Просмотр содержимого документа
«В помощь вожатому детского отряда»
В ПОМОЩЬ ВОЖАТОМУ ДЕТСКОГО ОТРЯДА
(Подсказки)
НАКАЗ ВОЖАТЫМ
Ты пришла на первую настоящую работу. Тебе доверено самое важное: жизнь, здоровье, воспитание юного поколения. Это очень почетно быть во главе ребячьего коллектива, быть впередсмотрящим! Почетно, но трудно! На тебя равняются, с тебя берут пример. Поэтому надо много уметь, надо много учиться!
Помни об оказанном тебе доверии, о большой ответственности перед педагогическим коллективом, в который ты пришла, перед детьми и их родителями.
Главное – стать знающим свое дело, любящим детей, их старшим другом, хорошим специалистом.
Вожатый! Работа на площадке призвана охватить все стороны жизни детворы, сделать отдых не просто активным, но и увлекательным и познавательным.
Вожатый! Неси в детские коллективы жар своего сердца, ум, талант, волю, творчество, дух товарищества!
Пронеси с честью звание вожатого и сохрани навсегда в своем сердце верность вожатским традициям!
Вожатый, как свеча, живет, пока горит.
ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ
Постарайся узнать все, что можно о лагере: историю и памятные даты, традиции лагеря и отрядов, материально техническое оснащение лагеря, его ресурсные возможности, педагогический коллектив.
Выясни возраст детей, с которыми предстоит работать, дни их рождения и состояние здоровья, их увлечения и интересы, их планы на лето. Для контактов узнайте номера их сотовых телефонов или домашних.
Подготовьте интересные статьи, вырезки из газет и журналов, касающиеся тематики проведения летней площадки. Сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.
Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений и замечаний. Если у тебя возникают какие-то замечания и предложения, смело высказывай их руководителю площадки. Если возникают какие-то идеи, смело ими делись! Мы всегда рады чему-то новому!
Помни правила организации безопасной жизнедеятельности детей: дорожное движение, поведение в транспорте при перевозке детей, в турпоходах, при посещении леса и парков, моря и т.д.
В поездках и походах пытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.
Создайте условия, исключающие возможность детских травм.
Считайте детей, когда находитесь вне лагеря, при каждом удобном случае.
В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!
ЧТО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?
Для работы вожатым при себе необходимо иметь:
одежду парадную и рабочую, форму, спортивную и туристическую, пляжный костюм, удобную обувь;
личную методическую библиотеку, по которой придется работать (журналы, книги, вырезки о которых мы писали ранее);
блокнот – небольшой, удобный для постоянного использования; авторучку, карандаш, канцелярские товары (без ограничения), старые газеты и журналы, аппликационный материал, скотч и клей;
часы, свисток, секундомер, складной нож, ножницы, небольшой секатор;
нитки, иголки и т.п.
«Про запас» желательно иметь:
10 рассказов, которые можно рассказать сходу (о необычном, важном, сенсационном и т.п.);
10 биографий людей, интересных детям;
20 игр, по игре на каждый день (познавательные, музыкальные, туристические, подвижные, игры-тесты и т.д.);
10 аттракционов и забав (для дискотеки, «огонька» и т.д.);
10 досуговых дет (заготовки для конкурсов, «безумных» идей, викторин, концертов);
10 текстов песен для костра;
Почему десять? Да просто на всякий случай. Можете предложить больше – предлагайте. Ваш «запас» вам обязательно поможет.
О ЧЕМ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЯТАМ
В ПЕРВЫЕ ДНИ
О традициях лагеря и людях, работающих в нем, о его законах и др.
О выполнении режима дня и правил внутреннего распорядка.
О санитарии и гигиене.
О законах дружбы, товарищества, общения, сотрудничества.
О правилах поведения за приделами лагеря.
Обо всех правилах безопасности (купание, поход, лес, электричество); о противопожарных и других средствах.
О пользовании книгами, играми, инвентарем, бережном отношении к имуществу лагеря
ЗАПОВЕДИ
Четко знай цель своей работы с детьми и с каждым в отдельности.
Не злоупотребляй правом приказывать: просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
Ребята должны знать, что твои действия и даже голос продиктованы дружелюбием.
Работая с детьми, чаще вспоминай, каким ты сам был в их возрасте: будет легче их понять.
Никогда не повышай голос! Крик болезненно действует на ребят, раздражает, вызывает у них негативизм.
Знай о ребятах все, но не используй информацию для мелких придирок к детям, более того, умей что-то не расслышать, не заметить, не понять.
Не столько оберегай ребят от дурного, сколько учи ему сопротивляться.
Учись сотрудничать с детьми, а не командовать ими.
Не подменяй детский актив и подавляй инициативу.
Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
Будь хозяином своего слова. Не смог выполнить обещание, объясни ребятам причины и извинись (обещай только то, что можешь выполнить).
Уважай детей и детский коллектив.
Будь настойчив, требователен, но не груб: грубость рождает ответную грубость. Не осуждай и не обсуждай действия своего напарника в присутствии ребят.
Будь счастлив! И пустьребята видят это!
ПАМЯТКА О НАКАЗАНИЯХ
Если все-таки никак нельзя обойтись без наказания, следует помнить:
Прежде чем наказывать, разберись в мотивах и причинах поступка.
Не наказывай за малейшую провинность.
Не спеши вести ребенка к педагогу, этим ты подрываешь свой авторитет и расписываешься в собственном бессилии.
Старайся больше ободрять детей. Увидишь действенность поощрения.
Наказывай с сожалением и огорчением, а поощряй искренне, радостно.
Подумай, а всегда ли прав ты?
Трудных детей лучше наказывать как можно реже.
Адрес критики всегда должен быть персонален. Не стоит наказывать всю группу детей – это приводит к групповой поруке.
Определите для своих ребят основные «нельзя»: обзывать других ребят, есть незнакомые ягоды или растения в походе, нарушать правила группы и т.д.
Делайте скидку на возраст детей.
Нельзя наказывать детей за то, что они подвижные, шумные, эмоциональные
Добрый вожатый – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
ПАМЯТКА О КТД
Все дела в твоем отряде должны быть творчеством коллектива детей.
Их и называют КТД – коллективное творческое дело.
При подготовке КТД тебе помогут следующие заповеди.
Главное – не само дело, а подготовка.
Работу организуйте по малым творческим группам. Каждая должна иметь задание.
Помните – эффект КТД во многом зависит от ведущего.
Экономьте время. На подготовку его не должно быть много или мало: только «в самый раз».
ФОРМУЛА ДЕЛА
В организации любого мероприятия, используй, так называемую «формулу дела», которая выглядит так: задумали – посоветовались –продумали – распропагандировали и наглядно оформили – помогли в подготовке (приняли участие в подготовке) – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.
Задумали. У вас есть конкретное мероприятие. Вместе с детьми ищите идеи и планы по поводу участия в мероприятии.
Посоветовались:
с ребятами о том, какие стихи, песни или атрибуты можно использовать в задуманном деле.
с педагогом группы по поводу организационных вопросов.
с организатором по поводу участия в мероприятии.
Продумали:
темы и номера для выступления;
сценарий выступления;
какие нужны творческие группы при подготовке и кто может в них входить
Распропагандировали и наглядно оформили:
рассказали всем друзьям о мероприятии;
развесили рекламу (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать);
пригласили на мероприятие всех желающих.
Помогли в подготовке к выступлению своему отряду.
Приняли участие в мероприятии.
Подвели итоги и поощрили лучших:
отметили наиболее активных участников и лучшие номера на общем сборе группы.
подали списки отличившихся организатору площадки.
Проанализировали и сделали выводы на будущее:
Что получилось? Почему?
Что не получилось? Почему?
Как можно было бы сделать лучше?
обсудили эти вопросы с педагогом и детьми.
К анализу желательно привлечь (по возможности) всех ребят и педагога, кто участвовал в мероприятии или просто присутствовал.
«Формула дела» позволяет проследить его организацию от начала до конца, не упустить ничего важного при подготовке; увидеть все плюсы и минусы. Следуя формуле, ребята могут проявить большую самостоятельность, а вожатый и педагог имеют возможность сосредоточить свое внимание на том, как принимает участие в деле каждый ребенок.
ПОДСКАЗКИ ВОЖАТОМУ.
Старайтесь поддерживать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени.
Как можно больше «нельзя» перевести в «можно».
Помни о «законах воспитания»:
Закон «могучей кучки». Дети и взрослые – единый равноправный коллектив, объединенный общими идеями, делами, отношениями, ценностями.
Закон «красной линии». В работе с детьми необходимо всегда чувствовать меру риска, ту грань, за которую переступать опасно, своевременно слышать сигнал тревоги.
Закон «камня, брошенного в воду». Не всегда, начиная то или иное дело, ясно, что и как нужно сделать. Надо начать, бросить «камушек». Круги от него многое в начатом деле сделают ясным. Но не стоит этим законом злоупотреблять.
«Закон М.Кутузова». Нередко возникают ситуации, когда надо терпеливо подождать, не форсировать события, ничего не предпринимать.
«Закон «горы». Нельзя терять высоты в развитии детского коллектива: высоты слов, дел, отношений, результатов.
Закон «антиканонов». Нет никаких правил и стандартов. Все дела делаем оригинально и творчески.
Закон «опоры на положительное». Увидеть в каждом ребенке положительное и поддержать это в нем.
ВОЖАТЫЙ ПОМНИ!
Имей нервы не обнажённые, а крепкие
Начал говорить - договаривай, начал строить- достраивай, начал делать – доделывай
Рядом с несчастливым вожатым дети будут несчастны
Если ребёнку плохо поставь себя на его место
Если хочешь рассердиться на ребят- сосчитай до ста.
Если хочешь крикнуть на них- сосчитай до тысячи.
Если ты говоришь, что в отряде ужасные дети, ты не прав.
У тебя они и не могут быть другими.
Не делай неодобрительные замечания по поводу других.
Не допускай одобрения ребёнка ребёнком.
Не акцентируй внимание на отдельном ребёнке.
Не навязывай своё мнение детям. Послушай их предложения.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ВОЖАТОГО.
если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать;
если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать;
если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким;
если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится быть виноватым;
если ребенок живет в окружении терпимости, он учится быть терпимым;
если ребенок живет в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять;
если ребенок живет в окружении честности и доброты, он учится справедливости;
если ребенок живет с уверенностью в защите, он учится верить;
если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя;
если ребенок живет в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире.
ВОЖАТСКИЕ ЗАПОВЕДИ
- Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шутка – выход из самого безвыходного положения.
- При каждой неудаче давать умей «сдачи»! Не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!
- Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Они проверяют тебя. Сказал – сделал!
- Имей своего конька, он тебя вывезет. Рассчитывай свои силы и, не зная броду, не суйся в воду.
- Не ходи к ребятам с пустыми руками. Имей в кармане что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир. Сделай свой приход в отряд праздником!
- Помни о темпе! Не мешкай. Только успевай подавать идеи, замыслы. Едва откажешь двигатель фантазии, начнется снижение и падение.
- Отрядная жизнь – как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку. Отгадка которой впереди.