Алгоритм по разрешению детских конфликтных ситуаций.
Ситуация № 2. Ученик 6-го класса Иван бежал на перемене и задел плечом ученика 7-го класса Диму. У Димы из рук выпал телефон и разбился. С того момента Дима на каждой перемене толкает и обзывает Ивана.
Конфликт медиабелен. Участники конфликта Иван и Дима примерно одного возраста, одного социального статуса, что поможет участникам понять друг друга.
Карта конфликта.
-
Определение сторон в конфликтной линейки.
-
Формирование понимания, кто есть первая сторона (возраст, интересы, потребности, соц. Статус, принадлежность к группе).
-
Формирование понимания, какие опасения имеются у первой стороны (чего боится).
Тоже самое выявляем у второй стороны.
Здравствуйте,меня зовут Надежда Анатольевна. Я медиатор, человек который может помочь вам договориться и разрешить спор в интересах каждого из вас. Я не буду и не в праве осуждать вас, искать виноватых, выносить решения. Моя цель- помочь вам договориться. Все. О чем мы будем говорить останется конфиденциальной информацией.
Для решения спора мы проведем переговоры. С начало поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем. Медиация поможет решить проблему быстро, без огласки и решение устроит вас обоих.
- Прояснить позиции сторон.
- Прояснить причины ссоры.
- Оценить морально-психологическое состояние сторон.
- Мотивировать на совместную встречу.
- Анализировать необходимость сбора дополнительной информации.
-
Сформировать и проанализировать порядок совместной встречи.
Техника эффективного общения.
Использования закрытых вопросов (3 «да»)
Использование закрытых вопросов (3 «нет»)
Использование приема «..именно поэтому.»
Ваня я предлагаю разрешить сложившуюся ситуацию и наладить ваши отношения с Димой.
Ваня ты хочешь, чувствовать себя в школе спокойно, как прежде?
Тебе хочется слышать в свой адрес только хорошие слова?
Тебе надоела эта ситуация, которая сложилась у вас с Димой? Именно поэтому я и предлагаю провести медиацию.
Если Дима против медиации.
Чем Дима, тебе не выгодно оставить конфликт не разрешенным?
Надо правильно рассадить участников и создать благоприятную атмосферу.
- Вступительное слово.
- Выслушать точки зрения сторон.
- Обобщить услышанное и помочь прояснить и понять сложные моменты; дать понять, что является истиной причиной конфликта.
- Обобщить услышанное и дать сторонам возможность задать вопросы друг — другу (если надо и возможно).
- Обсудить решение, которое устроило бы обе стороны.
- Обобщать предложения, помогать вопросами если есть затруднения, снижать эмоциональный тонус.
- Предложить заключить соглашение (письменно или усно0.
Техника «Конкретизации обобщения»
- Техника «Конкретизации сообщения»
- Техника «Переключения внимания»
- Напоминать о правилах.
- Не допускать агрессии сторон, правильно строя фразы. Например: Вы сейчас кричите, а как это решает вашу проблему? Как? Не надо дожидаться ответа, а конструктивно продолжаем строить диалог.
-
Вы пришли к соглашению о том, что.
Есть ли что-то, что может помешать выполнить договоренность у тебя Ваня?
- У тебя Дима? Ты в чем-то сомневавшийся?
Выясняем все сомнения и опасения обеих сторон. Уточняем все мелочи Кто? Что? В какой срок?
Действительно ли все проблемы будут решены, если все обещания будут выполнены?
Договориться о контрольной встрече.