kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В помощь вожатому детского отряда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичка для участников подросткового педагогического отряда для работы в летнем школьном лагере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В помощь вожатому детского отряда»




В ПОМОЩЬ ВОЖАТОМУ ДЕТСКОГО ОТРЯДА

(Подсказки)



























НАКАЗ ВОЖАТЫМ


Ты пришла на первую настоящую работу. Тебе доверено самое важное: жизнь, здоровье, воспитание юного поколения. Это очень почетно быть во главе ребячьего коллектива, быть впередсмотрящим! Почетно, но трудно! На тебя равняются, с тебя берут пример. Поэтому надо много уметь, надо много учиться!

Помни об оказанном тебе доверии, о большой ответственности перед педагогическим коллективом, в который ты пришла, перед детьми и их родителями.

Главное – стать знающим свое дело, любящим детей, их старшим другом, хорошим специалистом.

Вожатый! Работа на площадке призвана охватить все стороны жизни детворы, сделать отдых не просто активным, но и увлекательным и познавательным.

Вожатый! Неси в детские коллективы жар своего сердца, ум, талант, волю, творчество, дух товарищества!

Пронеси с честью звание вожатого и сохрани навсегда в своем сердце верность вожатским традициям!

Вожатый, как свеча, живет, пока горит.









ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ




  1. Постарайся узнать все, что можно о лагере: историю и памятные даты, традиции лагеря и отрядов, материально техническое оснащение лагеря, его ресурсные возможности, педагогический коллектив.

  2. Выясни возраст детей, с которыми предстоит работать, дни их рождения и состояние здоровья, их увлечения и интересы, их планы на лето. Для контактов узнайте номера их сотовых телефонов или домашних.

  3. Подготовьте интересные статьи, вырезки из газет и журналов, касающиеся тематики проведения летней площадки. Сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.

  4. Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений и замечаний. Если у тебя возникают какие-то замечания и предложения, смело высказывай их руководителю площадки. Если возникают какие-то идеи, смело ими делись! Мы всегда рады чему-то новому!

  5. Помни правила организации безопасной жизнедеятельности детей: дорожное движение, поведение в транспорте при перевозке детей, в турпоходах, при посещении леса и парков, моря и т.д.

  6. В поездках и походах пытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.

  7. Создайте условия, исключающие возможность детских травм.

  8. Считайте детей, когда находитесь вне лагеря, при каждом удобном случае.

  9. В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!







ЧТО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?



Для работы вожатым при себе необходимо иметь:

  • одежду парадную и рабочую, форму, спортивную и туристическую, пляжный костюм, удобную обувь;

  • личную методическую библиотеку, по которой придется работать (журналы, книги, вырезки о которых мы писали ранее);

  • блокнот – небольшой, удобный для постоянного использования; авторучку, карандаш, канцелярские товары (без ограничения), старые газеты и журналы, аппликационный материал, скотч и клей;

  • часы, свисток, секундомер, складной нож, ножницы, небольшой секатор;

  • нитки, иголки и т.п.

«Про запас» желательно иметь:

  • 10 рассказов, которые можно рассказать сходу (о необычном, важном, сенсационном и т.п.);

  • 10 биографий людей, интересных детям;

  • 20 игр, по игре на каждый день (познавательные, музыкальные, туристические, подвижные, игры-тесты и т.д.);

  • 10 аттракционов и забав (для дискотеки, «огонька» и т.д.);

  • 10 досуговых дет (заготовки для конкурсов, «безумных» идей, викторин, концертов);

  • 10 текстов песен для костра;

Почему десять? Да просто на всякий случай. Можете предложить больше – предлагайте. Ваш «запас» вам обязательно поможет.










О ЧЕМ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЯТАМ

В ПЕРВЫЕ ДНИ



О традициях лагеря и людях, работающих в нем, о его законах и др.

О выполнении режима дня и правил внутреннего распорядка.

О санитарии и гигиене.

О законах дружбы, товарищества, общения, сотрудничества.

О правилах поведения за приделами лагеря.

Обо всех правилах безопасности (купание, поход, лес, электричество); о противопожарных и других средствах.

О пользовании книгами, играми, инвентарем, бережном отношении к имуществу лагеря






ЗАПОВЕДИ



  1. Четко знай цель своей работы с детьми и с каждым в отдельности.

  2. Не злоупотребляй правом приказывать: просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

  3. Ребята должны знать, что твои действия и даже голос продиктованы дружелюбием.

  4. Работая с детьми, чаще вспоминай, каким ты сам был в их возрасте: будет легче их понять.

  5. Никогда не повышай голос! Крик болезненно действует на ребят, раздражает, вызывает у них негативизм.

  6. Знай о ребятах все, но не используй информацию для мелких придирок к детям, более того, умей что-то не расслышать, не заметить, не понять.

  7. Не столько оберегай ребят от дурного, сколько учи ему сопротивляться.

  8. Учись сотрудничать с детьми, а не командовать ими.

  9. Не подменяй детский актив и подавляй инициативу.

  10. Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

  11. Будь хозяином своего слова. Не смог выполнить обещание, объясни ребятам причины и извинись (обещай только то, что можешь выполнить).

  12. Уважай детей и детский коллектив.

  13. Будь настойчив, требователен, но не груб: грубость рождает ответную грубость. Не осуждай и не обсуждай действия своего напарника в присутствии ребят.

  14. Будь счастлив! И пусть ребята видят это!







ПАМЯТКА О НАКАЗАНИЯХ



Если все-таки никак нельзя обойтись без наказания, следует помнить:

  1. Прежде чем наказывать, разберись в мотивах и причинах поступка.

  2. Не наказывай за малейшую провинность.

  3. Не спеши вести ребенка к педагогу, этим ты подрываешь свой авторитет и расписываешься в собственном бессилии.

  4. Старайся больше ободрять детей. Увидишь действенность поощрения.

  5. Наказывай с сожалением и огорчением, а поощряй искренне, радостно.

  6. Подумай, а всегда ли прав ты?

  7. Трудных детей лучше наказывать как можно реже.

  8. Адрес критики всегда должен быть персонален. Не стоит наказывать всю группу детей – это приводит к групповой поруке.

  9. Определите для своих ребят основные «нельзя»: обзывать других ребят, есть незнакомые ягоды или растения в походе, нарушать правила группы и т.д.

  10. Делайте скидку на возраст детей.

  11. Нельзя наказывать детей за то, что они подвижные, шумные, эмоциональные

Добрый вожатый – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.





ПАМЯТКА О КТД



Все дела в твоем отряде должны быть творчеством коллектива детей.

Их и называют КТД – коллективное творческое дело.

При подготовке КТД тебе помогут следующие заповеди.

  1. Главное – не само дело, а подготовка.

  2. Работу организуйте по малым творческим группам. Каждая должна иметь задание.

  3. Помните – эффект КТД во многом зависит от ведущего.

  4. Экономьте время. На подготовку его не должно быть много или мало: только «в самый раз».







ФОРМУЛА ДЕЛА


В организации любого мероприятия, используй, так называемую «формулу дела», которая выглядит так: задумали – посоветовались –продумали – распропагандировали и наглядно оформили – помогли в подготовке (приняли участие в подготовке) – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.

  1. Задумали. У вас есть конкретное мероприятие. Вместе с детьми ищите идеи и планы по поводу участия в мероприятии.

  2. Посоветовались:

  • с ребятами о том, какие стихи, песни или атрибуты можно использовать в задуманном деле.

  • с педагогом группы по поводу организационных вопросов.

  • с организатором по поводу участия в мероприятии.

  1. Продумали:

  • темы и номера для выступления;

  • сценарий выступления;

  • какие нужны творческие группы при подготовке и кто может в них входить

  1. Распропагандировали и наглядно оформили:

  • рассказали всем друзьям о мероприятии;

  • развесили рекламу (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать);

  • пригласили на мероприятие всех желающих.

  1. Помогли в подготовке к выступлению своему отряду.

  2. Приняли участие в мероприятии.

  3. Подвели итоги и поощрили лучших:

  • отметили наиболее активных участников и лучшие номера на общем сборе группы.

  • подали списки отличившихся организатору площадки.

  1. Проанализировали и сделали выводы на будущее:

  • Что получилось? Почему?

  • Что не получилось? Почему?

  • Как можно было бы сделать лучше?

  • обсудили эти вопросы с педагогом и детьми.

К анализу желательно привлечь (по возможности) всех ребят и педагога, кто участвовал в мероприятии или просто присутствовал.

«Формула дела» позволяет проследить его организацию от начала до конца, не упустить ничего важного при подготовке; увидеть все плюсы и минусы. Следуя формуле, ребята могут проявить большую самостоятельность, а вожатый и педагог имеют возможность сосредоточить свое внимание на том, как принимает участие в деле каждый ребенок.






ПОДСКАЗКИ ВОЖАТОМУ.



Старайтесь поддерживать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени.

Как можно больше «нельзя» перевести в «можно».

Помни о «законах воспитания»:

  • Закон «могучей кучки». Дети и взрослые – единый равноправный коллектив, объединенный общими идеями, делами, отношениями, ценностями.

  • Закон «красной линии». В работе с детьми необходимо всегда чувствовать меру риска, ту грань, за которую переступать опасно, своевременно слышать сигнал тревоги.

  • Закон «камня, брошенного в воду». Не всегда, начиная то или иное дело, ясно, что и как нужно сделать. Надо начать, бросить «камушек». Круги от него многое в начатом деле сделают ясным. Но не стоит этим законом злоупотреблять.

  • «Закон М. Кутузова». Нередко возникают ситуации, когда надо терпеливо подождать, не форсировать события, ничего не предпринимать.

  • «Закон «горы». Нельзя терять высоты в развитии детского коллектива: высоты слов, дел, отношений, результатов.

  • Закон «антиканонов». Нет никаких правил и стандартов. Все дела делаем оригинально и творчески.

  • Закон «опоры на положительное». Увидеть в каждом ребенке положительное и поддержать это в нем.







ВОЖАТЫЙ ПОМНИ!


Имей нервы не обнажённые, а крепкие

Начал говорить - договаривай, начал строить- достраивай, начал делать – доделывай

Рядом с несчастливым вожатым дети будут несчастны

Если ребёнку плохо поставь себя на его место

Если хочешь рассердиться на ребят- сосчитай до ста.

Если хочешь крикнуть на них- сосчитай до тысячи.

Если ты говоришь, что в отряде ужасные дети, ты не прав.

У тебя они и не могут быть другими.

Не делай неодобрительные замечания по поводу других.

Не допускай одобрения ребёнка ребёнком.

Не акцентируй внимание на отдельном ребёнке.

Не навязывай своё мнение детям. Послушай их предложения.





В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ВОЖАТОГО.


  • если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать;

  • если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать;

  • если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким;

  • если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится быть виноватым;

  • если ребенок живет в окружении терпимости, он учится быть терпимым;

  • если ребенок живет в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять;

  • если ребенок живет в окружении честности и доброты, он учится справедливости;

  • если ребенок живет с уверенностью в защите, он учится верить;

  • если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя;

  • если ребенок живет в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире.






ВОЖАТСКИЕ ЗАПОВЕДИ


- Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шутка – выход из самого безвыходного положения.

- При каждой неудаче давать умей «сдачи»! Не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!

- Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Они проверяют тебя. Сказал – сделал!

- Имей своего конька, он тебя вывезет. Рассчитывай свои силы и, не зная броду, не суйся в воду.

- Не ходи к ребятам с пустыми руками. Имей в кармане что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир. Сделай свой приход в отряд праздником!

- Помни о темпе! Не мешкай. Только успевай подавать идеи, замыслы. Едва откажешь двигатель фантазии, начнется снижение и падение.

- Отрядная жизнь – как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку. Отгадка которой впереди.









ЖЕЛАЕМ

ТЕБЕ

УДАЧИ И УСПЕХОВ

В РАБОТЕ!!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В помощь вожатому детского отряда

Автор: Чучалова Елена Анатольевна

Дата: 30.11.2020

Номер свидетельства: 565032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Торжественная линейка, посвященная принятию учащихся  в детскую организацию «Жас ?ырандар» "
    ["seo_title"] => string(112) "torzhiestviennaia-linieika-posviashchiennaia-priniatiiu-uchashchikhsia-v-dietskuiu-orghanizatsiiu-zhas-k-yrandar"
    ["file_id"] => string(6) "226789"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440476486"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Эссе: « Я – вожатый»"
    ["seo_title"] => string(17) "essie-ia-vozhatyi"
    ["file_id"] => string(6) "299220"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456485263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей  «Юное поколение»"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatiel-naia-programma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-iunoie-pokolieniie"
    ["file_id"] => string(6) "265041"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449831932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга» с использованием информационно-методических ресурсов "
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskiie-razrabotki-po-priepodavaniiu-priedprofil-nogho-kursa-shkola-iunogho-orghanizatora-dosugha-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-mietodichieskikh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "126857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415216983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства