ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Юное поколение»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Юное поколение»
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности программы. Для современного общества характерно быстрое изменение внешних и внутренних параметров. Данная ситуация порождает специфический круг разных проблем в том числе и социальной сферы: организация временной и постоянной занятости молодёжи;трудовое и нравственное; профилактика негативных явлений в молодёжной среде;приобретение профессиональных навыков;
Ранний подростковый период – 13, подростковый период 14 – 16 лет и переход в юношество – 17 лет – время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. В условиях современных экономических условий нашего города подросток не может найти себе достойную занятость на время летних каникул. Включаясь в работу объединения, при условии прохождения профильной педагогической подготовки, участники объединения получат возможность: получить дополнительную профессиональную квалификацию; приобрести педагогические и психологические знания, умения и навыки; повысить свою управленческую компетентность; обрести опыт коллективной деятельности, получить возможность практики общения с детьми; провести с пользой летние каникулы.
Данная программа реализуется уже 3 года. Конечным результатом было апробирования своих навыков в детском загородном лагере «Огонёк», в качестве помощника вожатого. Более 50% обучающихся показали заинтересованность в своей занятости в летние каникулы в лагере. 46% приезжают ежегодно в лагерь помощниками вожатых. Многим, кто в 2013 впервые прошёл обучение, в 2016 году исполнится 18 лет. Четверо изъявили желание продолжить работу в лагере в качестве вожатого. Что являлось одной из задач программы.
Методическое обоснование программы. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от культурного уровня и подготовленности к работе педагогов, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время. Разработку данной программы определили низкий уровень профессионализма, творчества значительной части педагогов – вожатых и воспитателей, отсутствие получить навыки по организации и проведению различных мероприятий в отряде, в лагере, низкий уровень культуры.
Изменения в программе, внесены с 2015г.
Добавлен 2-ой год обучения, т.к. обучающиеся, освоившие 1-ый год, изъявили желание продолжить обучение по данной программе.
Изменены темы занятий, в связи с целесообразностью и опытом необходимого багажа для практического применения и коммуникативных навыков обучающихся.
Образовательная цель программы – знакомство старшеклассников с профессией отрядного вожатого через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально-значимых качеств личности будущего педагога (вожатого).
Задачи:
* Познакомить с профессией отрядного вожатого, формировать у старшеклассников устойчивые интересы и склонности к вопросам педагогики и психологии;
* Формировать практические умения и навыки по организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного лагеря;
* Формировать умения организации оптимального общения для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях; * Ориентировать участников программы на самостоятельное проектирование программ деятельности (как индивидуальной, так и групповой) с последующей их реализацией;
* Развивать лидерские качества и коммуникативные умения у участников программы;
* Привлекать молодёжь для работы с детьми в загородном лагере, создавать базу для профессионального роста вожатых
Для обучения в объединении производится набор учащихся 6 – 11 классов школ города и профессиональных учебных заведений.
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 3 часа в неделю.
Основными формами проведения занятий, наряду с лекциями и практикумами являются творческие мастерские и сюжетно – ролевые игры, написание сценариев праздников и их реализация.
Программа носит практико – ориенированный характер. При условии посещения всех занятий, практикума и условного прохождения контрольного теста, подросток отправляется в загородный лагерь помощником вожатого.
Оценка эффективности программы
Тестирование в конце года обучения (Приложения к программе);
Проведение праздников и мероприятий;
Летняя практика на отряде и в Совете лагеря.
Ожидаемые результаты
Сформировано у обучающихся представление о себе в профессиональной роли помощника вожатого;
Получены первоначальные знания правовой, психолого-педагогической грамотности;
Приобретены обучащимися коммуникативный опыт, опыт самоорганизации, опыт позитивной социализации;
Апробированы силы в актёрском мастерстве, оформительском искусстве, накоплен материал методической копилки;
Сформированы группы молодых вожатых, которые могут провести мастер-классы, КТД, развлечь детей с помощью игры, провести орг.сбор, музыкальный час, огонёк, помочь воспитателям провести спортивное мероприятие, соблюдая все правила техники безопасности;
Спрогнозирована и скорректирована программа работы на следующий год с учётом всех выявленных недостатков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Юное поколение»»
Управление общего и профессионального образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС»
г. Чайковский, Пермский край, ул. Приморский бульвар 25-А
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ЦДЮТТ «ЮТЕКС»
___________ А.И. Мальцев
Протокол ЭМС № 1
«10» сентября 2012 г.
Внесены изменения
№ ____ протокола ЭМС
« ____ » сентября 2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Юное поколение»
Программа рассчитана на детей: 12 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор программы:
Русакова Н.П.
Заместитель директора по О и МР
Чайковский, 2015 г.
Паспорт программы:
Наименование программы: «Юное поколение ».
Объединение «Молодой вожатый»
Направление деятельности: социально – педагогическое.
Уровень освоения программы: общекультурный
Образовательная область: творчество
Форма организации образовательного процесса: групповая
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 12 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная
Уровень результативности образовательного процесса:
информационно – досуговая, практика в лагере «Огонёк»
Способ освоения содержания образования: репродуктивно-эвристический
Введение.
«…Летний отдых – это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, вожатые, тренеры, психологи, вожатые – были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а непросто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, вожатские отряды, на студентов педагогических университетов…» (из выступления бывшего президента РФ Д.А. Медведева на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010г.)
Педагогам и иным специалистам, реализующим педагогические программы воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, отведена особая роль.
К сожалению, в нашем городе нет Педагогического Вуза, филиал УдГу не может дать кадры для работы в загородном лагере, так как его студенты – заочники, и у них уже есть своё основное место работы. Студенты педагогического колледжа в основном молодёжь из сёл. Поэтому они уезжают из города на время летней практики. Институт физической культуры также не может обеспечить кадрами загородный лагерь, так как у них есть своя основная база для работы студентов летом.
Загородный детский лагерь «Огонёк» столкнулся в 2012 г. с основополагающей проблемой – набором педагогического состава на летний период. Бывший костяк – в основном люди старше 35 лет, молодёжь, работавшая ранее – устроилась на основное место работы. Объявления в «Центре занятости» и СМИ также не дали положительных результатов. А дети, приезжающие из лагеря с восторгом рассказывают о своих вожатых, которые за 21 день смены становятся родными. Многие из детей, которые приезжали в лагерь с 7 лет и ставшие уже 15-тилетними подростками испытывают горечь от того, что не могут долгое время приехать в лагерь ни ребёнком, ни вожатым, а им бы очень хотелось.
В связи с вышеперечисленным встал вопрос о создании на базе Центра «ЮТЕКС» объединения «Молодой вожатый».
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед образовательным учреждением является создание культурной среды, культурного пространства. Именно данное пространство поможет воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством и способного творчески обогащать его.
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности программы. Для современного общества характерно быстрое изменение внешних и внутренних параметров. Данная ситуация порождает специфический круг разных проблем в том числе и социальной сферы: - организация временной и постоянной занятости молодёжи; - трудовое и нравственное воспитание; - профилактика негативных явлений в молодёжной среде; - приобретение профессиональных навыков;
Ранний подростковый период – 13, подростковый период 14 – 16 лет и переход в юношество – 17 лет – время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. В условиях современных экономических условий нашего города подросток не может найти себе достойную занятость на время летних каникул. Включаясь в работу объединения, при условии прохождения профильной педагогической подготовки, участники объединения получат возможность: - получить дополнительную профессиональную квалификацию; - приобрести педагогические и психологические знания, умения и навыки; - повысить свою управленческую компетентность; - обрести опыт коллективной деятельности, получить возможность практики общения с детьми; - провести с пользой летние каникулы.
Данная программа реализуется уже 3 года. Конечным результатом было апробирования своих навыков в детском загородном лагере «Огонёк», в качестве помощника вожатого. Более 50% обучающихся показали заинтересованность в своей занятости в летние каникулы в лагере. 46% приезжают ежегодно в лагерь помощниками вожатых. Многим, кто в 2013 впервые прошёл обучение, в 2016 году исполнится 18 лет. Четверо изъявили желание продолжить работу в лагере в качестве вожатого. Что являлось одной из задач программы.
Методическое обоснование программы. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от культурного уровня и подготовленности к работе педагогов, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время. Разработку данной программы определили низкий уровень профессионализма, творчества значительной части педагогов – вожатых и воспитателей, отсутствие получить навыки по организации и проведению различных мероприятий в отряде, в лагере, низкий уровень культуры.
Изменения в программе, внесены с 2015г.
Добавлен 2-ой год обучения, т.к. обучающиеся, освоившие 1-ый год, изъявили желание продолжить обучение по данной программе.
Изменены темы занятий, в связи с целесообразностью и опытом необходимого багажа для практического применения и коммуникативных навыков обучающихся.
Образовательная цель программы – знакомство старшеклассников с профессией отрядного вожатого через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально-значимых качеств личности будущего педагога (вожатого).
Задачи:
* Познакомить с профессией отрядного вожатого, формировать у старшеклассников устойчивые интересы и склонности к вопросам педагогики и психологии;
* Формировать практические умения и навыки по организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного лагеря;
* Формировать умения организации оптимального общения для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях;
* Ориентировать участников программы на самостоятельное проектирование программ деятельности (как индивидуальной, так и групповой) с последующей их реализацией;
* Развивать лидерские качества и коммуникативные умения у участников программы;
* Привлекать молодёжь для работы с детьми в загородном лагере, создавать базу для профессионального роста вожатых.
Механизм реализации программы. 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь) – заключение договора с педагогическим колледжем; – набор участников объединения в школах города. 2 этап – образовательный (ноябрь – апрель) – реализация образовательной программы. 3 этап – инструктивный (май) – выездной практикум. 4 этап – трудовой (июнь – август) – работа «помощников вожатых» в лагерных сменах. 5 этап – итоговый (август) – сбор отчётной информации; – проведение отчётного слёта «Молодой вожатый»; – планирование работы на следующий год.
Для обучения в объединении производится набор учащихся 6 – 11 классов школ города и профессиональных учебных заведений.
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 3 часа в неделю. Качество усвоения программы определяется выбором методов обучения и воспитания:
Репродуктивный (сначала объясняет педагог, затем обучающиеся воспроизводят),
Проблемный,
Креативный,
Рассказ и беседа,
Игры и упражнения,
Практикумы,
Коллективно творческая деятельность,
Предоставление прав,
Реализация сценариев через праздники Центра «ЮТЕКС».
Основными формами проведения занятий, наряду с лекциями и практикумами являются творческие мастерские и сюжетно – ролевые игры, написание сценариев праздников и их реализация.
Программа носит практико – ориенированный характер. При условии посещения всех занятий, практикума и условного прохождения контрольного теста, подросток отправляется в загородный лагерь помощником вожатого.
Принципы жизнедеятельности подростков в объединении.
– атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей участников;
– общественно – полезная направленность в деятельности;
– сотрудничество;
– личностно – ориентированный
– добровольное участие в совместных делах.
Оценка эффективности программы
Тестирование в конце года обучения (Приложения к программе);
Проведение праздников и мероприятий;
Летняя практика на отряде и в Совете лагеря.
Ожидаемые результаты
Сформировано у обучающихся представление о себе в профессиональной роли помощника вожатого;
Получены первоначальные знания правовой, психолого-педагогической грамотности;
Приобретены обучащимися коммуникативный опыт, опыт самоорганизации, опыт позитивной социализации;
Апробированы силы в актёрском мастерстве, оформительском искусстве, накоплен материал методической копилки;
Сформированы группы молодых вожатых, которые могут провести мастер-классы, КТД, развлечь детей с помощью игры, провести орг.сбор, музыкальный час, огонёк, помочь воспитателям провести спортивное мероприятие, соблюдая все правила техники безопасности;
Спрогнозирована и скорректирована программа работы на следующий год с учётом всех выявленных недостатков.
Учебно – тематический план 1 год обучения
№
Темы занятий
Кол-во час., в том числе практич.
примечания
всего теория практика
1
Организационное занятие.
ТБ, ПБ, действия при террористическом акте
1
1
-
2
Самопрезентация.
2
2
3
Основы помощника вожатого:
Помощник вожатого – кто он?
Ответственность
Авторитет у детей
3
3
1
1
1
4
Правовой багаж:
Режим дня, правила проживания детей в лагере
Требования к уборке комнат
Детям о ТБ; ПБ и другом
Первая помощь пострадавшему
7
6
1
1
1
3
1
1
5
Воспитываем гражданственность:
Линейка в лагере
«Равнение на флаг» из опыта работы ВДЦ «Орлёнок»
7
3
1
2
4
1
3
6
Психологический ликбез:
Конфликты и пути выхода из них
Игры на снятие стресса
7
1
1
6
2
4
7
Игротека вожатого:
«Есть идея!»
Игры на знакомства
Игры на сплочение
Игры – бодрячки (с залом)
Традиционные мероприятия лагеря
Ролевая игра
Интеллектуальные игры
Игры при плохой погоде
Тихие игры
Моя игротека
29
10
1
1
1
1
1
1
1
1
2
19
1
3
3
1
4
5
2
тетрадь
«ком.практ.»
8
Логика развития смены:
Особенности орг.периода
Названия отрядов
Уголок отряда
Особенности основного и
заключительного периодов
Идея смены
Планирование (сетка отрядных мероприятий)
9
4
1
1
1
1
5
1
1
2
1
9
Отдельно о спортивном:
Техника безопасности при проведении спорт. мероприятий.
Какие спортивные игры я могу провести
2
2
1
1
10
Мероприятие – дело серьёзное:
цели и задачи
Сценарий мероприятия
Ход мероприятия
Наглядность, декорации, костюмы
Рефлексия
По следам мероприятия
Я эксперт
Моё мероприятие
Работа в группе
Отчётное мероприятие
15
8
2
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
2
2
11
Роль и место наглядности в отряде:
Украшаем место, где живём
Оформительский практикум.
3
1
1
2
2
12
Отрядный огонёк:
2
1
1
1
1
13
Мастер – класс:
Что такое мастер-класс?
Уроки моего мастерства
4
1
1
3
3
14
Семинар – практикум (выездной)
14
2
12
Итого учебных часов
105
22
83
В течение года:
Участие в мероприятиях Центра:
(по названиям мероприятий)
Участие во встречах огоньковцев:
«Осенний бриз»
«Зимняя сказка»
«Весенняя капель»
Участие в сборах актива лагеря
Содержание программы
Наименование блока
цель
Формы и методы проведения
Краткое содержание
Нормативно-правовой
Правовое просвещение старшеклассников;
Знакомство с деятельностью помощника вожатого;
Формирование системы знаний по организации безопасности жизнедеятельности загородного лагеря;
Воспитание чувства личной ответственности
– лекция
– игра
– тестирование
Нормативно-правовые основы;
Функционал помощника вожатого;
Охрана жизни и здоровья детей;
Режимные моменты;
СанПин;
Техника безопасности.
Психолого-педагогичесикй
Формирование у обучающихся первоначальных основ становления детского коллектива, проблемах межчличностного общения, преодолении межличностных и групповых конфликтах.
Лекция
Беседа
Занятия с элементами тренинга
Психологические игры
Диалог
Анализ успехов каждого участника объединения
Алгоритм успеха;
Основы психологических знаний.
Структура временного детского коллектива;
Тактика бесконфликтного поведения и конструктивного общения;
Рождение конфликта – Создание ситуаций конфликтов и тактика выхода из них.
Самотестирование;
Приёмы самоорганизации.
методический
Знакомство с разнообразием форм деятельности;
Знакомство с алгоритмом построения и реализации мероприятия
Развитие умения прогнозировать и анализировать;
Накопление методической копилки.
Лекция
Практикум
Обучающие игры
КТД
Проведение мероприятий
Логика развития смены;
Подготовительный период;
Особенности организационного периода;
Игры на знакомства;
Виды массовых игр, методика их проведения;
Основной период смены;
Заключительный период смены;
Виды сюжетно – ролевых игр;
Методика проведения спортивных мероприятий и подвижных игр;
Техника безопасности;
Действия в экстремальных условиях;
Отрядные огоньки;
Методика разработки и реализации творческого мероприятия.
практический
Знакомство с основными видами игры, как ведущего вида деятельности ребёнка;
Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
Развитие творческих способностей и «небоязни» сцены.
Творческие мастерские
Сюжетно – ролевые игры
Практикум
Проведение мероприятий
Мастер – класс
Диалог - анализ
Игротека вожатого;
Роль и место наглядности в отряде;
Оформительский практикум;
Система отрядных огоньков;
Составление алгоритма самоанализа, условия успешности;
Организация мастер-класса;
Организация игротеки
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. «Организационное занятие»
Цель: Сформировать актив группы, познакомить с программой, задачами, требованиями. Проведение инструктажа по ТБ, ПБ, действий при террористическом акте.
Тема 2. «Самопрезентация»
Цель: Сформировать умение рассказать о себе, о своих талантах и желании стать помощником вожатого.
Тема 3. «Основы помощника вожатого»
Цель: Сформировать представление о своей деятельности, функции как помощника вожатого, способствовать созданию авторитета у детей отряда.
Игра «Незаконченное предложение…» Диалог – анализ..
Тема 4. «Правовой багаж»
Цель: Сформировать систему знаний по организации жизнедеятельности в загородном лагере, способствовать овладению обучающимися умением оказывать первую помощь, правильно и адекватно вести себя во время пожарной эвакуации, воспитывать чувство ответственности.
Организация жизнедеятельности в лагере. Техника безопасности. Режим дня. СанПин. Оказание первой доврачебной помощи.
Тема 5. «Воспитываем гражданственность»
Цель: Способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства патриотизма. Знакомство с различными формами проведения линеек в лагере. Ознакомиться с опытом проведения мероприятий из опыта ВДЦ «Орлёнок» из методической брошюры «Равнение на флаг».
Тема 6. «Психологический ликбез»
Цель: Познакомить с признаками конфликта, показать стратегию выхода из конфликтной ситуации.
Анализ конфликтных ситуаций. Сюжетно – ролевая игра.
Тема 7. «Игротека вожатого; Виды игр разных форм, и методика их проведения; Составление каталога детских летних игр»
Цель: познакомить с методикой организации и проведения игр.
Знакомство с методикой организации проведения массовых игр. Апробация игр. Анализ игр, их соответствие возрасту, месту проведения и характеру мероприятия. Понятие «каталог».
Тема 8. «Логика развития смены, идея смены; Особенности трёх периодов смены; Особенности планирования работы в отряде»
Цель: познакомить с логикой развития лагерной смены, с особенностями и проблемами трёх периодов: организационного, основного и заключительного;
Цели и основные дела периодов. Идея смены, игра через 21 день. Цели и дела подготовительного, организационного периода.
Тема 9. «Отдельно о спортивном»;
Цель: Познакомить с техникой безопасности при проведении спортивных мероприятий.
Тема 10. «Мероприятие – дело серьёзное»
Цель: познакомить с особенностями составления сценариев и их реализацией, сформировать умения рефлексировать свою работу, работу группы и своих «коллег».
Сценарий мероприятия. Цели и задачи мероприятия. Сценарный ход. Роли актёров. Экспертная оценка, рефлексия. Тренинг «небоязнь сцены». Отчётное мероприятие.
Тема 11. «Роль и место наглядности в отряде»
Цель: познакомить с методикой оформления отрядных уголков и работой отрядных средств массовой информации.
Соответствие оформления и наглядности тематики смены. Назначение и содержание отрядного уголка. Оформительский практикум.
Тема 12. «Отрядный огонёк (методы и формы)»
Цель: познакомить с методикой организации отрядных огоньков и формами проведения.
Система огоньков в отряде:
- знакомство;
- огонёк – рефлексия;
- тематический;
- прощальный.
Место и форма проведения. Позиция вожатого при проведении огонька. Разработка тематического огонька.
Тема 13. «Мастер – класс»
Цель: познакомить с алгоритмом разработки мастер – класса. Показать свои умения и творческие способности, необходимые для проведения мастер – класса.
Тема 14. «Семинар – практикум (выездной)»
Цель: подвести итоги прохождения курса «молодой вожатый», определить группы помощников вожатых на 3 лагерных смены.
Субботник, подготовка комнат к приезду детей, подготовка вожатского концерта, анализ мероприятий, методическая копилка, проблемные ситуации, вопросы, диалог. Семинар проводится на базе лагеря «Огонёк». Каждый участник получает индивидуальные задания и реализует их в процессе семинара.
В течение года обучающиеся принимают участие в массовых мероприятиях Центра «ЮТЕКС», помогают в реализации муниципальных мероприятий, организации встреч детей лагеря и проведении сборов актива лагеря.
Учебно – тематический план 2 год обучения
№
Темы занятий
Кол-во час., в том числе практич.
примечания
всего теория практика
1
Организационное занятие.
ТБ, ПБ, действия при террористическом акте
1
1
-
2
Я умею. Я могу!
Игры на знакомства
Игры на сплочение
Поиграй-ка
11
11
3
3
5
3
Мастер – класс:
Что такое мастер-класс?
Из опыта работы ВДЦ «Орлёнок»
Уроки моего мастерства
12
4
2
2
8
4
4
4
Арт- проект:
Основы проектной работы
Новый проект: Добро «Огоньку»
Защита проекта
11
3
2
1
8
6
2
5
Пиарщики:
Что вы знаете об «Огоньке» (анкетирование жителей города)
Конкурс презентаций «Мой любимый Огонёк»
Скоро лето! Приезжай в наш «Огонёк»
12
3
1
1
1
9
3
3
3
раздача
флаеров о лагере
6
Я эксперт:
Рефлексия своего мероприятия
Оцениваю тебя
9
3
2
1
6
2
4
7
Участие в мероприятиях Центра:
(по названиям мероприятий)
20
4
16
8
Встречи огоньковцев:
«Осенний бриз»
«Зимняя сказка»
«Весенняя капель»
9
3
1
1
1
6
2
2
2
9
Организация сборов актива
10
1
9
10
Семинар – практикум:
на базе д/л «Огонёк»
10
1
9
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. «Организационное занятие»
Цель: Сформировать актив группы, познакомить с программой, задачами, требованиями. Проведение инструктажа по ТБ, ПБ, действий при террористическом акте.
Тема 2. «Я умею. Я могу!»
Цель: Сформировать умение рассказать о своём опыте в качестве помощника вожатого.
Проведение в группе игр на знакомство, на сплочение. Ознакомление с игровой копилкой.
Тема 3. «Мастер- класс»
Цель: Показать свои умения и творческие способности, необходимые для проведения мастер – класса.
Работа с методической литературой. Составление мастер – классов для летней кампании 2016г.
Игра «Незаконченное предложение…» Диалог – анализ..
Тема 4. «Арт-проект»
Цель: Ознакомление с созданием проектов социальной направленности.
Организация проекта в лагере с детьми. Акция «Добро «Огоньку». Защита своего проекта.
Тема 5. «Пиарщики»
Цель: Способствовать формированию умения создания рекламы своего лагеря. Знакомство с различными формами пиара. Проведение анкетирования жителей города, своих одноклассников, одногруппников. Проведение конкурса презентаций «Мой любимый «Огонёк».
Тема 6. «Я эксперт»
Цель: Познакомить с умением анализировать мероприятие, рефлексивной деятельностью.
Анализ своего мероприятия. Диспут «Я ксперт».
Тема 7. «Участие в мероприятиях Центра»
Цель: проведение мероприятий различного уровня по плану работы Центра «ЮТЕКС» на учебный год.
Составление сценария. Распределение своей роли в мероприятии. Организация и анализ мероприятий.
Тема 8. «Встречи огоньковцев»
Цель: Сформировать умения проведения встреч ребят из лагеря;
Проведение мероприятия встречи огоньковцев.
Тема 9. «Организация сборов актива»;
Цель: Познакомить с организацией коммунарских сборов.
Планирование, распределение ролей. Командорские навыки. Работа в группе. Проведение мероприятий.
Тема 10. «Семинар – практикум (выездной)»
Цель: применить свои умения на практике.
Семинар проводится на базе лагеря «Огонёк». Каждый участник получает индивидуальные задания и реализует их в процессе семинара.
Условия реализации программы
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:
почему Вы решили стать вожатым/помощником вожатого?
какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вожатый/помощник вожатого?
чему я хочу научиться в школе вожатых?
Тест после 1 полугодия
какие игры с залом вы знаете и можете провести самостоятельно?
в плане вашего отряда стояло мероприятие на улице, но вдруг пошёл ливень. Чем вы займёте детей?
3. нужно ли считать детей в течение дня? Если да, то сколько раз?
4. оцените свою подготовленность к работе вожатого/помощника вожатого на сегодня по 10-ти бальной шкале.
5. Назовите три «+» и три «–» в вашей готовности.
6. что такое «дешёвый авторитет»?
7. перечислите цели проведения утренней линейки (не менее 3-х)
8. предложите 2 варианта творческого подъёма детей утром.
9. назовите требования, предъявляемые к уборке комнат в лагере «Огонёк».
10 как оказать первую помощь при солнечном ударе?
Тест в конце обучения
я научился…
я участвовал в …
я проводил…
(похвали себя) Я .,.
чтобы провести мероприятие, нужно…
всё ли правильно в следующем документе? (приложение 2)
Таблица мониторинга
№
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
общий %
1
Теоретическая часть
1 – 3 б
4 – 7 б
8 – 10 б
2
Практическая часть
1 – 3 б
4 – 7 б
8 – 10 б
3
Самооценка
1 – 3 б
4 – 7 б
8 – 10 б
Приложение 2
Воспитателю 1 отряда
М.И. Ивановой
Сидорова И.И.
Расписка.
Я забираю свою дочь, Сидорову Ирину, с 3 июня 2012г. по 5 июня 2012г. на выступление.
03.06.2012
(подпись)
Список литературы, использованный для составления программы.
Антонов В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно – образовательных лагерей в современных условиях: Автореф.дис.канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1997г. – 24с.
«Ключи к успеху»: рабочая тетрадь будущего вожатого ГБУ Ленинградской обл. «Центр «Молодёжный», 2012г.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие М.: центр «Педагогический поиск», 2006
Организация летнего отдыха детей М.: 1999г. Сысоева М.Е.
Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дала. Волгоград: Учитель, 2007, Соловьёв А.Ю., Шихарев С.С.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности, СанПиН.
Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: 1987, Иванов И.П.
«Равнение на флаг»: сборник методических материалов работы ВДЦ «Орлёнок», 2012г.
Основы проектной деятельности «Коммуникативный практикум»: Издательство «учебная литература», 2006г.
Список литературы (для детей)
«Классному вожатому» Астахова Н.И., Васильев К.Г. Издание второе. Дополненное и переработанное. Барнаул, 2002.
«Сто отрядных дел» Коморин С., Афанасьев С. Кострома, 2000г.
«Летние праздники, игры и забавы для детей», Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д., - М,2001г.