Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентностного конкурентноспособного специалиста. В соответствии с ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого в колледже на организацию самостоятельной работы обучающихся, возрастает, следовательно повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалистоа.  
 
    
    
    
    
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Условия эффективности  самостоятельной работы»
                            
            
                                                              Условия эффективности самостоятельной работы
  Внеаудиторная самостоятельная работа – одна из форм активизации учебной деятельности учащихся.  
  На первых уроках было выявлено 3 типа учащихся, по проявлению самостоятельности при решении задач.
  1 тип. Этот тип учащихся, который характеризуется тем, что не понимает порядок решения поставленной задачи. Он не выполняет данное ему задание, а ждёт дополнительных объяснений.  
  2 тип. Учащийся выполняет задание только так, как было объяснено ранее и только в том случае, если условие нового задания совпадает с предыдущим.  
  3 тип. Учащийся выполняет задание, несмотря на возможные различия в условии с предыдущим, продумывая план решения с разнообразными дополнениями и объяснениями.  
  А как сами учащиеся относятся к самостоятельной работе как виду учебной деятельности? С этой целью проводилось анкетирование учащихся. В анкетировании участвовало 48 учащихся.
  Таблица 1
  Распределение учащихся по проявлению самостоятельности при решении задач
      |   Тип учащегося   |    Количество   |    Процентный состав   |  
  |   1 тип учащихся   |    24   |    50%   |  
  |   2 тип учащихся   |    23   |    47,9%   |  
  |   3 тип учащихся   |    1   |    2%   |  
 
  
 
  Исходя из вышесказанного, сделали вывод. Для того чтобы ВСР была эффективной, она должна проводится с целью:
   обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
  формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
  формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности
 
 и соответствовать требованиям:  
   Чёткая формулировка задания, его цели, содержание.
  Направленность задания на развитие знаний, умений и навыков.
  Воспитание определенных качеств личности.
  Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение, с точки зрения, материала и способов деятельности.
  Установка межпредметных связей.
  Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
  Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
  Указание основных требований к результатам работы.
  Критерии оценки.
 
  В результате анкетирования, выяснили, каким видам самостоятельной работы учащиеся отдают предпочтение
  Виды самостоятельных работ,
  выполняемые учащимися с интересом
   
 
  ![]()
  Любимым видом самостоятельной деятельности учащихся является работа с учебником (75%), подготовка докладов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%).
 Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
  Внеаудиторная самостоятельная работа будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:  
  мотивация получения знаний;
 наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
 система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
 консультационная помощь преподавателя.