Одно из главных свойств человеческой души состоит в том, что она жаждет общения, соприкосновения, контакта с душой другого человека. Дети больше нас нуждаются в общении. Общаться с ними не значит просто отвечать на их вопросы, что само по себе, конечно, важно. Общаться – это нечто другое.
Я считаю, что слово «воспитывать» объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться. Мы должны уметь управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить их, но я обратила внимание, что чаще всего мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне важное действие – общение. После долгих размышлений я пришла к выводу, что для многих учителей и родителей оно просто несовместимо с управлением и учением!
Для учения необходимо, чтобы учитель превосходил учащегося в знаниях или опыте. Для управления тем более необходимо превосходство по возрасту или по авторитету. Чем значительнее превосходство, тем легче управлять - управление крепнет от власти.
Общение же, наоборот, требует абсолютного равенства! Всякое неравенство, превосходство и власть делают невозможным общение. Люди не равны между собой по уму, опыту, возрасту, положению, таланту, но золотыми буквами я написала бы следующее: души всех людей совершенно равны! Более того, равны души ныне живущих людей и тех, кто жил тысячу или пятьсот лет назад, иначе мы не могли бы читать и понять произведения Шекспира, Данте, Гомера.
В принципе все люди могут общаться со всеми, но не все способны на это, потому что не все взрослые люди, порой и учителя, нуждаются в общении – душа высохла, люди не могут снять с себя превосходство, радоваться встрече с человеком, открыться душой, почувствовать чуждую душу равной. Собственно, в этом и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребёнке равного себе.
Многие думают, будто управлением мы учим ребёнка подчиняться законам, создаём полезные привычки. В действительности же только общение делает детей воспитуемыми. Я не сомневаюсь, что дети, вступающие в общение со взрослыми, поддаются разумному управлению и обучению. Где нет общения, там и управление детьми невозможно – они не слышат взрослых. Чем больше уповаем мы на одно только управление, тем хуже результат воспитания, и нам остаётся только жаловаться на то, что достались трудные, неэмоциональные, бесчувственные, равнодушные к чужой беде дети.
Трудные дети – те, у кого нет душевных и духовных контактов со взрослыми. Трудные учителя – те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, кого возмущает сама идея равенства с детьми.
Душевный контакт с ребёнком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идёт воспитание. Есть контакт – всё идёт хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Воспитание в этом случае зависит не от нас, а от разных житейских обстоятельств, от других людей – в школе или на улице.
В своей воспитательной работе я опираюсь на такие технологии, которые создают ситуации успеха, сопереживания, радости, веры в себя, когда хочется поделиться, рассказать, выразить свое состояние не только в чувствах и эмоциях, но и в словах, то есть попытаться, как мы это говорим, «нарядить в слова». классные часы, вечера отдыха, встречи с интересными людьми, экскурсии, туристические поездки способствуют общению. Никто не остаётся в стороне! Весь класс выпускает газету, например, «Любимый мой дворик, ты сердцу, мне дорог!..», обсуждает книгу, экскурсию на Красный Ключ, спектакль драматического театра. Даже спортивные секции, кружки мы выбираем такие, где есть возможность общаться. Мои дети не замечены в правонарушении, они всегда заняты, у них много забот.
Создавать в коллективе атмосферу добра, взаимопонимания, доверия – и сложно, и просто. Это моя судьба, которая, возможно, больше, чем жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности посредством общения »
Воспитание личности посредством общения
Одно из главных свойств человеческой души состоит в том, что она жаждет общения, соприкосновения, контакта с душой другого человека. Дети больше нас нуждаются в общении. Общаться с ними не значит просто отвечать на их вопросы, что само по себе, конечно, важно. Общаться – это нечто другое.
Я считаю, что слово «воспитывать» объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться. Мы должны уметь управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить их, но я обратила внимание, что чаще всего мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне важное действие – общение. После долгих размышлений я пришла к выводу, что для многих учителей и родителей оно просто несовместимо с управлением и учением!
Для учения необходимо, чтобы учитель превосходил учащегося в знаниях или опыте. Для управления тем более необходимо превосходство по возрасту или по авторитету. Чем значительнее превосходство, тем легче управлять - управление крепнет от власти.
Общение же, наоборот, требует абсолютного равенства! Всякое неравенство, превосходство и власть делают невозможным общение. Люди не равны между собой по уму, опыту, возрасту, положению, таланту, но золотыми буквами я написала бы следующее: души всех людей совершенно равны! Более того, равны души ныне живущих людей и тех, кто жил тысячу или пятьсот лет назад, иначе мы не могли бы читать и понять произведения Шекспира, Данте, Гомера.
В принципе все люди могут общаться со всеми, но не все способны на это, потому что не все взрослые люди, порой и учителя, нуждаются в общении – душа высохла, люди не могут снять с себя превосходство, радоваться встрече с человеком, открыться душой, почувствовать чуждую душу равной. Собственно, в этом и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребёнке равного себе.
Многие думают, будто управлением мы учим ребёнка подчиняться законам, создаём полезные привычки. В действительности же только общение делает детей воспитуемыми. Я не сомневаюсь, что дети, вступающие в общение со взрослыми, поддаются разумному управлению и обучению. Где нет общения, там и управление детьми невозможно – они не слышат взрослых. Чем больше уповаем мы на одно только управление, тем хуже результат воспитания, и нам остаётся только жаловаться на то, что достались трудные, неэмоциональные, бесчувственные, равнодушные к чужой беде дети.
Трудные дети – те, у кого нет душевных и духовных контактов со взрослыми. Трудные учителя – те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, кого возмущает сама идея равенства с детьми.
Душевный контакт с ребёнком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идёт воспитание. Есть контакт – всё идёт хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Воспитание в этом случае зависит не от нас, а от разных житейских обстоятельств, от других людей – в школе или на улице.
В своей воспитательной работе я опираюсь на такие технологии, которые создают ситуации успеха, сопереживания, радости, веры в себя, когда хочется поделиться, рассказать, выразить свое состояние не только в чувствах и эмоциях, но и в словах, то есть попытаться, как мы это говорим, «нарядить в слова». классные часы, вечера отдыха, встречи с интересными людьми, экскурсии, туристические поездки способствуют общению. Никто не остаётся в стороне! Весь класс выпускает газету, например, «Любимый мой дворик, ты сердцу, мне дорог!..», обсуждает книгу, экскурсию на Красный Ключ, спектакль драматического театра. Даже спортивные секции, кружки мы выбираем такие, где есть возможность общаться. Мои дети не замечены в правонарушении, они всегда заняты, у них много забот.
Создавать в коллективе атмосферу добра, взаимопонимания, доверия – и сложно, и просто. Это моя судьба, которая, возможно, больше, чем жизнь.