Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса
Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической службе.
Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования.
Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико - аналитической основе с учетом особенностей разития ОДОДа гимназии, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельно
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность формируется во взаимосвязи с социальными установками специалиста. Компетентность методиста выражается в его способности к анализу и решению проблем в контексте конкретных ситуаций профессиональной деятельности. Ее развитие опирается, прежде всего, на рефлексивность и мотивационные основы саморазвития, объединяя в себе рациональные и творческие начала педагогической деятельности.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности методиста – это непрерывный процесс его профессиональной деятельности, так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят перед методистом новые проблемы, разрешение которых требует иного характера компетентности. Развитие профессиональной компетентности во многом обеспечивается реализацией функциональных умений методиста и обеспечивается реализацией аналитических и информационных, конструктивных и коммуникативных, исследовательских, проектировочных и внедренческих функций методической работы, где особое значение приобретают следующие методы исследо-ания:
? эмпирические:
1. частные методы (изучение литературы, документов, тестирование);
2. комплексные и общие методы (мониторинг, эксперимент, обобщение педагогического опыта).
? теоретические: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Для развития профкомпетентности методиста наиболее адекватны такие методы, как: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный и модельный.
При ответе на вопрос «Насколько Вы довольны своими знаниями и умениями» заполните колонки.
№ Знания и умения Да Нет Испытываю
затруднение
1. Педагогическая компетентность:
1.1 Знание основных педагогических парадигм, концепций, систем и теорий
1.2 Знание традиционных и инновационных технологий образования и воспитания
1.3 Знание теории детского коллектива
1.4 Знание основ педагогической диагностики и умение ее проводить
1.5 Знание закономерностей, принципов и основных компонентов целостного педагогического процесса
2. Психологическая компетентность:
2.1 Знание психологических основ педагогической деятельности
2.2 Знание возрастных особенностей развития личности
2.3 Умение предвидеть и разрешать конфликты
2.4 Знание основ педагогического общения
2.5 Знание психологической структуры личности и ее познавательной сферы
2.6 Знание основ психологической диагностики и умение ее осуществлять
3. Методическая компетентность:
3.1 Умение анализировать педагогическую деятельность
3.2 Умение планировать деятельность (на месяц, год)
3.3 Умение проводить исследовательскую работу
3.4 Умение систематизировать и обобщать информационные, методические, дидактические материалы
3.5 Умение оказывать консультативную помощь
3.6 Умение разрабатывать и оформлять методическую продукцию
3.7 Знание форм, методов, средств культурно-досуговой деятельности
3.8 Ориентация методиста на постоянное саморазвитие
3.9 Знание научной организации труда и умение рационально организовывать свой труд
3.10 Знание содержания и принципов организации, видов и форм методического обеспечения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Цель работы: Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования перспективных форм работы с детьми и повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса »
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(в помощь педагогу дополнительного образования)
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической службе.
Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования.
Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико - аналитической основе с учетом особенностей разития ОДОДа гимназии, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельно
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность формируется во взаимосвязи с социальными установками специалиста. Компетентность методиста выражается в его способности к анализу и решению проблем в контексте конкретных ситуаций профессиональной деятельности. Ее развитие опирается, прежде всего, на рефлексивность и мотивационные основы саморазвития, объединяя в себе рациональные и творческие начала педагогической деятельности.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности методиста – это непрерывный процесс его профессиональной деятельности, так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят перед методистом новые проблемы, разрешение которых требует иного характера компетентности. Развитие профессиональной компетентности во многом обеспечивается реализацией функциональных умений методиста и обеспечивается реализацией аналитических и информационных, конструктивных и коммуникативных, исследовательских, проектировочных и внедренческих функций методической работы, где особое значение приобретают следующие методы исследо-ания:
эмпирические:
1. частные методы (изучение литературы, документов, тестирование);
2. комплексные и общие методы (мониторинг, эксперимент, обобщение педагогического опыта).
теоретические: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Для развития профкомпетентности методиста наиболее адекватны такие методы, как: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный и модельный.
При ответе на вопрос «Насколько Вы довольны своими знаниями и умениями» заполните колонки.
№ Знания и умения Да Нет Испытываю
затруднение
1. Педагогическая компетентность:
1.1 Знание основных педагогических парадигм, концепций, систем и теорий
1.2 Знание традиционных и инновационных технологий образования и воспитания
1.3 Знание теории детского коллектива
1.4 Знание основ педагогической диагностики и умение ее проводить
1.5 Знание закономерностей, принципов и основных компонентов целостного педагогического процесса
2. Психологическая компетентность:
2.1 Знание психологических основ педагогической деятельности
2.2 Знание возрастных особенностей развития личности
2.3 Умение предвидеть и разрешать конфликты
2.4 Знание основ педагогического общения
2.5 Знание психологической структуры личности и ее познавательной сферы
2.6 Знание основ психологической диагностики и умение ее осуществлять
3. Методическая компетентность:
3.1 Умение анализировать педагогическую деятельность
3.2 Умение планировать деятельность (на месяц, год)
3.3 Умение проводить исследовательскую работу
3.4 Умение систематизировать и обобщать информационные, методические, дидактические материалы
3.5 Умение оказывать консультативную помощь
3.6 Умение разрабатывать и оформлять методическую продукцию
3.7 Знание форм, методов, средств культурно-досуговой деятельности
3.8 Ориентация методиста на постоянное саморазвитие
3.9 Знание научной организации труда и умение рационально организовывать свой труд
3.10 Знание содержания и принципов организации, видов и форм методического обеспечения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогов. Методическая помощь осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация - проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое обучение – это участие методиста в работе методических объединений, педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля. Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТА ОТДЕЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА МЕСЯЦ.
1. Сценарная деятельность
2. Тематическое консультирование педагогов
3. Оказание практической помощи педагогам, методистам
4. Организационная деятельность (подготовка мероприятия)
5. Анализ, самоанализ мероприятий
6. Информационно-аналитическая деятельность (изучение научно-педагогической и методической литературы, разработка методических рекомендаций, оформление методического уголка, подготовка выступления на педсовет, методического объединение, совещание – по плану работы на год или по необходимости)
7. Самообразование
8. Рефлексия выполнения плана работы за месяц
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
• Предварительный вывод о силе влияния данного этапа мероприятия на воспитанников;
• Управленческая культура педагога, наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив;
• Связь данного мероприятия с последующими (задания детскому объединению);
• Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
По пятому этапу выясняется:
• Определился ли уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры педагога, его умение рассматривать воспитательное мероприятие во взаимодействии всех частей, как системное образование;
• Атмосфера обслуживания;
• Глубина проникновения в сущность проведенного мероприятия.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО МЕРОПРИЯТИЯЮ
• Схема вывода
• Констатация факта
• Причины его появления
• Конкретные предложения по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию (если факт положительный).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ
Анализ можно считать положительным, если:
1. Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
2. Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора информации.
3. В ходе анализа вычленяются этапы мероприятия и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности воспитанника, организация этой деятельности).
4. Анализируются системообразующие связи воспитательного мероприятия:
• воспитательная цель мероприятия
• воспитательные задачи его этапов
• воспитательные задачи одного этапа
• воспитательные задачи последующего этапа.
5. Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов образуется конечный результат – заранее запрограммированная цель.
6. Анализируется уровень управленческой культуры педа-гога и воспитанников.
7. Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержания, методов, результатов.
8. Вскрывается взаимосвязь данного мероприятия с предыдущим и последующим мероприятиями, его место в общей системе внеурочной воспитательной работы.
9. Выводы по мероприятию формируются на основе данных, полученных в результате анализа.
10. Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными сроками исполнения.
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ АНАЛИЗА
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2. Несоответствие программы наблюдения поставленной цели.
3. Бессистемность анализа мероприятия, характеристика отдельных его этапов и сроков.
4. Общий вывод делается на основе одного этапа проведения мероприятия.
5. Рекомендации даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток - рекомендации». Нарушается цепь «недостаток – причина - рекомендация».
6. Оценка мероприятия исходит не из объективных данных, а из впечатлений и личного отношения аналитика.
7. Нелогичность выводов. Перечисляется все положительное, делается положительный вывод, потом отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
СХЕМА ОБЩЕГО ВЫВОДА
1. Целостность мероприятия, связь между этапами.
2. Взаимосвязь цели – содержание формы – методов и приемов – результатов.
3. Связь данной формы с другими формами.
4. Общая оценка мероприятия. Рекомендации педагогу по совершенствованию воспитательной деятельности.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты оформляют результаты своей деятельности в методической продукции:
1. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образовательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
1.1. инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений.
1.2. методическая записка дает пояснения методическим материалам, изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов составлена методическая работа; какова система изложения материала.
1.3. методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких - либо функций.
1.4. методические рекомендации – методическое издание, содержание, комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов. Создаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты, образцы действий; применительно к определенной группе лиц или мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес.
СХЕМА НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение главного тезиса, что рекомендуется сделать по улучшению существующего положения. Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать.
Описание перспективы результатов рекомендованного. Какие задачи поможет решить, чему научит. Здесь можно дать краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.
Методические рекомендации содержат список литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также ФИО автора.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Название разработки;
Название и форма проведения мероприятия;
Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на который рассчитано мероприятие. Условия для его проведения;
Оборудование, оформление;
Методические советы на подготовительный период;
Сценарный план, ход проведения;
Сценарий;
Методические советы организаторам и постановщикам;
Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);
Список используемой литературы;
ФИО автора разработки, должность, место работы.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог, методист определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
В плане предусматривается подбор литературы, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.
Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы.
Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
МПД – способы диагностического изучения в системе педагогических отношений, в состав которых входят общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные методики), педагогические (изучение документации, продуктов труда).
Наблюдение – ведущий эмпирический метод педагогического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии явления, процесса, индивида, группы. Сущность наблюдения – фиксация внешних проявлений наблюдаемого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку цели, проектирование программы восприятия, наблюдение и фиксацию наблюдаемого, контент-анализ полученной информации. К технике относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура.
Опрос – метод сбора информации, источником которой служит устное или письменное суждение индивида. Виды опроса: анкетирование, беседа, интервью.
Беседа – способ получения информации на основе непосредственной свободной коммуникации, свободный диалог.
Интервью – беседа с жестко спланированными вопросами и ослабленной обратной связью, так как задает вопросы только интервьюер.
Анкетирование – письменный опрос с помощью анкеты.
Опросник личностный – стандартизированный набор утверждений, с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. Нацелен на изучение индивидуально-личностных характеристик: психологического самочувствия, самооценки, форм поведения, темперамента и т.д.
Тесты – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых измеряются характеристики личности (интеллектуальные особенности, психические процессы – память, внимание; опыт – знания, умения, навыки; эмоциональная сфера; личностные свойства).
Проективные методики – разновидность тестов, основанная на проекции личностных смыслов (бессознательных переживаний, влечений, установок).
СЛОВАРЬ МЕТОДИСТА
Метод – способ достижения конкретной цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь).
Методология – учение о структуре, логической операции, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методика (в образовании) – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова).
Методика обучения и воспитания – отрасль педагогической науки, учение о методах обучения, воспитания. Это обучение может быть или общим, если имеются в виду общие методы образования, присущие всем направлениям обучения и воспитания школьников, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения или воспитания в каком-либо определенном направлении (Пед. словарь В.А. Мижерикова).
Методическая работа – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы:
1. освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся.
2. повышение уровня общей дидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы.
3. обмен опытом между членами педколлектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта.
Методическая разработка – методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).
Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.
Принципы организации детского досуга – теоретические обобщения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспитатель руководствуется следующими принципами:
1. принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности.
2. принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий.
3. принцип занимательности и развлекательности.
4. принцип гуманизации воспитания личности.
5. принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (И.П. Иванов)
Досуговая деятельность – целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам, реализующаяся в системе культуры и досуга. Досуг всегда деятельностен; отличается абсолютной добровольностью. Грамотно организованный досуг – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг объективно дает школьникам шанс реализоваться. Досуг – сфера активного самовоспитания. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозрастная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки; наличие базы досуга (помещение, аппаратура, спортинвентарь и т.д.).
Рефлексия – внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д.
Ситуация успеха – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости, - результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель, переживание радости (успеха) – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека.