Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса»
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ /______________/
Протокол от «__»__ 20___г.
№___
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ /_______________/
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ
________ /Гордеев В.А./
Приказ от «__»_____20___г.
№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельностипо биологии
«Юный биолог»
Никифоровой Марины Юрьевны,
учителя первой квалификационной категории,
на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)
Срок реализации: 5 лет
с. Кекен-Васильевка
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .
2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .
3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Юный биолог».
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
Сформировать экологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Формы контроля: Анализ, анкетирование,выставка, собеседование.
Планируемые результаты обучения
Формирование результатов:
1. личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
- эстетического отношения к живым объектам;
2. метапредметных результатов:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
- умение работать с разными источниками биологической информации
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3) в сфере трудовой деятельности:
- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4) в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;
5) в эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание программы
Вводное занятие (1 час)
Теоретическая часть:Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая часть.Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Раздел 1. Определители флоры и фауны (1 час)
Теоретическая часть:Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практическая часть.Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии.В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (3 часа)
Теоретическая часть:Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практическая часть.Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Экскурсии. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (5 часов)
Теоретическая часть:Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры РеспубликиБашкортостан.
Практическая часть.Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Республики Башкортостан. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан ".
Раздел 4. Особо охраняемые природные территории родного края (3 часа)
Теоретическая часть:Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан.
Практическая часть.Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Республики Башкортостан). Написание реферата "Флора и фауна Национального парка.
Раздел 5.
Гербарий растительности (3 часа)
Теоретическая часть:Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербарие
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Планируемые результаты
УУД
Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Дата проведения
План.
Факт.
Введение (2 часа)
1-2
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Практическая работа №1: «Работа со справочной литературой»
2
Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении
Личностные: мотивация учения.
Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание
социальной значимости полученных знаний и
роли развития науки для благополучия человека (Л).
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы
Раздел 1. Определители флоры и фауны (4 часа)
3-6
Методика работы с определителем растений. Практическая работа №2: «Работа с определителем растений»
4
Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата
Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (6 часов)
7-8
Экологические факторы. Биологические ритмы.
Практическая работа №3: «Составление индивидуальных биологических ритмов»
2
Метапредметные:уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать
вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные:
формирование основ гражданской идентичности личности
Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации
9-10
Растения-индикаторы. Экскурсия №1: « Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений»
2
Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками
11-12
Среды жизни организмов. Практическая работа №4:«Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".
2
Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами
Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан(9 часов)
13
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.
1
Познавательные:
поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные:
уметь находить ответ
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение
применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.
Умение воспринимать устную форму информации (К).
Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».
14-15
Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу.
2
Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт
16-19
Составление карты ареалов редких видов растений. Практическая работа №5: «Составление карты ареалов редких видов растений».
4
Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.
20-21
Охрана растений родного края. Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан".
2
Агитбригада
Творческий отчёт
Раздел 4. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан (7 часов)
22
Охраняемые территории, причины их организации и значение.
1
Личностные
Формирование гражданской идентичности.
Регулятивные
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Метапредметные:уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).
Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение
23
Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Национальный парк.
1
Работа с зоогеографической картой парка.
24
Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Заповедники РБ.
1
Работа с зоогеографической картой заповедника.
25-18
Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.
4
Просмотр видеофильма, работа с зоогеографической картой Национального парка.
Раздел 5. Гербарий растительности (7 часов)
29
Понятие о гербарии.
1
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и
правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Изготовление папки для гербария.
30-33
Работа с определителями видового разнообразия флоры луга. Практическая работа №6: «Изготовление гербария».
4
Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербария.
34-35
Это должен знать каждый!
2
Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.