kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая мастерская: «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская: «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 4 им. Нисанова Хаима Давидовича г.Пролетарска Пролетарского района Ростовской области














Методическая мастерская:

«Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения».

























Учитель английского языка

Кузьмина Л.Г.



2023 г.





Tell me – and I’ll forget, show to me – and I’ll remember, let me do – and it will be mine forever! (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне сделать – и это станет моим навсегда.)

Benjamin Franklin.

Думаю, что эти слова в полной мере отражают смысл организации внеурочной деятельности учителя в условиях перехода к стандартам второго поколения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир. Существенная роль в этом отводится учителям иностранных языков, которые обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

В настоящее время мы должны вовлечь всех обучающихся во внеурочную работу, научить детей применять полученные знания на уроках в жизни и быстро находить необходимую информацию из различных источников. И всего этого можно добиться во внеклассной и внеурочной работе.

Преимущества внеурочной работы:

- Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;

- Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;

- Развиваются творческие способности ученика;

- Снимается языковой барьер при общении на английском языке;

- Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;

- Формируется духовно – нравственное начало.

Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. В начале учебного года необходимо проводить анкетирование с целью выявления таких учащихся. По его результатам формируются группы учащихся для дополнительных занятий по предмету.

 Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.

Внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий и существенно отличаться от урока не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей. Я считаю, что проводить внеурочные занятия необходимо так, чтобы дети в форме игры, деловой или ролевой, не заметили, что учитель выполняет свою работу по воспитанию и обучению.

Направления внеурочной деятельности:….

Когда мы говорим о формах организации внеурочной деятельности, первое, что приходит на ум, это специализированные кружки и секции. Тем не менее, занятия могут проводиться также в виде экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Кружковые занятия по английскому языку имеют ряд сходных особенностей с кружками по другим предметам. К ним относится, во-первых, добровольный характер их посещения, поэтому в кружке английского языка могут участвовать не только хорошо успевающие учащиеся, но и любой ученик, изъявивший желание. При этом учитель должен постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку. Во-вторых, это отсутствие строгой регламентации в отношении места и формы их проведения, а также учета знаний.

Например, при подготовке к какому-либо проеку занятие кружка сначала можно провести в компьютерном классе школы с целью использования Интернета, а затем в школьной библиотеке для поиска дополнительной литературы. В-третьих, большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении поручений. К примеру, можно предоставить учащимся выбор темы и содержания для презентации работы кружка за полугодие. Однако отличительной особенностью кружковой работы по английскому языку является ее тесная связь с уроком. Задания на кружке строятся с учетом знаний лексики и грамматики, полученных на уроках, так как изучаемый язык является неродным, и важно, чтобы учащиеся пользовались ими, одновременно пополняя свои знания и совершенствуя их в соответствии с условиями и особенностями кружковой работы.

Экскурсия для учеников начальной школы в рамках предмета английский язык далеко не часто используемое направление внеурочной деятельности, развивающее значение которого трудно переоценить. Здесь дети учатся не только слушать, понимать иностранную речь, но и вести диалог, задавая вопросы. «Совершить путешествие» в желаемое место можно как лично, так и используя ИКТ. Современные технологии позволяют педагогу не только показать презентацию с фотографиями, но и совершить виртуальную прогулку по любому городу в стране изучаемого языка, к примеру, через online сервисы.

Первые очные экскурсии можно организовывать уже в начале обучения английскому, они могут быть проведены по школьным кабинетам, прилегающей территории или по школьному музею. В дальнейшем экскурсии можно совершать на внешкольном уровне с выходом на природу, в музеи, театры, выставки, производство. Готовясь к такому мероприятию, педагог должен учесть возрастные особенности и уровень владения языком младшего школьника, а также имеющиеся знания по теме экскурсии, позаботиться об интересной подаче материала и вовлечении учеников в активную работу. Основным условием проведения экскурсии именно в начальной школе является то, что она проходит на родном языке с элементами иностранного.



Одна из характерных черт праздничных мероприятий по английскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну.

Достоинством проведения праздничных мероприятий можно также назвать и повышение уровня владения иностранной речью и языком в целом. Например, при подготовке к празднованию какого-либо праздника, учащиеся учат стихи и песни, готовят инсценировки, посвященные данному празднику, тем самым пополняя и обогащая словарный запас и повышая свой уровень знаний.

Особенности организации школьных конкурсов в рамках обучения английскому языку во многом схожи с особенностями таких мероприятий по другим предметам, к примеру, большинство соревнований предполагает разделение ребят на команды, представление своих девиза и эмблемы, выполнение заданий в группах и т.д.

Их проведение может быть однократным – посвященным конкретной дате или событию, так и ежегодным, например, в рамках проведения традиционной недели английского языка. Содержание заданий на таких мероприятиях варьируется в зависимости от нескольких факторов: год изучения языка, количество часов английского в неделю, программа, по которой происходит обучение. Первые соревнования можно проводить уже после изучения алфавита. Другими темами могут быть страноведение, разделы грамматики, разделы лексики, фонетики или же содержать в себе элементы всех.

Конкурсы по английскому языку на городском или областном уровнях также имеют свои особенности. Как правило, они носят творческий характер (например, конкурс песен или сказок), и их проведение начинается с учеников 4-х классов (так как примерно к этому времени у ребят появляется достаточно знаний для участия в таких мероприятиях).

Пожалуй, представление своих исследовательских достижений перед сверстниками во время проведения круглых столов или конференций – это одно из наиболее перспективных, и в то же время редко встречающихся направлений во внеурочной работе по английскому языку. Это обусловлено вполне объективными причинами: юный возраст учащихся, небольшой языковой «багаж», отсутствие опыта исследовательской деятельности, боязнь публичных выступлений и прочее. Тем не менее, значение этого вида деятельности трудно переоценить – развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний и так далее. Отличительною же особенностью является то, что, несмотря на лингвистическую направленность, выступления в большинстве случаев проходят на родном языке, дабы обеспечить комфортные условия не только выступающему, но и слушателям. Это способствует снятию ситуации напряженности.

Главное достижение проведения олимпиад по английскому языку – это возможность реализации личностно- ориентированного обучения. На уроках для этого зачастую не хватает возможности или времени, а благодаря участию в олимпиадах по английскому языку способные дети расширяют и систематизируют знания о языке, прорабатывают большое количество литературы, используют информационные ресурсы сети Интернет. Здесь важно поддерживать интерес ребенка, предлагая ему участие в новых олимпиадах и повышая их уровень сложности.

А у учащихся, обладающих невысоким уровнем знаний, исчезает боязнь при выполнении заданий по английскому языку, развивается интерес к изучаемому предмету, повышается активность и инициативность, и, как следствие, значительно повышается успеваемость. При этом не важно, займет ли ученик призовое место, важно то, что он проявил себя, попробовал свои силы. При этом не стоит забывать о поощрении, например, выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио.

Следует добавить, что плюсом проведения олимпиад по английскому языку является также обобщение и закрепление знаний учащихся в области языка – учащиеся легко могут проверить свои знания не только на уроках (во время контрольных работ), но и во внеурочное время.

Проекты и научные исследования – динамично развивающиеся направления внеурочной деятельности, в том числе по английскому языку. Особенностью данного вида работы является его направленность на самостоятельное расширение того материала, который был прямо или косвенно затронут на уроке.

Уже на первом году изучения английского языка можно работать над проектом связанным с алфавитом, страноведением, лексическими темами: «Семья», «Животные», «Дом», «Еда», грамматическими темами: «Множественное число», «Притяжательный падеж», «Глагол to be» и т.д. У педагога английского есть возможность вовлечь в проектную деятельность большую группу учеников уже на ранней стадии обучения в независимости от уровня владения языком, учитывая интересы ребенка.

Проект может предполагать создание рабочих групп, каждая из которых занимается отведенной ей частью проекта: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, команда участвует в формировании каждого шага проекта и в общем обсуждении как «вынести» материал на защиту. Тут стоит задача показать не только эффективную работу, но и эффектную защиту проекта. На начальной стадии изучения английского языка, теоретическая составляющая возможна на родном языке, а практическая или продукт проекта, которым может быть, например, презентация, плакат или видеоролик, на английском языке. Защита проекта также является одним из способов пополнения своего Портфолио.

По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые, средства массовой информации. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки солидности, пресс-конференции, телемосты.

Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности

- Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. 

(пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат).

- Эффект – это последствие результата. (приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.)

Таким образом, внеурочная деятельность по английскому языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

А также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кузьмина Людмила Григорьевна

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства