Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 6 классах "Государственные символы"»
Внеклассное занятие «Символы России» в 6 классе с применением мультимедийной презентации.
Учитель : Бражникова И.И.
Внеклассное мероприятие (занятие) с применением электронных образовательных ресурсов.
Субъекты образовательного процесса, ступень обучения (возраст, класс): учащиеся (6 класс)
Аннотация: Данное занятие позволит вспомнить и познакомиться с основными этапами истории развития символики нашего государства, с основными элементами и атрибутами государственной символики, а также с главными символами государства. Занятие имеет воспитательное значение, которое позволит учащимся иметь уважительное отношение к символам и эмблемам своего государства, сформирует у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев.
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России, создать герб своей школы.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр»;
формировать высокие гражданские качества у учащихся;
прививать любовь и уважение к государственным символам Российской Федерации.
воспитательные:
способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны;
воспитание культурослушания.
развивающие:
установление межпредметных связей, развитие памяти, умение вести дискуссию;
развивать творческие способности учащихся.
Подготовка к занятию: видеофильм «Какая красивая и огромная Россия - родина моя», фломастеры, листы бумаги, мультимедийный проектор и презентация к занятию в программе PowerPointi, МР3 гимн РФ. Текст Конституции Российской Федерации.
Музыкальное оформление:«С чего начинается Родина»,Государственный гимн Российской Федерации.
Ход внеклассного занятия:
1. Вступительное слово (учителя или уч-ся)
Звучит мелодия: «С чего начинается Родина» (слайд 2)
1-й ученик: - Что значит Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
2-й ученик: - Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
1-й ученик: - Потом пшеничные поля
От края и до края
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная. (Н. Полякова)
Учитель: Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.
Вопросы из серии "Веришь ли ты, что …?"
Учитель: А давайте поговорим о нашей стране!
Учитель задаёт вопросы, на которые учащиеся отвечают "да" или "нет". Вопросы нетрудные, но произносятся в быстром темпе, чем усложняется ответ.
(слайд 3.)Веришь ли ты, что…
Россия расположена на материке Евразия? (да)
Самое большое государство в мире - Российская Федерация? (да)
Россия расположена в одной части света? (нет)
Материк Антарктида имеет меньшую площадь, чем Россия? (да)
Наша страна омывается водами двух океанов? (нет)
Учитель: (слайд 4.) Посмотрите на экран. Что объединяет все эти предметы? (символы)
Какого значение данных предметов?
Сердце- символ любви
Кольца - символ верности
Голубь - символ мира
Олимпийские кольца – символ дружбы пяти континентов
Родина мать-символ победа
Лавровый венок - символ славы
( слайд 5-7.)Что вы понимаете под термином символ?
(символ - знак или изображение, который олицетворяет идею, объект, признак).
Какие символы России вы можете назвать? (Ответы детей)
Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь, флаг, гимн, герб.
Но есть особые символы, они называются государственными символами.
Чем государственные символы отличаются от всех остальных?
(закреплены в основном законе нашей страны Конституции.
Наверное вы уже дагадались какая тема нашего занятия?
Тема нашего занятия: « Государственные символы России».( слайд 7.)
Предположите, о чем пойдет речь сегодня? (герб, гимн, флаг)
На какие вопросы нам предстоит ответить?(ответы детей)
Учитель: только в 20 веке во всем мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, гимн, флаг( слайд 8.)
Учитель: Каждый государственный символ имеет свою историю.
Гимн.Одним из символов является гимн ( слайд 10.)
Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.
Гимн менялся в истории России. Одним из первых, был гимн « Боже, царя храни!» (слайд 11-12.)
В годы ВОВ был создан новый гимн « Союз нерушимых республик свободных» ( музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова).
В декабре 2000 года был принят федеральный закон утвердивший государственный гимн РФ на слова С.В. Михалкова, музыку А.В. Александрова.(исполняется гимн учащимися)( слайд 13-14.)
Флаг. (слайд 15-16.) Что такое флаг?
Флаг - это официальный отличительный знак государства.
Когда по вашему мнению, появились первые флаги?Древние охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей и врагов, чтобы заранее быть готовыми к бою или беседе. Опознавательным знаком могли служить перья, шкуры, изображение птиц, животных.
Флаг также менялся в истории России. Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли. Бело - сине – красный флаг был утвержден в 1700 году царским указом Петра. (слайд 17.) Флаг Российской империи (1858 г.) (слайд 18.) В истории СССР флаг представлял собой полотнище красного цвета.(слайд 19.)
С распадом СССР в 1991 г. официальным флагом РФ становится полотнище бело – сине - красного цвета.(слайд 20.) Назовите обозначение цветов флага РФ?
Герб.Следующим символом России является герб.Какая наука занимается изучением герба?(слайд 22-23.) Геральдика - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
Что такое герб? Официальная эмблема государства, изображаемая на печатях,денежных знаках, государственных документах (паспорт, свидетельство о рождении, аттестате об окончании школы и т.д.).Из чего состоит герб (каких элементов)? щит, шлем, корона, фигуры людей, животных и т.д.(слайд 24 - 25.)
Все, что изображалось на гербе, имело большое значение. (слайд 26-27.) (Учитель перечисляет значение элементов герба:ключ – открытость; улей и пчела– трудолюбие; змея– эмблема мудрости; книга – эмблема просвещения, знания, образования ).
Цвет герба также имел важное значение.(слайд 28.) Учитель перечисляет значение цветов герба: Желтый цвет (цвет золота) – благородство; Красный (червленый) – храбрость; Голубой – верность; Синий – мир; Зеленый – надежда; Черный – мудрость и печаль; Белый – вечность).
Формы геральдический щитов.(слайд 29.)
Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Существуют различные деления. ( слайд 30.)
Что же представляет собой государственный герб РФ?( слайд 31- 33.)
Ученик 1. Четырехугольный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх крылья. В правой лапе орла –скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите всадник поражающий копьем дракона. Всадник символизирует борьбу добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Что же нам известно из истории Российского герба?( слайд 34 - 35.)
Ученик 2. Первый герб в России появился в конце 14 века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года.
Обратите внимание на экран. Какое многообразие гербов в истории наших российских городов.( слайд 36.)
Герб г.Буденновска утвержден в 2003 году.( слайд 36.)
Работа в группах.
Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. В этом году нашей школе исполняется 35 лет. А на юбилей принято дарить подарки. Предлагаю вам сделать подарок родной школе. Перед вами на столе лежат элементы для создания герба, используйте свои творческие способности, станьте создателями своего особенного герба. Каждой команде необходимо защитить свой герб, объяснить выбор элементов, выберите кто будет представлять творческую работу команды.
Защита. Дополнительные вопросы: почему выбрали данный цвет, знак и т.д.
Заключительное слово: Русские сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…». А каждое государство обязательно имеет гимн – главную песню страны, а еще флаг и герб.Благодаря вашему творчеству ,наша школа приобрела три варианта нового герба, которые будут принимать участие в конкурсе « Лучший герб школы №6».
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши лесаи поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Литература:
Кудрявцева Т.А. «Я живу в России!» М: «Просвещение», 2003.