Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Таким образом, актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:
- для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;
- так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания". [43, с.431].
- знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;
- младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.
Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М.Архангельский, Н.М.Болдырев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
В других работах дан анализ педагогического наследия видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
В связи с актуальностью проблемы нравственного воспитания в начальной школе, мы остановили свой выбор на теме "Способы нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время".
Целью нашей работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.
Предмет исследования: способы (формы и методы) нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников в школе во внеурочное время будет иметь положительную динамику если:
– при его осуществлении учителем будет использоваться организованная система форм и методов, комплексно воздействующих на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
- содержание нравственного воспитания младших школьников будет основываться на их реальном жизненном опыте и будет направлено на его самостоятельное осмысление через сравнительный анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время в научной педагогической, психологической и методической литературе;
2. Изучить опыт учителей начальных классов по организации нравственного воспитания во внеурочное время;
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе и проанализировать результаты;
4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных.