kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание и социальная адаптация учащихся в процессе организации внеклассной работы в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание и социальная адаптация учащихся в процессе организации внеклассной работы в коррекционной школе»

МКОУ « Балезинская школа – интернат»



























Доклад:





«Воспитание и социальная адаптация учащихся

в процессе организации внеклассной работы в коррекционной школе»



































Выполнила:

Максимова Н.С.





с Балезино 2018 г

«Воспитание и социальная адаптация учащихся

в процессе организации внеклассной работы в коррекционной школе»



Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников.

Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, т.е. это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общества.

Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.

.Весь учебный процесс является для ребенка социализирующим опытом. На любом занятии ребенок не только учится взаимодействовать в коллективе, но и усваивает социальные роли, присущие людям в обществе.

Самым проблематичным в школе являются 1-е, 5-е и 9-е классы.

При поступлении ребенка в первый класс, основным является не процесс обучения, а именно процесс формирования социальных контактов с окружающими людьми. Учащиеся, поступающие в 1 класс, до этого не посещали детский коллектив. Таким образом, для учеников первый класс является первым опытом социального контакта.

Первоочередной задачей становится введение таких учащихся в коллектив, формирование коммуникативных умений, взаимодействию друг с другом и с классом, элементарным навыкам самообслуживания (правильно стелить постельное бельё, заправлять постель; качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку; наливать нужное количество воды в ведро;
правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом. (В нашей группе не посещали дошкольное учреждение Алеша М, Алина и Наташа. Алеша очень долго привыкает к людям, долгое время не общается. Алина больше общается на удмуртском языке, а на русском не понимает значения слов. Не привиты навыки самообслуживания.

Наташа плохо вступает в контакт, не может играть.)

Еще большее количество детей приходит в специальную коррекционную школу, уже поучившись в  массовой школе. Приходят, имея опыт обучения. Дети приходят со сформировавшимся негативным отношением к школе, к учебе, к сверстникам, к учителям. Очень часто дети имеют негативное отношение и к себе. В этом случае у ребенка формируется защитная реакция по отношению к окружающему. Это либо уход в себя, отказ от участия в работе, в жизни коллектива, отказ от контактов с одноклассниками и учителями. Так называемая социальная самоизоляция.

Другим вариантом защитной реакции является агрессия. Ребенок пытается заместить свою несостоятельность в учебе физической силой, привлечь к себе внимание отрицательными поступками. (Пример Алеша прибыл к нам в 5 класс. Учиться и участвовать в школьных делах нет никакого желания)

5-й класс – это переход из начального модуля в средний. Образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособиться к различным стилям педагогической деятельности учителей, к самостоятельной организации учебной деятельности.

Именно в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с другим, более взрослым миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определяют успешность его школьного общения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде. (По результатам тестирования и анкетирования и по диагностике психолога Анастасии Владимировны по адаптации в 5 классе, выяснилось, что воспитанникам комфортно в группе и классе, а в школе плохо. Высокая тревожность, агрессия и нет мотивации к обучению у Андрея. Отрицательное отношение к школе и товарищам. Андрей пришел к нам в з класс, имея опыт обучения и может уже со сформировавшимся негативным отношением к школе, к учебе, к сверстникам, к учителям. У Наташи Н совсем ничего не получается в учебе, стала привлекать к себе совершив плохие поступки.)

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Организуя повседневную жизнь детей с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышается уровень требований. Дети среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи. (Гладить, стирать стараемся, но не у всех получается. Кто - то ленится, у кого- то нет сил. Андрей не следит за внешним видом, вовсе бы и не стирал. Не следит за внешним видом Алина. Алина, Наташа не могут выжимать белье, неправильно стелют постельное белье. Алина до сих пор неправильно обувается. Так же не могут вдевать нитку в иголку, не могут делать узелки, пришивать пуговицы, самостоятельно ремонтировать одежду, необходим контроль и помощь. Чтобы научиться сделать мелкий ремонт одежды, мы выполняем различные поделки, например панно из пуговиц, вяжем, вышиваем, готовим подарки .У мальчиков получается очень хорошо, а девочки совсем не могут, кроме Оли. Мальчики в 5 классе уже не стали заниматься вязанием и вышиванием. Многие воспитанники не знают, как зовут родителей и домашний адрес, хотя мы повторяем и даже записывали. Забывают. Каждое свободное время мы стараемся занять то рисованием, то вязкой, то играми, то самообслуживанием ).

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. В- четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеурочной деятельности - творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. (Например, когда дети готовят художественный номер или готовят маршировку, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя".)

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые ) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Вся внеклассная работа должна содействовать общему развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений, навыков. Во внеурочное время имеются большие возможности для использования таких важных для развития детей средств воспитания, как наблюдение за природой, экскурсии, различные дидактические игры. (По возможности ходим гулять, наблюдаем за природой, за животными. Воспитанники играют в дидактические игры: « В школу», « Магазин …», «Парикмахерскую.»

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Проведение различных внеклассных мероприятий включает ряд важных моментов, которые в комплексе способствуют формированию у детей необходимых умений и навыков, а также практическому применению усвоенных ранее знаний и умений. ( Готовясь к внеклассному мероприятию стараемся привлечь всех учащихся, учитывая возможности учеников. Продумываем сценарии праздников, подбираем конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.)

Участвуя во внеурочной деятельности, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На  занятиях раскрываются у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. ( Каждый ребенок участвует на школьных, районных конкурсах, отправляем работы в «Магистр». Принимали участие в районном конкурсе: « Лес наш дом» в номинации

« Вторая жизнь упаковки», где заняли 3 место. Во время подготовки мы изготовили различные поделки из пластиковых бутылок, пакетов, коробок, яичных ячеек и т.д. Воспитанники с большим удовольствием и интересом выполняли поделки. Оля Потапова принимала участие в районном конкурсе

« Кофейный бум» Заняла 3 место.)

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

( У Наташи поделки не получаются, а Славик скромный мальчик, не проявляет себя. Я решила проявить их востребовательность участвуя в районном конкурсе «Одежда из газет». Вроде бы получилось, но результатов еще нет.)

Занятия могут проводиться не только воспитателями общеобразовательных коррекционных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. В школе работают кружки, в которых работают наши дети : «Очумелые ручки » , « Делаем сами», «Спортивный», «Художественная обработка древесины», «Золотые страницы рукоделия» где дети используют и закрепляют умение и навыки.

Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Характер этих взаимоотношений во многом определяется уровнем учебно-воспитательной работы и умением детей правильно оценивать своих одноклассников.

Поскольку личные взаимоотношения между детьми могут регулироваться, они должны быть использованы как средство коррекции недостатков развития личности. Для достижения этой цели, необходимо, прежде всего, обеспечить каждому ребенку положительное эмоциональное самочувствие во внеклассном коллективе, как можно более широкие дружеские контакты с членами группы. В тех случаях, когда у ученика не складываются личные отношения, следует установить и устранить причины этого, показать коллективу положительные качества ребенка, воспитывая и закрепляя их.

( Андрея не принимают воспитанники других групп. Он, видимо, завидует товарищам и начинает их тормошить….)

Именно в процессе коллективной деятельности, и главным образом во внеурочное время, школьники вступают в общение, в результате которого формируются коллективные связи и отношения. Социальное развитие детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участие в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

В коллективе имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.

При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия на:

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

3. Следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».



Литература: 1.  Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М., «Владов», 2010.

2. Матвеева Н. Б., Погостина Е. С. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 3.с.47-54.

3. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.№1.с.13-20.

4. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

5. Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.

6. Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

7. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.

8. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Максимова Надежда Самсоновна

Дата: 30.11.2018

Номер свидетельства: 488388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства