~~Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детские дома, школы-интернаты и другие государственные учреждения. Главной задачей сиротских учреждений является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, т.е. способствовать их социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности, а тем более ребенка, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в особых условиях, которые не способствуют формированию у ребенка адекватной картины мира.
Научно-практические исследования, проведенные учеными в различных регионах России, и наше исследование свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.
Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что проблемы, существующие в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют стойкому проявлению у них тревожности и социальной неустойчивости.
Формирование социально-адаптированной личности ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание ярассматриваюкак один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта. Яисхожуиз положения о том, что усвоение основных навыков самообслуживания и получение какой-либо профессии, которая позволила бы заработать на жизнь, или, напротив, приобретение как можно большего количества знаний для дальнейшего обучения и получения квалифицированной профессии являются необходимыми условиями и средствами социальной адаптации и социальной защищенности воспитанников детских домов. При этом полагаю, что социальная адаптация должна осуществляться целенаправленно в совместной деятельности воспитателей, педагогов и детей. Анализ трудовой деятельности детей детских домов и школ-интернатов показал, что содержание этой деятельности чаще всего определяется специфическими потребностями самих детей, их возможностями, задачами учреждения. Эта деятельность требует специального педагогического руководства.
Педагогическое руководство трудовой деятельностивоспитанников детских домов и школ-интернатов заключается в последовательном разрешении противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности, и готовностью личности к их выполнению на более высоком уровне путем педагогически целесообразного воздействия на обстоятельства трудовой деятельности. Задача педагогов заключается в том, чтобы обеспечить развитие трудовой деятельности воспитанников как процесса полномерного разрешения этого противоречия с целью формирования на этой основе качеств, необходимых для социальной адаптации.
Подготовка детей к труду в целом осуществляетсявсеми структурными подразделениями детского дома: начальной школой, Центром детского творчества и учебно-воспитательными учреждениями, в которые включены воспитанники детского дома. Принципиальные черты такой подготовки: комплексный подход на основе обучения и воспитания, непрерывность и преемственность процесса трудовой подготовки. Человек деятелен, поэтому приложение его духовных и физических сил осуществляется в самых разнообразных формах. Понятие развития личности охватывает всю социальную структуру: духовный мир, интересы, идеалы, ценностные ориентации, потребности, мотивационную сферу. В этом смысле социально-адаптированная личность формируется в прямой зависимости от социальной среды и содержания деятельности.
Выделены следующие условия: осуществление диагностики развития и адаптации воспитанников, предполагающей совместную деятельность воспитателей и других специалистов; содействие предварительной пробе сил воспитанников; создание развивающей среды; организация гендерно-ролевого взаимодействия с воспитанниками. В соответствии с проблемой нашего исследования взаимодействие организационно-педагогической и социально-психологической деятельности обеспечивает формирование социально-трудовой адаптации личности.
На основе разработанной системы медико-психолого-педагогического диагностирования и консультирования детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования строилась организационно-педагогическая деятельность по социально-трудовой адаптации воспитанников детского дома, которая требовала от педагогов дифференцированного подхода к воспитанникам. Выбор деятельности, в том числе трудовой, обуславливается возможностями, степенью мотивации, самостоятельности и адаптированности. При этом яисходилаиз того, что диагностика развития ребенка должна осуществляться в течение всего периода пребывания его в детском доме, а не ограничиваласьодноразовыми срезами, пусть даже очень глубокими и детальными. Регулярная диагностика стала основой для разработки рекомендации и выводов по результатам изучения эффективности воспитательной системы.
В детском доме нами была создана стимулирующая и развивающая активная среда для детей всех возрастов (от учеников начального звенадо старшеклассника), то есть разные по назначению блоки, зоны для физического воспитания: фотолаборатория, изостудия, швейный цех, столярная мастерская и т.д.
Наличие такой среды (наличие условий для различных видов деятельности) дает возможность осуществления предварительной пробы сил воспитанников. Важным условием социальной адаптации ребенка-сироты, воспитывающегося в детском доме, являлась организация гендерно-ролевого взаимодействия. А.С. Макаренко уделял большое внимание вопросу подбора педагогических и других работников учреждения. Девочки должны были видеть образцы женственности, мальчики — образцы мужественности и стремиться подражать этим образцам. Успеху гендерной идентификации способствовали не только образцы поведения представителей своего пола, но и представление о себе как о существе мужского и женского пола в нормах поведения и установках, проявляющихся в социальных ситуациях.