МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОРОГОЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА
КЛАССНЫЙ ЧАС
«КОНСТИТУЦИЯ РФ»
Провела: И.А. Кистанова
классный руководитель
6 класса
п. Хорогочи
2013 г.
Внеклассное мероприятие в 6 классе «Конституция РФ»
Провела: классный руководитель 6 класса И. А. Кистанова учитель биологии- химии МОКУ «Хорогочинская СОШ»
Тема: Конституция РФ.
Цель: создать условия для формирования гражданской компетентности обучающихся
Задачи:
формировать становление коммуникативной культуры обучающихся;
развивать умение использовать изученный материал в жизненных ситуациях;
показать обучающимся, что Конституция, государственные символы, гимн – неотъемлемая часть истории и культуры нашей страны.
воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении, чувство ответственности за свою страну.
Оборудование:
1). Конституция РФ
2). Государственный флаг, герб, гимн
3). Герб Амурской области, Тындинского района
4). Гимн современной России
5). Карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Методическая литература:
«Герб, флаг, гимн России. Изучение государственных символов». Методические рекомендации, Айрис Пресс, М., 2011.
Андреева В. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., Локид: МИФ, 2009.
Золин П.М. «Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 2009.
Никитин А.Ф. «Основы государства и права». Учебное пособие для 10-11 классов. Дрофа, М., 2009.
Ожидаемые результаты:
реализация цели проведённого мероприятия, посвященного дню Конституции РФ, позволит повысить уровень и качество знаний обучающихся по данной теме, а также выполнить воспитательные задачи учебного процесса.
Обучающиеся должны знать и понимать:
- основное содержание закона;
- смысл государственных символов и атрибутов РФ;
- осознание своей причастности к судьбе Родины.
Уметь:
- применять на практике в будущей жизни полученные знания;
- представлять результаты индивидуальной познавательной деятельности в различных формах.
Ход классного часа.
Дорогие ребята!
В преддверии праздника «Дня Конституции» мы собрались, чтобы поговорить о Родине, о тех чувствах, которые мы испытываем к ней, об истории России, ее символах и традициях.
Прослушивание грамзаписи «С чего начинается Родина»
Скажите, с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (обсуждение)
Давайте сделаем вывод (вывешивается схема)
Семья Родина
— Родиной называют дом, в котором вы растете, где живёт ваша семья.
Что такое семья? (мнения обучающихся)
Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас.
Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Притча
Однажды два человека отправились в путь. Дорога была длинной и тяжелой, чтобы не споткнуться, не оступиться, не потерять друг друга, путники взялись за руки. Ничто не могло разрушить этот союз: ни ссоры, ни обиды, ни предательство, потому что отец был мудр и терпелив, а сын почитал отца и свято верил, что ведет его самый близкий человек на земле к Божьему Храму.
О чём эта притча?
(о чувствах)
Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа получит своё задание и в течение 2 минут должна выполнить его.
1 группа: ребята, давайте с вами построим дом, стены которого будут чувствами, которые по вашему мнению должны присутствовать в семье?
Раздаётся ватман с нарисованным домиком и кирпичики-листочки
2 группа: какие чувства могут разрушить семейные отношения?
Выдаются листы бумаги и маркеры. (Обсуждение)
Родина начинается с нашего внутреннего мира, нравственности, которые формирует семья.
Ребята, какие семейные ценности вы знаете? Что является «строительным материалом» для понятия Семья? (обсуждение)
Ученик1: - А дом, заставленный добром,- ещё не дом.
И даже люстра над столом – ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим … (теплом).
Учитель: развить и закрепить все эти чувства, конечно же, помогают семейные традиции. Какие семейные традиции существуют в вашей семье? (Обсуждение)
Прослушивание грамзаписи «С чего начинается Родина» 2 куплет
Что называется Родиной?
— Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом, и живут твои земляки, двор, улицу, любимый уголок природы, где привык отдыхать.
(в схему добавляется слово «малая родина»)

Семья Родина малая Родина
И где бы ты ни был, куда бы не ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Благовещенск, город, богатый историческими событиями и славящийся своими героями.
Скажите, каким историческим деятелям и событиям посвящены эти памятники? (презентация)
1. Николай Николаевич Муравьёв- Амурский: генерал – губернатор, инициатор присоединения Амурской области к России. 2. Иннокентий Вениаминов: миссионер-первосвященник, переводил святое писание на языки народов севера 3. Памятник основателям г. Благовещенска 4. Арка в честь приезда в Амурскую область наследника российского престола Николая Александровича (Николай 2) 5. Памятник в честь подписания Айгунского договора (когда была разграничена территория между Россией и Китаем по реке Амур и Амурская область вошла в состав России) 6. Мухин Фёдор Никанорович: председатель совета народных комиссаров Амурской трудовой социалистической республики 7. Мемориал Амурцам погибшим в годы ВОВ 8. Памятник войнам Афганцам 9. Бюст Валерию Приёмыхову, знаменитому актёру и режиссёру, нашему земляку 10. Памятник войнам всех войн Ребята, вы гордитесь своей малой Родиной? Я уверена, что многие из вас тоже прославят её.
Прослушивание грамзаписи «С чего начинается Родина»3 куплет
Что для вас Родина?
— Родиной человек называет ту страну, в которой он родился. (достраивается схема)

Родина
Семья малая Родина Россия
У
всех россиян есть одна общая надежда – что наша многострадальная Родина вновь станет великой державой мира. Ведь у нас так много хорошего, у нас такая многовековая история. Ребята, скажите какими достижениями своей страны вы гордитесь? (обсуждение)
Сейчас вы увидите портреты людей, наших сограждан, обогативших мировую науку и культуру. Кто они и чем знамениты на весь мир? (презентация)
1. Александр Сергеевич Пушкин: писатель, поэт 2. Михаил Петрович Лазарев: открыл Антарктиду 3. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен: открыл Антарктиду 4. Пётр Ильич Чайковский:великий композитор 5. Дмитрий Иванович Менделеев: открыл периодический закон 6. Константин Сергеевич Станиславский:актёр, режиссёр, теоретик сценического искусства, великий драматург 7. Сикорский Игорь Иванович: авивконструктор и изобритатель вертолёта 8. Зворыкин Александр Козьмич: один из изобритателей современного телевидения 9. Сергей Павлович Королев: конструктор, изобритатель первого спутника Земли и космической ракеты 10. Юрий Алексеевич Гагарин: первый космонавт 11. Валентина Владимировна Терешкова: первая женщина – космонавт 12. Алексей Архипович Леонов: впервые вышел в открытый космос. Таким образом, ребята, наша Родина начинается конкретно с каждого из нас. Мы являемся частицей нашей страны. От нас зависит, останется ли Россия великой державой, славящаяся своими людьми, достижениями и открытиями. (Достраиваем схему до конца)


Родина


Семья малая Родина Россия
Мы
Ученик: Россия, я твоя росинка
Песчинка малая твоя,
Когда метель – то я снежинка,
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
В одном твоем лице, Россия,
Все наши детские черты,
Все вместе мы большая сила,
Все мы для счастья рождены.
Итак, подведём итог сказанному. Родина, Отечество – это место, где человек родился, вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, его близкие и родные люди, где ему хорошо, комфортно; это место, куда хочется вернуться, где тебя всегда ждут, помнят, где тебе рады, где все такое родное и до боли знакомое.
Для нас с вами Родина, Отечество – это Россия.
Россия, Российская федерация - это ее официальное имя, и имя это записано в самом главном документе страны – в Конституции.
Ученик: мы о России будем говорить.
Петь песни и стихи дарить.
В любви ей признаваться,
Гордиться, восхищаться.
Пусть знают все,
И взрослые, и дети.
Что нет страны прекраснее на свете!
Хор учеников (песня «Что мы Родиной зовем», стихи В. Степанова, музыка Г. Струве).
1. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись, за руки идем.
Припев:
Вот что мы Родиной зовем,
Вот что любимой мы зовем.
2. Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Припев:
3. Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Припев:
Учитель: Откуда появилось такое название, Россия?
Ученик1: Слово Россия – общеславянское. Произошло от древнего названия государства Русь, а Русь – от племени росы, которые проживали на реке Рось.
Ученик 2: Русь – страна рек, озер, гор и лесов.
Ученик1: Русь – страна света, тепла, добра.
Ученик2: Русь – страна великих людей, беззаветно любящих свою Родину. Русских называют Россами, а страну, где они живут – Россией
(ученики подходят к карте России, показывают границы, рассказывают о ней).
Ученик1: Россия – самая большая страна на свете. Площадь нашей страны 17 млн. кв. км. Население около 150 млн. чел.
Границы России проходят и по суше и по воде, а граничит она с 16-ю странами.
Вот сколько соседей у России, ни у кого столько нет!
Ученик2: В нашей стране много рек, озер, морей, значит, она богата рыбой. В нашей стране много лесов, значит, она богата разнообразными животными.
А в ее природных кладовых несметные сокровища полезных ископаемых.
Учитель: наша страна – это не только поля и леса, города и села. Наша страна – это государство.
Наше государство называется Россия или Российская Федерация. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны.
Россия - Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство.
Демократическое - это значит, что источником власти в государстве является народ. В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в решении государственных дел.
Федеративное - это значит, что государство состоит из равноправных частей.
Правовое - означает, что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто, ни граждане, ни само государство, не должны нарушать.
Учитель: Каждое государство имеет свои символы, по которым узнают страну.
А какие государственные символы знаете вы? (флаг, герб, гимн)
Флаг России – бело-сине-красный. Флаг является символом объединения государства. Российский триколор появился в семнадцатом веке.
Ученик1: государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос, верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.
Ученик2: белый цвет флага означает мир, чистоту, правду, благородство.
Ученик1: синий – цвет неба, веры, верности и постоянства.
Ученик2: красный – символ огня, честности, смелости, силы красоты, энергии.
Ученик1: в современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года, поэтому 22 августа считается днем государственного флага Российской Федерации.
Ученик2: российскому флагу люди, как святыне, отдают высшие почести, он развивается над государственными зданиями, на российских кораблях, над почетными пьедесталами спортсменов – победителей. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Ученик1: словно крылья полотнище плещется,
Отражая ветра напор,
Символ нашего государства –
Флаг соцветия триколор.
Ученик2: белый цвет – символ чистоты,
И свобода – полоской неба,
И все это, как знаешь ты,
Обрамляет кровью победа.
Ученик1: я горжусь тобой, символ Родины,
Что сумел в себя ты вобрать
И просторы свои, и историю,
И любовь, что дала нам мать!
Учитель: ещё одним символом Российской Федерации является Герб России.
Герб – это эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
Ученик1: закон «О государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее его описание: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь, дракона.
Ученик2: в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема, имеющая в России 500-летнюю историю. Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей России.
Ученик1: двуглавый орел – символ вечности России, необходимой защиты от врагов с запада и востока. Три короны над ним символизируют кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – выражение непобедимости нашего Отечества.
Ученик2: спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орёл человечество
России на крыльях несёт.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.
Ученик1: как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Наш герб – крепленье Отечества,
Оплот он богатства его.
Пусть помнит Руси человечество – Святыня дороже всего!
Ученик2: он вдаль глядит орел двуглавый
Все видит он, что слева, а что справа.
Границы зорко стережет,
Покой и сон наш бережет.
Учитель: значимые события, праздники мы начинаем и заканчиваем торжественной песней. Как она называется? (Ответы обучающихся)
Правильно, гимн.
Гимн – это торжественная государственная песня, которая исполняется при подъеме государственного флага, при вручении наград победителям. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией Гимна.
Ученик1: 23 ноября 1990 г. на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполнение нового государственного гимна РСФСР.
Ученик2: 27 ноября 1990 г. гимн был единогласно утверждён как государственный гимн РСФСР.
Ученик1: правда, это был гимн без слов, одна только музыка. Что же это была за музыка? Это было незавершённое музыкальное произведение великого русского композитора М. И. Глинки. Ученик2: к вопросу о гимне вернулись в 2000 г. Текст нового гимна страны принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору А. В. Александрову.
Ученик1: государственный гимн Российской Федерации был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна утверждён указом президента РФ В. В. Путина 30 декабря 2000 г.
Ученик2: так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн. Государственный гимн — один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения — все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Ученик1: давайте сейчас встанем и исполним гимн Российской Федерации
( все исполняют гимн)
Учитель: для того, чтобы люди в нашей стране жили свободно и счастливо, чтобы всегда были порядок и справедливость, мы должны соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону нашего государства.
А какой основной закон вы знаете? (Ответы обучающихся)
Правильно, это Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан.
Конституция закрепляет государственный строй, основные права и свободы граждан, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
(Раздаются статьи Конституции, ребятам предлагается в нужном разделе
найти права граждан РФ и прочитать их)
Ученик1: Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года.
Ученик2: граждане России имеют право:
- на свободу и личную неприкосновенность;
- на достойную жизнь, на образование;
- на медицинское обслуживание;
- на труд, на жилище;
- на мирную жизнь.
Ученик1: каждый гражданин России обязан:
соблюдать законы нашего государства;
выполнять правила, обязательные для всех,
учиться и трудиться;
беречь и охранять природу;
защищать Родину.
Учитель: наш великий русский народ очень любит Родину, о России написано много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- За Россию-мать не страшно умирать.
Ученик2: О, Россия, с нелегкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна,
И я другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.
Ученик1: Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
Учитель: ребята, предлагаю вам попробовать свои силы в небольшом интеллектуальном конкурсе. Вы сможете проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Перед вами табло из 5-и номинаций. В каждой номинации спрятано 5 вопросов, каждый вопрос имеет свою цену, которая зависит от его сложности. Вы должны подумать, принять решение, выбрать вопрос по стоимости и ответить на него. Если ответ правильный, то вы получите бонус, на котором написаны баллы, если ответ не верный, то вы остаётесь без бонуса. Победит тот, кто наберёт большее количество баллов.
| Символика России | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
| Великие люди России | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
| Я знаю конституцию | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
| Природа России | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
| Наша область родная | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Номинации и вопросы к ним:
Символы России
10- Какая птица изображена на российском гербе?
20- Торжественная песнь, несущая славу государству.
30- О чем вам говорит эта дата: 22 августа 1991 года?
40- Какое дерево является символом России?
50- Кто написал стихи к гимну России?
Великие люди России.
10- Великий русский поэт России, воспитанник Арины Родионовны
20- Князь, одержавший победу в битве с монголо-татарами на поле
Куликовом.
30- Великий царь, основавший город Санкт Петербург.
40- Первый космонавт, побывавший в космосе
50- Русский ученый, в честь которого назван знаменитый
Московский университет.
Я знаю конституцию
10 - Какие вы знаете символы Российской государственности?
20 - Что такое Конституция РФ?
30 - В каком году была принята Конституция Российской Федерации?
40 - Когда в современной России был решен вопрос о смене флага?
50 – Дайте современное толкование государственного герба Российской Федерации Природа России.
10 - Сколько океанов омывает Россию, перечислите их.
20 -Великая русская река, впадающая в Каспийское море.
30 - Какие горы разделяют Европу и Азию?
40 - Самое глубокое озеро не только в России, но и в мире.
50 -Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
Наша область родная
10 - Главный город нашей области
20 - Знаменитые люди нашей области
30 - Назовите заповедники нашей области
40 - Генерал – губернатор, инициатор присоединения Амурской области к России
50 - Знаменитый актёр и режиссёр, наш земляк
Рефлексия: коллективное обсуждение результатов игры. Объявляется победитель.
- Что нового вы сегодня узнали? Нужно ли было проводить такое занятие и зачем?
- Спасибо всем!