kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогический совет : Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании  детей детского дома

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей детских домов  является разновозрастные группы. У каждой возрастной категории свои особенности и требования, а, следовательно, и должны быть подобраны соответствующие формы и методы  духовно-нравственного воспитания.

            Воспитатели, работающие в девятых классах, очень хорошо знают,что такое подростковый кризис. К 14 годам многие девятиклассники достигают половой зрелости, но до зрелости социальной, нравственной, духовной им еще далеко.Уже не дети, но еще не взрослые. Внутренне они остаются все теми же подростками,со всеми противоречиями подросткового возраста. 

            Главное противоречие – стремление к независимости, к равенству со взрослыми неумение и неготовность отвечать за себя. Утверждение своей взрослости часто ограничивается лишь копированием внешних признаков взрослого человека: мода, лексика, вредные привычки. 13лет – средний возраст начала курения, и по статистике, в  8 классе уже курят 47% детей. К 14 годам многие уже знают вкус алкоголя, некоторые пробовали наркотики. Все подростки очень активны, часто берутся за множество дел, Они по-прежнему эмоциональны, легко возбудимы, готовы спорить, доказывать, обсуждать, обожают душещипательные истории и романтические мероприятия. Признают авторитет старшего только в том случае, если он завоеван, не склонны прощать взрослым их ошибки. Возросшая самостоятельность, мышление и критичность по-прежнему соседствует с неумением адекватно оценивать себя.

            Вместе с тем у подростков появляются новые черты: растет самосознание, возникает собственная система нравственных ценностей, вместе с самосознанием растет и самоопределение. Подросток уже не стремится слиться со всей группой, а выделяет себя из массы, противопоставляет себя другим, хочет подчеркнуть свою уникальность, утвердить свое «я». Общение становится основным способом самоутверждения, в нем реализуется потребность подростков  утвердится в коллективе, и занять в нем достойное место. Изменяется и качество дружбы – это уже не спонтанное детское товарищество, а сознательное общение, основанное на общности взглядов, интересов, характеров.

Половое созревание очень сильно влияет на поведение. На них буквально «кожа горит». Появляются парочки, на переменах девочки строят глазки старшеклассникам – накапливают опыт сексуального поведения.

Я постоянно использую  прием убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Воспитатель  разъясняет детям  нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению детей, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Наиболее распространённой формой этой организации являются: занятия, диспуты, на которых обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Основное требование к беседам – это активное участие в нём всех детей. Кроме того, в нашей воспитательной деятельности, большое место занимают беседы на  темы: «Подвиги героев ВОВ»», уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и представителями военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий. альбомы – о ветеранах ВОВ ( Верегена  Надежда Гавриловна,Еркебаева Ильяс, Черников Владимир Денисович. Провела открытое занятие « У войны не женское лицо» с приглашением ветеранов  Великой Отечественной Войны.беседы на темы: "Горжусь тобой мой Казахстан ”, «День первого президента РК», «Традиций и обычай»  и т.д. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.  Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. 

 Трудовая деятельность: это дежурство по группе, по комнате, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов "Труд и призвание”, "В мире профессий”, экскурсии на предприятия города (РМЗ,ФРПО),посещение промышленных предприятий и колледже города, где познакомились с такими профессиями как повар, пекарь, парикмахер, токарь, мебельщик, кондитер, воспитатель детского сада, секретарь, слесарь, сварщик, крановщик и др., а также встречи с первостройтелями города  В.Д. Сайгаков.

Художественно-творческая деятельность: это участие в таких мероприятиях как  "Осенний бал”, "Новогодний карнавал”, "Весенние забавы”, посещение «Алые паруса», «Айгуль», «Орбита», ДК « Горняк», Дворец пионеров, вечера авторской песни, встречи с народными ансамблями  и т.д. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях, спортивных соревнованиях мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и другие качества.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: «День здоровья», "Школа здорового образа жизни”, "Веселые старты”, "Малые олимпийские игры”, устный журнал "Спортивный калейдоскоп”. "День бегуна”, тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, " О профилактике вредных привычек”, "Моё здоровье - залог здоровья моего поколения” и т.д.  Ведущими формами творческой деятельности, направленными на достижение личностных результатов, в нашей группе  являются кружки и спортивные секции. Все дети посещают кружки и секций. Для формирования патриотизма и воспитания будущих защитников Отечества создан военно – патриотический клуб «Беркут». (Сомов.А.- был награжден благодарственным письмом за участие в форуме военно – патриотических клубов, посвященный 25-летию независимости РК).Наши воспитанники занимают призовые места в городских, областных и республиканских соревнованиях  по борьбе (Сафин. О, Мухитов Л ).  Также по баскетболу, волейболу ( Пятковский Д, Мордовский К, Сомов А,Мухитов Л).Южиков.Л по бильярду, также занимает призовые места. В ежегодном областном фестивале   «Детство  без границ», наши воспитанники заняли второе место в номинаций « Вокал» (Куликова Ж), по танцам Сурцукова  Р, Кузуб О, Куликова Ж).

Особо велика роль игры в нравственном воспитании. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, то есть воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Ведь игра – это творческая деятельность, в которой отражается реальность. Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служит стимулом активной деятельности. Если детям только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то не добьешься результатов в развитии личностных качеств, а скорее наоборот – получишь обратный результат. Преимущество же игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью. Данные игры и творческие задания позволяют решить основную задачу: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

«Комплимент» Цель: умение общаться, устанавливать позитивные отношения. Ребята образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг другу. Задание :в течение 1 минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Волшебный магазин» Цель: Развитие умений самоанализа, выработка социально значимых ценностей. Воспитатель говорит:«Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все  человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно « купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательное нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь». (например –лень)

Имена-качества" Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо положительные черты характера, качество личности, внешности, поведения. и т.д. Обязательное условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, (Лариса - любовь, Сергей -скро

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома.»

Доклад на педагогический совет : Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома

Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей детских домов  является разновозрастные группы. У каждой возрастной категории свои особенности и требования, а, следовательно, и должны быть подобраны соответствующие формы и методы  духовно-нравственного воспитания.

Воспитатели, работающие в девятых классах, очень хорошо знают,что такое подростковый кризис. К 14 годам многие девятиклассники достигают половой зрелости, но до зрелости социальной, нравственной, духовной им еще далеко.Уже не дети, но еще не взрослые. Внутренне они остаются все теми же подростками,со всеми противоречиями подросткового возраста.

Главное противоречие – стремление к независимости, к равенству со взрослыми неумение и неготовность отвечать за себя. Утверждение своей взрослости часто ограничивается лишь копированием внешних признаков взрослого человека: мода, лексика, вредные привычки. 13лет – средний возраст начала курения, и по статистике, в 8 классе уже курят 47% детей. К 14 годам многие уже знают вкус алкоголя, некоторые пробовали наркотики. Все подростки очень активны, часто берутся за множество дел, Они по-прежнему эмоциональны, легко возбудимы, готовы спорить, доказывать, обсуждать, обожают душещипательные истории и романтические мероприятия. Признают авторитет старшего только в том случае, если он завоеван, не склонны прощать взрослым их ошибки. Возросшая самостоятельность, мышление и критичность по-прежнему соседствует с неумением адекватно оценивать себя.

Вместе с тем у подростков появляются новые черты: растет самосознание, возникает собственная система нравственных ценностей, вместе с самосознанием растет и самоопределение. Подросток уже не стремится слиться со всей группой, а выделяет себя из массы, противопоставляет себя другим, хочет подчеркнуть свою уникальность, утвердить свое «я». Общение становится основным способом самоутверждения, в нем реализуется потребность подростков утвердится в коллективе, и занять в нем достойное место. Изменяется и качество дружбы – это уже не спонтанное детское товарищество, а сознательное общение, основанное на общности взглядов, интересов, характеров.

Половое созревание очень сильно влияет на поведение. На них буквально «кожа горит». Появляются парочки, на переменах девочки строят глазки старшеклассникам – накапливают опыт сексуального поведения.

Я постоянно использую прием убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Воспитатель разъясняет детям нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению детей , вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Наиболее распространённой формой этой организации являются: занятия , диспуты , на которых обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Основное требование к беседам – это активное участие в нём всех детей. Кроме того, в нашей воспитательной деятельности, большое место занимают беседы на темы: «Подвиги героев ВОВ»», уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и представителями военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий. альбомы – о ветеранах ВОВ ( Верегена Надежда Гавриловна ,Еркебаева Ильяс, Черников Владимир Денисович. Провела открытое занятие « У войны не женское лицо» с приглашением ветеранов Великой Отечественной Войны.беседы на темы: "Горжусь тобой мой Казахстан ”, «День первого президента РК», «Традиций и обычай» и т.д. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. 

Трудовая деятельность: это дежурство по группе, по комнате, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов "Труд и призвание”, "В мире профессий”, экскурсии на предприятия города (РМЗ,ФРПО),посещение промышленных предприятий и колледже города, где познакомились с такими профессиями как повар, пекарь, парикмахер, токарь, мебельщик, кондитер, воспитатель детского сада, секретарь, слесарь, сварщик, крановщик и др., а также встречи с первостройтелями города В.Д. Сайгаков.

Художественно-творческая деятельность: это участие в таких мероприятиях как "Осенний бал”, "Новогодний карнавал”, "Весенние забавы”, посещение «Алые паруса», «Айгуль», «Орбита», ДК « Горняк», Дворец пионеров , вечера авторской песни, встречи с народными ансамблями и т.д. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях , спортивных соревнованиях мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и другие качества.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: «День здоровья», "Школа здорового образа жизни”, "Веселые старты”, "Малые олимпийские игры”, устный журнал "Спортивный калейдоскоп”. "День бегуна”, тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, " О профилактике вредных привычек”, "Моё здоровье - залог здоровья моего поколения” и т.д.  Ведущими формами творческой деятельности, направленными на достижение личностных результатов, в нашей группе являются кружки и спортивные секции. Все дети посещают кружки и секций. Для формирования патриотизма и воспитания будущих защитников Отечества создан военно – патриотический клуб «Беркут». (Сомов.А.- был награжден благодарственным письмом за участие в форуме военно – патриотических клубов, посвященный 25-летию независимости РК).Наши воспитанники занимают призовые места в городских, областных и республиканских соревнованиях по борьбе (Сафин. О, Мухитов Л ). Также по баскетболу, волейболу ( Пятковский Д, Мордовский К, Сомов А ,Мухитов Л).Южиков.Л по бильярду, также занимает призовые места. В ежегодном областном фестивале «Детство без границ» , наши воспитанники заняли второе место в номинаций « Вокал» (Куликова Ж), по танцам Сурцукова Р, Кузуб О, Куликова Ж).

Особо велика роль игры в нравственном воспитании. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, то есть воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Ведь игра – это творческая деятельность, в которой отражается реальность. Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служит стимулом активной деятельности. Если детям только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то не добьешься результатов в развитии личностных качеств, а скорее наоборот – получишь обратный результат. Преимущество же игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью. Данные игры и творческие задания позволяют решить основную задачу: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

«Комплимент» Цель: умение общаться, устанавливать позитивные отношения. Ребята образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг другу. Задание :в течение 1 минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Волшебный магазин» Цель: Развитие умений самоанализа , выработка социально значимых ценностей. Воспитатель говорит:«Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно « купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательное нужно описать то, что «продаешь», и то , что «покупаешь». (например –лень)

Имена-качества" Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо положительные черты характера , качество личности, внешности , поведения. и т.д. Обязательное условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, (Лариса - любовь, Сергей -скромность).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Омарова Алмагуль Хусаиновна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407208

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства