kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность – один из этапов развития творческой и познавательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой и познавательной активности – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность – один из этапов развития творческой и познавательной активности младших школьников»

Внеурочная деятельность – один из этапов развития творческой и познавательной активности младших школьников



Развитие творческой и познавательной активности – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Я хочу поделиться своим опытом работы по развитию творческих способностей и познавательной активности на занятиях по экологическому воспитанию.

В Саратовском регионе разработана «Концепция непрерывного экологического образования населения области на 2009-2019 гг.». Поставлена задача развивать систему общественного содействия решению экологических проблем региона.

Заведующая кафедрой Начального естественно-математического образования Саратовского государственного университет имени Н.Г.Чернышевского Морозова Елена Евгеньевна, доктор биологических наук, доцент вместе со своими коллегами разработала проекты: «Растем вместе», «Школа добрых дел», «Мой зеленый друг», «Мир комнатных растений», «Зеленая аллея памяти», «Птицы в нашем городе», «Зеленая красавица» для реализации их в образовательных учреждениях области.





Я начала работу над проектом «Мой зеленый друг» в 2011 году после участия в экологической конференции в Саратовского государственного университет имени Н.Г.Чернышевского

Учащиеся 3 класса с удовольствием принялись за работу над этим проектом. И это неспроста. Исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта, развитию творческой и познавательной активности Когда ученик соприкасается с наукой, он выражается сам и наблюдает самовыражение у других. Это становится для него очевидным и не вызывает отрицания. Прежде всего, наука развивает ум. Обучает его различным схемам мышления. Показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их. Исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика внимательнее, спокойнее, конструктивнее. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы ее решения, докладывать полученные результаты слушателю. Одним из ярких результатов нашей работы стало создание гербария «Растения вокруг нас».

С 2013 года веду кружок «Юный эколог». Цель и задачи курса «Юный эколог»

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, творческие задания ,игровые занятия, практикумы и опытническую работу, реализацию проектов.

Темы проектов

  1. «Кто живет в почке?» Тему этого проекта выбрали учащиеся во время зимней экскурсии.

  2. «Развитие растения из семени». В ходе изучения темы по окружающему миру

  3. «Огород на подоконнике». Решили проверить, можно ли вырастить огурцы на подоконнике.



  1. «Как растет лук?» Тему предложила я. Узнать, влияют ли условия прорастания лука (в воде, в земле) на урожайность.

  2. «Манчжурская сосна». Совместный проект с кафедрой Начального естественно-математического образования Саратовского государственного университет имени Н.Г.Чернышевского.



Работу над проектом «Птицы наши друзья» мы начали в ноябре. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с учениками отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили птицам надо помогать.
Так появилась идея создания проекта «Птицы наши друзья». Тип проекта я определила, как эколого-информационный, практико-ориентированный.
Участниками проекта стали обучающееся 3 класса, их родители, учитель.
Этот проект был задуман и реализован, чтобы сформировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Я определила этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный - ноябрь

II этап -основной (практический) – декабрь, январь

III этап – заключительный –февраль.

Для того чтобы успешно реализовать проект мы подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме, в библиотеке взяли подборку познавательной и художественной литературы о птицах, которую дети могли взять домой на выходные дни.

Из наблюдений мы заметили, что на школьном участке чаще всего встречаются такие птицы как воробей, синица. Поэтому решили изучать образ жизни именно этих птиц. Ребята разбились на группы, каждая собирала информацию об одной из птиц. Ученики с моей помощью изучали информацию в интернете о зимующих птицах, их образе жизни, о кормушках, инсценировали птичьи разговоры, была оформлена выставка рисунков.

Дети вместе с родителями смастерили кормушки из разного бросового материала. Кормушки для птиц мы развесили на школьном участке. Ежедневно наблюдали за птицами, регулярно насыпали корм, который приносили из дома: крупу, семечки, зерна пшеницы, проса, ячменя.

На занятиях играли в подвижные «птичьи игры»: «Назови птицу», «Лети в гнездо», «Совушка- сова».

Чтобы мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о зимующих птицах мы учились различать голоса птиц, провели викторину «Зимующие птицы».

Для расширения кругозора и развития познавательно-исследовательской и творческой деятельности были проведены беседы: «Почему птицы могут летать?», «Птицы наши друзья», «Что ты знаешь о птицах», «Чем питаются птицы зимой?», «Покормите птиц зимой».

Беседы сопровождались показом презентаций

В ходе проведённых бесед учащиеся систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

В ходе реализации проектов предполагаемые результаты были достигнуты:
- обогатился опыт обучающихся путем использования разных методов и приемов;
- собран материал по темам, обобщен опыт работы по данному проекту;
-пополнился словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей формировалось стремление к познанию, учились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; 
- формировались первичные понятия о природоохранной деятельности;

Работа над проектом приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в полезном деле. Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Библиографический список:

  1. Морозова Е. Е., Евдокимова Е. Г., Исаева О. А. Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 3. Часть 1. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2011.

  2. Морозова Е. Е., Евдокимова Е. Г., Исаева О. А. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2012.

  3. Морозова Е. Е., Евдокимова Е. Г., Исаева О. А. Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2013.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шелухина Надежда Николаевна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства