детей в общественных местах.
Товарищи ваших детей.
Процесс воспитания культуры поведения учащихся проходит как на уроках, так и во внеурочное время непрерывно.
Работу над формированием поведения трудно втиснуть в рамки конкретной программы. Но специальный контроль, отработку навыков и умений, возможно, вести по определённой схеме.
№
Основные разделы, темы.
1 класс
2 класс
3клаасс
4 класс
1
Личная гигиена, аккуратность и опрятность
Друзья Мойдодыра.
Опрятность, аккуратность в одежде.
Каждой вещи своё место.
Занятие-игра «Помоги Федоре»
2
Вежливость и культура речи.
«Волшебные слова».
Ты и твои товарищи.
Вежливые слова и поступки.
Занятие-игра «Школа вежливых наук»
3
Внимательность, точность, обязательность.
Помни о других.
Уважай своё время и время других.
Правила, обязательные для всех.
Занятие-игра «О дружбе, доброте и отзывчивости».
4
Правила поведения на улицах и в общественных местах
Правила поведения на улице.
Правила поведения в театре и кино.
Правила поведения в гостях.
Занятие-игра «Знай правила общественного поведения, как таблицу умножения»
5
Заключительные беседы.
Поведение в школе.
Поведение дома
Поведение в общественных местах.
Занятие-игра «Путешествие по городу вежливости».
Специальная работа над каждой темой не означает, что учитель не обращает внимания на воспитание тех правил культурного поведения, которые не изучаются в данный момент. Понятно, что если учитель в настоящее время работает над правилами вежливого отношения к людям, и в то же время класс идёт в театр, то учитель знакомит детей с правилами поведения на улице, в общественном транспорте, в самом театре.
Формы проведения занятий могут быть различными. От бесед и игр, до выполнения упражнений или обсуждений литературного произведения.
Основное содержание воспитания культуры поведения младших школьников - это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Причём принципиальное значение имеет осознание детьми, что эти и другие правила культуры и гигиены нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по требованию взрослых.