Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком"
Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 26".
Консультация для педагогов
Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребенком
Подготовила: М.Ю.Коннова, педагог-психолог
Несмотря на все предпринимаемые действия со стороны государства и органов системы профилактики, на сегодняшний момент актуальной остается проблема жестокого обращения и насилия в отношении детей, как в семье, так и в ДОУ. Педагоги зачастую не знают, как реагировать, а если реагируют, то порой недостаточно профессионально, что приводит к повторной виктимизации детей. Дети еще больше замыкаются, их чувство вины, страха и бессилия усиливается. Часто помощь в таких случаях ограничивается принятием административных и юридических мер, достаточную же помощь по реабилитации ребенок не получает.
Исходя из вышесказанного, важно признать, что деятельность педагогов по оказанию помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения, и по предупреждению насильственных действий в отношении детей, не всегда эффективна. Не все специалисты обладают достаточной квалификацией, знаниями и необходимыми технологиями. Существует необходимость обучения педагогических сотрудников специальным технологиям.
Дети становятся жертвами жесткого обращения не только в семьях, но и в детском саду, школе, других учреждениях. Насилие совершают как дети по отношению друг к другу, так и взрослые.
В работе по профилактике жестокого обращения с детьми выявляются следующие трудности:
Недостаточное и несвоевременное выявление детей, подвергшихся жестокому обращению.
Недостаточная компетенция специалистов, работающих в системе образования и сталкивающихся с жестоким обращением с детьми.
Одним из путей решения данной проблемы может быть принятие педагогами технологии развивающего диалога как основного (в идеале единственного) способа построения общения с ребенком, с родителями, с педагогами и другими участниками образовательного процесса.
В практике образования на сегодняшний день имеются следующие важные противоречия: между образовательными целями воспитанника и его родителей и целями педагога и системы образования; между реальными потребностями воспитанника и ожиданиями педагога; между мотивацией и игровой деятельностью ребёнка. На основе этих противоречий возникает большая часть конфликтов. Развивающий диалог в таких ситуациях становится необходимым компонентом для разрешения противоречий.
Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения, воспитания, реабилитации, - так называемые «активные» методы.
Выбирая развивающий диалог как одно из наиболее эффективных средств, способствующих разрешению социально-психологических проблем учащихся, необходимо учитывать следующие моменты:
2) характер развивающего диалога определяется в первую очередь философской составляющей – отношением и ценностями, представлениями и идеями, которые мы используем во взаимодействии с учащимися;
3) изменение и разрешение проблем происходит только при условии системного использования инструмента диалога в отношениях.
4) базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения любви, интереса, веры, уважения.
Остановимся более подробно на базовых отношениях (ценностях) развивающего диалога.
Интерес предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей: «Что на самом деле нужно ребенку? На основе каких успехов в прошлом (его личных, а не в сравнении с другими людьми) можно поддержать его действия в будущем?». Интерес педагога к ребёнку выражается в действии через установление личного контакта с ним.
Может ли диалог состояться без контакта? Если контакт не установлен, то никакие техники работать не будут. От кого зависит контакт? От того, кто хочет вступить в контакт. Кто отвечает за контакт в отношениях с детьми? Взрослые (педагоги, родители, заинтересованные взрослые). Если педагог не заинтересован в наблюдении за ребенком, за отслеживанием изменений в его жизни, поведении, чувства, то такой педагог вряд ли сможет разглядеть признаки жестокого обращения, почувствовать угрозу развитию ребенка.
Что включает в себя подлинный контакт? Зрительный контакт, радость, физический контакт, договор об удобном времени, открытое проявление своих чувств, равенство позиций, полное внимание, умение найти в человеке то, что нам нравится, личный интерес, признание права ребёнка на разные состояния, отношение дарителя – готовность поделиться. А также: позитивная обратная связь, которая помогает переоценить свою роль и позицию, умение управлять собственными чувствами и не переносить их на других, принимать негативные чувства, поддержка, обеспечение пространства, в котором можно проявить себя, вера, умение выслушать и понять потребности человека. Если один человек ведет себя таким образом, то создается атмосфера, в которой другой может изменяться. Контакт является основой нашего взаимодействия с ребёнком.
На практике, зачастую, педагог ждет инициативы в виде проявлении интереса, в установлении контакта от ребёнка. Это противоречит естественным процессам его развития: дети не могут руководить процессом своего развития, обучения, воспитания.
Уважение. У каждого человека (и взрослого, и ребенка) есть право иметь свои потребности, границы. Важно уважать чужие границы и защищать свои таким образом, чтобы не «травмировать» других. Базовым принципом развивающего диалога является передача ответственности человеку за его жизнь во всех ее проявлениях. «Если в процессе развития что-то было нарушено или разрушено, то восстановление пропущенного или утраченного происходит при создании тех же условий, в которых идет естественное, здоровое развитие».
Научившись уважать себя, человек начинает относиться с уважением к другим. «У каждого человека есть права», – говорим мы, когда встречаемся с ребёнком. «Знаешь ли ты права, которые есть у тебя?», «Какое из твоих прав кажется тебе самым важным?». Очень часто этим правом оказывается право на безопасность.
А. Маслоу причисляет к категории безопасности следующие потребности: потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в постоянстве, структуре, порядке, законе и т.д. Вопреки мнению о том, что подросток стремится к вседозволенности, психологи и педагоги обнаруживают: подросток нуждается в том, чтобы жить в структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Взрослые являются гарантами прав ребенка на безопасность, обеспечение надлежащей защиты. Гнев родителя или педагога, угроза физического наказания, грубое обращение, словесное оскорбление подчас вызывают тревогу у ребёнка. В такой обстановке потребность в безопасности оказывает сильное влияние на мотивацию деятельности.
Принятие ответственности происходит при наделении человека правами. Нет прав – нет ответственности. Ответственность может быть передана только на условиях договора о взаимных обязательствах. Право – результат договора двух сторон, и вторая сторона должна быть гарантом его соблюдения.
Вера. Вера предполагает, что каждый человек может выработать множество вариантов решения любой проблемы и выбрать лучший. Задача заинтересованного состоит в том, чтобы создать для этого условия. Вера часто подменяется жесткими ожиданиями: ребенок должен поступать так, а не иначе. Ожидания не сбываются, возникают обиды. Они лишают человека права на собственный опыт.
В диалоге ребенок может учиться на собственных задачах: самостоятельно формулировать проблему, искать пути ее решения, отвечая на открытые вопросы: «Какая у тебя самая большая проблема на сегодняшний день? Какая потребность не удовлетворяется и вызывает беспомощность?», «Какая ситуация тебя больше всего тревожит? Какую роль ты играешь в создании этой ситуации? Как ты поддерживаешь ее развитие?». Если ребенок дал вам ответ, всегда надо поддержать его: «Я верю, что это решение лучшее для тебя!» Вы когда-нибудь встречали человека, который бы осознанно делал себе плохо? Человека, который бы точно знал, что в 19 часов я сделаю себе больно? Деструктивные, парадоксальные действия ребенок совершает в периоды, когда ВЕРА покидает его, когда в него перестают ВЕРИТЬ родители, педагоги, а в итоге и он сам. Без ВЕРЫ человек теряет смысл жить.
Любовь. Почему детей надо любить? Полное принятие обеспечивается только любовью. Любовь – совершенно необходимое условие для поддержания жизни человека.
Существует два варианта «беспомощной» любви.
1. Родительская любовь. Взрослый - активный, ребенок - пассивный: «Я тебя люблю и знаю лучше, что тебе нужно. Я обеспечу тебе развитие и золотое детство, потом ты будешь мне благодарна: фигурное катание, 4 языка, музыкальный инструмент, бассейн, рисование, бег по утрам…». Нередко в связи с этим возникают перегрузки у детей, и такая занятость приобретает форму психологического насилия.
2. Любовь жертвы. Взрослый - пассивный, ребенок - активный: «Я их так люблю, что они делают со мной все, что хотят». Попустительство взрослых, отсутствие правил жизни. В результате ребенок «сходит с ума» от переизбытка свободы и начинает пробовать этот мир на прочность, чаще агрессией и жестокостью отстаивая своё.
В диалоге любовь может быть только партнерской: «Я тебя вижу, слышу и чувствую, потому что ты мне интересен, потому я что уважаю тебя и верю в тебя».
Контакт и принятие без критики необходимы, чтобы протекал поиск, они освобождают мышление и творчество. Критика замораживает процесс мышления. Как часто взрослые делают негативные замечания («не то, не надо, не будем, неправильно, думай лучше»)? В среднем 90 замечаний за день.
Позитивная обратная связь усиливает безопасность и облегчает для человека возможность думать. Педагоги привыкли ставить оценки за ошибки – правильно или не правильно – это операция по сличению. Как дать позитивную обратную связь ребенку, родителю, коллеге? Она включает два компонента – эмоциональный и содержательный. Эмоциональная часть – радость тому, что сказал человек; содержательная часть – обобщение и возвращение, дополнение, уточнение, структурирование того, что сказал человек. Если наша эмоциональная реакция скупая, то люди обычно угасают. Важно отслеживать свое состояние и интерес. Мы радуемся тому, что человек рассказывает: «Прекрасно! Какая замечательная мысль! Расскажи об этом подробнее!». В результате чего человек раскрывается.
Открытые и закрытые вопросы, позитивная обратная связь являются основными инструментами развивающего диалога и позволяют исследовать опыт и потребности каждого ученика, исходя из потребностей, включать поисковую активность и мотивацию каждого ученика, передавать ответственность,; развивать рефлексивные процессы, исследовать те внутренние ограничения ученика, которые порождают точки противоречия, и превратить их в точки развития, обобщать, дополнять и реструктурировать новое знание, связывая его с личным опытом каждого ученика и, таким образом, высаживая его на родную почву.
В качестве подведения итогов, еще раз кратко опишем структуру диалогического взаимодействия «взрослый—ребенок», которая состоит из следующих компонентов или конкретных действий педагога:
1. Вступление в личный контакт с ребёнком (в случае группы — лично с каждым).
2. Отказ от ожиданий, то есть от собственной эгоцентрической позиции в отношении каждого ребенка и его родителей (законных представителей).
3. Создание договора об условиях совместной деятельности, т.е наделение участников образовательных отношений правами.
4. Передача ответственности ребенку, родителям за их безопасность.
5. Исследование опыта и потребностей детей и взрослых.
6. Обеспечение позитивной обратной связи со всеми участникам образовательного процесса.
7. Исследование точек противоречия (в эмоциональной, мыслительной и поведенческой сфере всех заинтересованных сторон) и превращение их в точки развития.
8. Обобщение и реструктурирование нового совместного знания.
Данные действия на уровне операций состоят из открытых и закрытых вопросов, анализа и синтеза.
Таким образом, владея технологией развивающего диалога, педагоги получают инструмент, восстанавливающий равновесие в отношениях между всеми участниками образовательного процесса, и гарантируют образовательной среде свободу от насилия и жестокости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 26".
Консультация для педагогов
Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребенком
Подготовила: М.Ю.Коннова, педагог-психолог
Несмотря на все предпринимаемые действия со стороны государства и органов системы профилактики, на сегодняшний момент актуальной остается проблема жестокого обращения и насилия в отношении детей, как в семье, так и в ДОУ. Педагоги зачастую не знают, как реагировать, а если реагируют, то порой недостаточно профессионально, что приводит к повторной виктимизации детей. Дети еще больше замыкаются, их чувство вины, страха и бессилия усиливается. Часто помощь в таких случаях ограничивается принятием административных и юридических мер, достаточную же помощь по реабилитации ребенок не получает.
Исходя из вышесказанного, важно признать, что деятельность педагогов по оказанию помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения, и по предупреждению насильственных действий в отношении детей, не всегда эффективна. Не все специалисты обладают достаточной квалификацией, знаниями и необходимыми технологиями. Существует необходимость обучения педагогических сотрудников специальным технологиям.
Дети становятся жертвами жесткого обращения не только в семьях, но и в детском саду, школе, других учреждениях. Насилие совершают как дети по отношению друг к другу, так и взрослые.
В работе по профилактике жестокого обращения с детьми выявляются следующие трудности:
Недостаточное и несвоевременное выявление детей, подвергшихся жестокому обращению.
Недостаточная компетенция специалистов, работающих в системе образования и сталкивающихся с жестоким обращением с детьми.
Одним из путей решения данной проблемы может быть принятие педагогами технологии развивающего диалога как основного (в идеале единственного) способа построения общения с ребенком, с родителями, с педагогами и другими участниками образовательного процесса.
В практике образования на сегодняшний день имеются следующие важные противоречия: между образовательными целями воспитанника и его родителей и целями педагога и системы образования; между реальными потребностями воспитанника и ожиданиями педагога; между мотивацией и игровой деятельностью ребёнка. На основе этих противоречий возникает большая часть конфликтов. Развивающий диалог в таких ситуациях становится необходимым компонентом для разрешения противоречий.
Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения, воспитания, реабилитации, - так называемые «активные» методы.
Выбирая развивающий диалог как одно из наиболее эффективных средств, способствующих разрешению социально-психологических проблем учащихся, необходимо учитывать следующие моменты:
2) характер развивающего диалога определяется в первую очередь философской составляющей – отношением и ценностями, представлениями и идеями, которые мы используем во взаимодействии с учащимися;
3) изменение и разрешение проблем происходит только при условии системного использования инструмента диалога в отношениях.
4) базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения любви, интереса, веры, уважения.
Остановимся более подробно на базовых отношениях (ценностях) развивающего диалога.
Интерес предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей: «Что на самом деле нужно ребенку? На основе каких успехов в прошлом (его личных, а не в сравнении с другими людьми) можно поддержать его действия в будущем?». Интерес педагога к ребёнку выражается в действии через установление личного контакта с ним.
Может ли диалог состояться без контакта? Если контакт не установлен, то никакие техники работать не будут. От кого зависит контакт? От того, кто хочет вступить в контакт. Кто отвечает за контакт в отношениях с детьми? Взрослые (педагоги, родители, заинтересованные взрослые). Если педагог не заинтересован в наблюдении за ребенком, за отслеживанием изменений в его жизни, поведении, чувства, то такой педагог вряд ли сможет разглядеть признаки жестокого обращения, почувствовать угрозу развитию ребенка.
Что включает в себя подлинный контакт? Зрительный контакт, радость, физический контакт, договор об удобном времени, открытое проявление своих чувств, равенство позиций, полное внимание, умение найти в человеке то, что нам нравится, личный интерес, признание права ребёнка на разные состояния, отношение дарителя – готовность поделиться. А также: позитивная обратная связь, которая помогает переоценить свою роль и позицию, умение управлять собственными чувствами и не переносить их на других, принимать негативные чувства, поддержка, обеспечение пространства, в котором можно проявить себя, вера, умение выслушать и понять потребности человека. Если один человек ведет себя таким образом, то создается атмосфера, в которой другой может изменяться. Контакт является основой нашего взаимодействия с ребёнком.
На практике, зачастую, педагог ждет инициативы в виде проявлении интереса, в установлении контакта от ребёнка. Это противоречит естественным процессам его развития: дети не могут руководить процессом своего развития, обучения, воспитания.
Уважение. У каждого человека (и взрослого, и ребенка) есть право иметь свои потребности, границы. Важно уважать чужие границы и защищать свои таким образом, чтобы не «травмировать» других. Базовым принципом развивающего диалога является передача ответственности человеку за его жизнь во всех ее проявлениях. «Если в процессе развития что-то было нарушено или разрушено, то восстановление пропущенного или утраченного происходит при создании тех же условий, в которых идет естественное, здоровое развитие».
Научившись уважать себя, человек начинает относиться с уважением к другим. «У каждого человека есть права», – говорим мы, когда встречаемся с ребёнком. «Знаешь ли ты права, которые есть у тебя?», «Какое из твоих прав кажется тебе самым важным?». Очень часто этим правом оказывается право на безопасность.
А. Маслоу причисляет к категории безопасности следующие потребности: потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в постоянстве, структуре, порядке, законе и т.д. Вопреки мнению о том, что подросток стремится к вседозволенности, психологи и педагоги обнаруживают: подросток нуждается в том, чтобы жить в структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Взрослые являются гарантами прав ребенка на безопасность, обеспечение надлежащей защиты. Гнев родителя или педагога, угроза физического наказания, грубое обращение, словесное оскорбление подчас вызывают тревогу у ребёнка. В такой обстановке потребность в безопасности оказывает сильное влияние на мотивацию деятельности.
Принятие ответственности происходит при наделении человека правами. Нет прав – нет ответственности. Ответственность может быть передана только на условиях договора о взаимных обязательствах. Право – результат договора двух сторон, и вторая сторона должна быть гарантом его соблюдения.
Вера. Вера предполагает, что каждый человек может выработать множество вариантов решения любой проблемы и выбрать лучший. Задача заинтересованного состоит в том, чтобы создать для этого условия. Вера часто подменяется жесткими ожиданиями: ребенок должен поступать так, а не иначе. Ожидания не сбываются, возникают обиды. Они лишают человека права на собственный опыт.
В диалоге ребенок может учиться на собственных задачах: самостоятельно формулировать проблему, искать пути ее решения, отвечая на открытые вопросы: «Какая у тебя самая большая проблема на сегодняшний день? Какая потребность не удовлетворяется и вызывает беспомощность?», «Какая ситуация тебя больше всего тревожит? Какую роль ты играешь в создании этой ситуации? Как ты поддерживаешь ее развитие?». Если ребенок дал вам ответ, всегда надо поддержать его: «Я верю, что это решение лучшее для тебя!» Вы когда-нибудь встречали человека, который бы осознанно делал себе плохо? Человека, который бы точно знал, что в 19 часов я сделаю себе больно? Деструктивные, парадоксальные действия ребенок совершает в периоды, когда ВЕРА покидает его, когда в него перестают ВЕРИТЬ родители, педагоги, а в итоге и он сам. Без ВЕРЫ человек теряет смысл жить.
Любовь. Почему детей надо любить? Полное принятие обеспечивается только любовью. Любовь – совершенно необходимое условие для поддержания жизни человека.
Существует два варианта «беспомощной» любви.
1. Родительская любовь. Взрослый - активный, ребенок - пассивный: «Я тебя люблю и знаю лучше, что тебе нужно. Я обеспечу тебе развитие и золотое детство, потом ты будешь мне благодарна: фигурное катание, 4 языка, музыкальный инструмент, бассейн, рисование, бег по утрам…». Нередко в связи с этим возникают перегрузки у детей, и такая занятость приобретает форму психологического насилия.
2. Любовь жертвы. Взрослый - пассивный, ребенок - активный: «Я их так люблю, что они делают со мной все, что хотят». Попустительство взрослых, отсутствие правил жизни. В результате ребенок «сходит с ума» от переизбытка свободы и начинает пробовать этот мир на прочность, чаще агрессией и жестокостью отстаивая своё.
В диалоге любовь может быть только партнерской: «Я тебя вижу, слышу и чувствую, потому что ты мне интересен, потому я что уважаю тебя и верю в тебя».
Контакт и принятие без критики необходимы, чтобы протекал поиск, они освобождают мышление и творчество. Критика замораживает процесс мышления. Как часто взрослые делают негативные замечания («не то, не надо, не будем, неправильно, думай лучше»)? В среднем 90 замечаний за день.
Позитивная обратная связь усиливает безопасность и облегчает для человека возможность думать. Педагоги привыкли ставить оценки за ошибки – правильно или не правильно – это операция по сличению. Как дать позитивную обратную связь ребенку, родителю, коллеге? Она включает два компонента – эмоциональный и содержательный. Эмоциональная часть – радость тому, что сказал человек; содержательная часть – обобщение и возвращение, дополнение, уточнение, структурирование того, что сказал человек. Если наша эмоциональная реакция скупая, то люди обычно угасают. Важно отслеживать свое состояние и интерес. Мы радуемся тому, что человек рассказывает: «Прекрасно! Какая замечательная мысль! Расскажи об этом подробнее!». В результате чего человек раскрывается.
Открытые и закрытые вопросы, позитивная обратная связь являются основными инструментами развивающего диалога и позволяют исследовать опыт и потребности каждого ученика, исходя из потребностей, включать поисковую активность и мотивацию каждого ученика, передавать ответственность,; развивать рефлексивные процессы, исследовать те внутренние ограничения ученика, которые порождают точки противоречия, и превратить их в точки развития, обобщать, дополнять и реструктурировать новое знание, связывая его с личным опытом каждого ученика и, таким образом, высаживая его на родную почву.
В качестве подведения итогов, еще раз кратко опишем структуру диалогического взаимодействия «взрослый—ребенок», которая состоит из следующих компонентов или конкретных действий педагога:
1. Вступление в личный контакт с ребёнком (в случае группы — лично с каждым).
2. Отказ от ожиданий, то есть от собственной эгоцентрической позиции в отношении каждого ребенка и его родителей (законных представителей).
3. Создание договора об условиях совместной деятельности, т.е наделение участников образовательных отношений правами.
4. Передача ответственности ребенку, родителям за их безопасность.
5. Исследование опыта и потребностей детей и взрослых.
6. Обеспечение позитивной обратной связи со всеми участникам образовательного процесса.
7. Исследование точек противоречия (в эмоциональной, мыслительной и поведенческой сфере всех заинтересованных сторон) и превращение их в точки развития.
8. Обобщение и реструктурирование нового совместного знания.
Данные действия на уровне операций состоят из открытых и закрытых вопросов, анализа и синтеза.
Таким образом, владея технологией развивающего диалога, педагоги получают инструмент, восстанавливающий равновесие в отношениях между всеми участниками образовательного процесса, и гарантируют образовательной среде свободу от насилия и жестокости.