kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса»

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ /______________/

Протокол от «__»__ 20___г.

№___

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ /_______________/

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ

________ /Гордеев В.А./

Приказ от «__»_____20___г.

№___














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по биологии

«Юный биолог»

Никифоровой Марины Юрьевны,

учителя первой квалификационной категории,

на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)


Срок реализации: 5 лет














с. Кекен-Васильевка

2018 г.

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .

2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .

3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Юный биолог».

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Планируемые результаты обучения

Формирование результатов:

1. личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);

- эстетического отношения к живым объектам;

2. метапредметных результатов:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;

- умение работать с разными источниками биологической информации

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3. предметных результатов:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов;

- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение, описание, эксперимент и объяснение результатов.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

3) в сфере трудовой деятельности:

- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4) в сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;

5) в эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
















Содержание программы


Вводное занятие (1 час)

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Раздел 1. Определители флоры и фауны (1 час)

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (3 часа)

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Экскурсии. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (5 часов)

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Республики Башкортостан.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Республики Башкортостан. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан ".

Раздел 4. Особо охраняемые природные территории родного края (3 часа)

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан.

Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Республики Башкортостан). Написание реферата "Флора и фауна Национального парка.

Раздел 5.

Гербарий растительности (3 часа)

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербарие



Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты

УУД

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

Дата проведения


План.

Факт.

Введение (2 часа)

1-2

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Практическая работа №1: «Работа со справочной литературой»

2

Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении

Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы



Раздел 1. Определители флоры и фауны (4 часа)




3-6

Методика работы с определителем растений. Практическая работа №2: «Работа с определителем растений»

4

Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата



Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (6 часов)

7-8

Экологические факторы. Биологические ритмы.

Практическая работа №3: «Составление индивидуальных биологических ритмов»

2

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности личности

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации



9-10

Растения-индикаторы. Экскурсия №1: « Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений»

2

Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками



11-12

Среды жизни организмов. Практическая работа №4:«Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

2

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами



Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (9 часов)

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1

Познавательные:

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».



14-15

Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу.

2

Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт



16-19

Составление карты ареалов редких видов растений. Практическая работа №5: «Составление карты ареалов редких видов растений».

4

Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.



20-21

Охрана растений родного края. Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан".

2


Агитбригада

Творческий отчёт



Раздел 4. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан (7 часов)

22

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

1

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение



23

Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Национальный парк.

1

Работа с зоогеографической картой парка.



24

Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Заповедники РБ.

1

Работа с зоогеографической картой заповедника.



25-18

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

4

Просмотр видеофильма, работа с зоогеографической картой Национального парка.



Раздел 5. Гербарий растительности (7 часов)

29

Понятие о гербарии.

1

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Изготовление папки для гербария.



30-33

Работа с определителями видового разнообразия флоры луга. Практическая работа №6: «Изготовление гербария».

4

Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербария.



34-35

Это должен знать каждый!

2

Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.




Итого

35














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса

Автор: Никифорова Марина Юрьевна

Дата: 02.10.2019

Номер свидетельства: 521618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(115) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245366"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446121714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Внеурочная деятельность  как средство развития учащихся и учителя. "
    ["seo_title"] => string(80) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-uchashchikhsia-i-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "118410"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413130953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проектирование и моделирование форм внеурочной деятельности по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(80) "proektirovanie_i_modelirovanie_form_vneurochnoi_deiatelnosti_po_istorii_i_obshch"
    ["file_id"] => string(6) "476299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535120949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая мастерская: «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения»."
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_masterskaia_vneurochnaia_deiatelnost_kak_innovatsionnaia_sostavli"
    ["file_id"] => string(6) "642349"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702578172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства