ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания-философии, педагогики, психологии, лингвистики и других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Г.Р.Милаш
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
г. Минеральные Воды Ставропольского края
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания-философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальные способности есть у каждого ребенка. Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеклассной работе.
Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е.формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. А творчество-это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому.
Для себя я определила ряд основных задач внеклассной работы:
-осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия;
-развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
-активизация познавательной и мыслительной деятельности;
-воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Определяя содержание внеклассных занятий, нельзя не учитывать, что именно интересует обучающихся, какие проблемы привлекают ребят прежде всего.
Внеклассные мероприятия, которые я провожу с классом ,носят открытый, развивающий характер. Ребята не только весело и интересно проводят свой досуг, повышая интеллектуальный уровень и развивая свои творческие способности, но и развивают, укрепляют такие качества, как коллективизм, чувство ответственности, чуткость, доброту. Проводя беседы и классные часы, стараюсь учить наблюдать за окружающим и не причинять вреда ближнему, жить по законам красоты, любви, милосердия, бережного отношения к природе. « Пропитаны» добротой и чуткостью, уважением к друзьям, одноклассникам наши праздники и утренники. Ребята с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях и конкурсах не только классного, но и школьного, городского уровня. Каждое мероприятие с детьми -развлечение со значением!
К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь как можно больше заинтересованных, влюбленных в идею людей: учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, обучающихся и родителей. Родители осуществляют помощь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, сами являются участниками многих мероприятий.
Чтобы добиться определенных успехов и проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
Из года в год, в октябре, в нашем лицее проводится большое мероприятие для первоклассников-«Посвящение в лицеисты».Начинаем готовиться заранее. Ребята учатся декламировать стихотворения, разучиваем песни, танцы. При подготовке и проведении мероприятия, опираюсь на своих выпускников, вовлекаю учащихся 5 классов. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят не менее важен, чем участие и проведение общего дела.
Ярким и запоминающимся получился праздник «Золотая Осень».Родители сшили костюмы, изготовили с детьми поделки.
Утренник, посвященный Дню матери, не оставил равнодушным ни одного зрителя в зале. Счастливые мамы со слезами на глазах, вместе с детьми пели песни, участвовали в конкурсах.
Разнообразные конкурсы дают возможность каждому ученику найти себя.
Традиционно в нашем лицее проходит конкурс военно-патриотической песни. Ребята с огромным интересом готовились к нему, подбирали песню, продумывали, как лучше инсценировать ее, пробовали себя в роли актеров.
Учащиеся нашего класса принимают участие в школьных и городских конкурсах чтецов и самодеятельных поэтов.
Самая распространенная комбинированная форма внеурочной работы -предметная неделя в начальной школе. Проведение предметной недели -давняя традиция в нашем лицее, цель которой -вызвать живой интерес к школьным предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Привлекаю к участию каждого ученика класса, находя для него нужную роль. Никто из учеников не остается в стороне.
Результатом совместной работы класса, стало мероприятие, посвященное юбилею М.Ломоносова. Ученики подбирали интересный материал о жизни ученого, стихи, подготовили презентацию, составили для зрителей кроссворд. На мероприятие были приглашены ребята из параллельных классов, учителя, родители. Все приглашенные были не просто зрителями, но и активными участниками.
Следуя цели своей педагогической деятельности, стараюсь включать в работу с обучающимися элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знаний. Результатом этой работы являются созданные учащимся класса Степаненко А. исследовательские работы «Мир пауков», «Жизнь до начала времен».
Ребята активно посещают кружки, спортивные секции, танцевальные студии города. В течение учебного года мои ученики неоднократно участвовали в городских конкурсах, где занимали почетные места.
В прошлом учебном году ученики нашего класса приняли участие в городском конкурсе «Классный парень 2013» и в фестивале «Весенняя фантазия».Ребята стали победителями в номинациях «Надежный тыл» , «Мисс и Мистер Неординарность».
Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе на протяжении всех лет обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере сотрудничества.
Результатами работы считаю: повышение качества знаний по предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.
С развитием творческих способностей развивается личность ребенка. Дети становятся еще более активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах, они являются лидерами в общественной жизни.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. А мы, учителя, работающие над развитием творческих способностей обучающихся на уроках и во внеклассной работе, должны помнить:
-Надо быть терпеливыми. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ -дело очень деликатное.
-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»
-И самое главное -творите сами! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.