kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе  изобразительной деятельности  дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья  — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Изобpазительная деятельность детей с проблемами слуха, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Говоря о периодизации развития детского рисования, необходимо особо отметить труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование.

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.  В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

       Основная цель педагога - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

       Как известно, человек - существо социальное. Придя в этот мир, ребенок, практически с первого вздоха, вынужден вступать в контакт с себе подобными, то есть общаться.   Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают необходимую программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается многовековой человеческий опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Когда же речь идёт о передаче социального и научного опыта ребенку, то есть обучения, целесообразно говорить о педагогическом общении.

       Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

       Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

       Ценность  изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особен­ностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

?         Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка

?         Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

?         В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

?         В–четвёрных, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

?         В–пятых, помогают в профессиональном определении  учащихся и так далее.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

 При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

 - формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

 - учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

 - тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

 - актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

 - эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

 - развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

 - процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

 Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

 1) у детей формируются навыки наблюдения;

 2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

 3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

 4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

 5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

 6) развиваются зрительная и двигательная память;

 7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

 8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека.  Это обусловлено тем, что используются различные методы и приёмы, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности »

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности.   Выполнила учитель ИЗО КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ №3» Минобразования Чувашской Республики Алимасова Людмила Львовна

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности.

Выполнила учитель ИЗО КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ №3» Минобразования Чувашской Республики

Алимасова Людмила Львовна

Общество нуждается в возрождении духовности в стремлении делать добро, твердой гражданской позиции

Общество нуждается в возрождении духовности в стремлении делать добро, твердой гражданской позиции

Ценность изобразительной деятельности

Ценность изобразительной деятельности

  • помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь
  • помогает в профессиональном самоопределении
  • способствует реализации творческих сил умений и знаний
Дети с ограниченными возможностями здоровья — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Вне общения невозможно формирование личности.

Вне общения невозможно формирование личности.

Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления.

Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

задачи уроков изобразительного искусства в коррекционной школе:

задачи уроков изобразительного искусства в коррекционной школе:

  • Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка
  • Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.
  • В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.
  • В–четвёрных, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.
  • В–пятых, помогают в профессиональном определении  учащихся и так далее.
основные дидактические принципы при осуществлении коррекции:

основные дидактические принципы при осуществлении коррекции:

  • - формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
  • - учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
  • - тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
  • - актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
  • - эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
  • - развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
  • - процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
занятия по рисованию способствуют тому, что:

занятия по рисованию способствуют тому, что:

  • у детей формируются навыки наблюдения;
совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

Лауреаты Международного конкурса «Дети в чрезвычайных ситуациях»

Лауреаты Международного конкурса «Дети в чрезвычайных ситуациях»

дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения; Работа ученицы 12 класса Ильиной Татьяны (Компьютерная графика 3 D формат)

дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

Работа ученицы 12 класса Ильиной Татьяны

(Компьютерная графика 3 D формат)

развиваются зрительная и двигательная память;

развиваются зрительная и двигательная память;

Работа ученицы 7 класса Украинской Юлии

Работа ученицы 7 класса Украинской Юлии

дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции .

на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции .

Главной задачей педагога работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной  деятельностью. Мастер-класс по гончарному делу (г.Новочебоксарск)

Главной задачей педагога работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной  деятельностью.

Мастер-класс по гончарному делу

(г.Новочебоксарск)

Уроки в гончарной мастерской

Уроки в гончарной мастерской

Работы учащихся7-10 классов

Работы учащихся7-10 классов

Мастер – класс по лозоплетению

Мастер – класс по лозоплетению

разнообразить техники исполнения работ:

разнообразить техники исполнения работ:

специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека Готовимся к пасхе

специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека

Готовимся к пасхе

Лауреаты Всероссийского конкурса «Золотая осень»

Лауреаты Всероссийского конкурса «Золотая осень»

Персональная творческая выставка выпускницы школы Волковой Екатерины

Персональная творческая выставка выпускницы школы Волковой Екатерины

Участие в социальных проектах

Участие в социальных проектах


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алимасова Людмила Львовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Организационно–педагогические условия социализации и адаптации воспитанников школы–интерната"
    ["seo_title"] => string(106) "orghanizatsionno-piedaghoghichieskiie-usloviia-sotsializatsii-i-adaptatsii-vospitannikov-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "316324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460052732"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства