Данный урок психологической культуры «Обида» актуален и имеет практическую значимость, его можно воспроизвести в условиях любого учреждения дополнительного образования или общеобразовательной школы. Урок может быть проведен в рамках классного часа или включен в учебное занятие класса, объединения, как его логический элемент.
Предлагаемый урок психологической культуры, как и другие, не только дают нравственные и психологические понятия, а главным образом развивают коммуникативные навыки. В качестве основных организационных форм проведения таких уроков используются игры, дискуссии, привлечение ярких жизненных ситуаций, личный опыт участников.
Цель урока «Обида»: разобраться в смысле обиды с целью снижения остроты этого чувства, описать способы снятия напряжения, обозначить показатели внешних проявлений обиды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки психологической культуры "Обида" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Станция юных техников
города Каменск-Шахтинский
Методическая разработка
на тему «Психологические игры для детей»
«Обида»
Выполнила: методист,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮТ
Будайчиева Е.С.
2015 год
Данный урок психологической культуры «Обида» актуален и имеет практическую значимость, его можно воспроизвести в условиях любого учреждения дополнительного образования или общеобразовательной школы. Урок может быть проведен в рамках классного часа или включен в учебное занятие класса, объединения, как его логический элемент.
Предлагаемый урок психологической культуры, как и другие, не только дают нравственные и психологические понятия, а главным образом развивают коммуникативные навыки. В качестве основных организационных форм проведения таких уроков используются игры, дискуссии, привлечение ярких жизненных ситуаций, личный опыт участников.
Цель урока «Обида»: разобраться в смысле обиды с целью снижения остроты этого чувства, описать способы снятия напряжения, обозначить показатели внешних проявлений обиды.
Упражнение «Закончи предложение»
Два стандартных листа бумаги, на одном из которых написано: «Когда я обижаюсь, то…», а на другом: «Я обижаюсь, когда…». Пустить их по кругу в разных направлениях. Участники упражнения записывают свой вариант ответа и передают соседу.
Инструкция: «Внимательно прочтите неоконченное предложение на полученном вами листке. Постарайтесь вспомнить ситуацию, которая обычно вызывает у вас чувство обиды, а также ваши действия в этих случаях. Отвечайте честно. Свое имя на листе не проставляйте. Напишите свой вариант и передайте следующему участнику упражнения».
Цель: Проанализировать ситуации, вызывающие чувство обиды и реакцию на это чувство.
Обсуждение: Во время обсуждения обоих получившихся списков, педагогу необходимо подчеркнуть, что существуют ситуации, которые ранят многих, но в то же время, каждый человек реагирует на них по-разному.
Упражнение «Маски»
Всем детям, кроме водящего, раздают карточки, на которых написаны различные эмоции (радость, горе, обида, печаль, восхищение, страдание, удивление и т.д., причем «обида» - на нескольких карточках). Ребята своим поведением показывают то состояние, которое указано на их карточках. Водящий должен угадать, у кого из них была карточка со словом «обида».
Инструкция: «Покажите, что вы обиделись, развеселились и т.д., согласно полученной карточке. Можно использовать различные восклицания, но нельзя произносить слова. Водящий должен определить, кто из вас обижен.»
Игра продолжается до тех пор, пока большинство ребят не попробует себя в роли водящего.
Обсуждение: Как выразить обиду? Легко ли ее определить водящему? В чем смысл реакции на обиду (зачем показывать, что ты обижен)? Важно, чтобы дети задумались над этим вопросом, ведь часто дети выражают свои эмоции неосознанно.
Упражнение «Портрет обиженного»
Данное упражнение позволит ребятам задуматься не только над внешними признаками обиды, но и, возможно, осознать непривлекательность обиженного человека, углубленного в свои негативные переживания, его закрытость от внешнего мира.
Материал: большой лист ватмана, цветные карандаши.
Инструкция: Дети по очереди рисуют части тела обиженного человека, которые, по его мнению, более ярко выражаю чувство обиды. Рисунки группе не показывают. После того, как все завершают свои рисунки, ватман разворачивают для общего обозрения.
Примечание: можно провести это упражнение в индивидуальной форме: каждый участник рисует портрет обиженного на отдельном листочке.
Обсуждение: Все рисунки выкладываются так, чтобы вся группа могла их рассмотреть. Все высказывают чувства, которые вызывает каждый рисунок и группа выбирает те черты, которые особенно типичны для обиженного, и решает, насколько они привлекательны.
После этого упражнения целесообразно предложить ребятам рассказать об их обычных реакциях на обиду, и затем выбрать наиболее оптимальные способы снятия напряжения в подобных ситуациях.
Способы «борьбы» с обидой:
1. Физическое напряжение: физические упражнения (бег, быстрая ходьба, прыжки и т.п.), уборка в доме и пр.
2. Музыка: прослушивание любимой музыки, пение.
3. Свежий воздух, вода: принять ванну, прогулка, сон в хорошо проветренном помещении.
4. Выражение эмоций: плач, разговор «по душам» с кем-то из близких, письмо обидчику, которое потом надо порвать.
Завершить урок можно совместным написанием письма обидчику, которое затем рвется на мелкие кусочки, что символизирует исчезновение обиды, прощение и примирение.
После этого все вместе рисуют портрет счастливого человека.