kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Индивидуальный подход в воспитании детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к

воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей,

совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного

общества.

               Существование индивидуальных различий между людьми – факт

очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем

обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через

его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета

которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего

общества – предполагает в качестве важного условия выявление

творческих потенций личности, формирование индивидуальности как

высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности

выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная

личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества

поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме

воспитания».

               Индивидуальный подход никак не противостоит принципу

коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего

уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому

всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в

непосредственной форме коллективного, - является появлением и

утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно

подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

 Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен

пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это

общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и

обучения этот подход проявляется в разной мере.

 Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление

положительных качеств и устранения недостатков. При умении и

своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,

мучительного процесса перевоспитания.

                Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения,

умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью

педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную

деятельность по овладению программным материалом.

                  В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать

все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые

стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им

посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из

знания его психических особенностей и условий жизни.

              Целью воспитания является воспитание гармонически развитой

личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему

прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя

целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы

воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и

обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались

индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас

своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет

совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются

неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью

индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

 Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики.

            Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но

существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного

подхода к детям:

 - знание и понимание детей.

 - любовь к детям.

- Основательный теоретический баланс.

- Способность педагога размышлять и умение анализировать.

 Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект

        Собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

          Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли

внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской,

так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского –

великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что

весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом

их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности

путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную

методику приемов индивидуального подхода к детям, основы

профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время

он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к

ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым,

подчеркнув творческий характер решения проблемы.

         Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе

воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои

возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие

мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в

детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии

мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более

поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В

то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в

воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,

без учета его возрастных возможностей.

  В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности,

т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

   Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к

ребенку в детском саду и дома.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«консультация "Индивидуальный подход в воспитании детей" »


Индивидуальный подход в воспитании детей


Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к

воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей,

совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного

общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт

очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем

обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через

его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета

которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего

общества – предполагает в качестве важного условия выявление

творческих потенций личности, формирование индивидуальности как

высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности

выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная

личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества

поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме

воспитания».

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу

коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего

уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому

всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в

непосредственной форме коллективного, - является появлением и

утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно

подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен

пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это

общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и

обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление

положительных качеств и устранения недостатков. При умении и

своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,

мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения,

умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью

педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную

деятельность по овладению программным материалом.

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать

все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые

стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им

посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из

знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой

личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему

прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя

целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы

воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и

обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались

индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас

своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет

совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются

неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью

индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики.

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но

существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного

подхода к детям:

- знание и понимание детей.

- любовь к детям.

- Основательный теоретический баланс.

- Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект

Собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли

внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской,

так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского –

великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что

весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом

их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности

путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную

методику приемов индивидуального подхода к детям, основы

профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время

он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к

ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым,

подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе

воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои

возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие

мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в

детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии

мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более

поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В

то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в

воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,

без учета его возрастных возможностей.

В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности,

т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к

ребенку в детском саду и дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
консультация "Индивидуальный подход в воспитании детей"

Автор: Кретова Анна Владимировна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Консультация для педагогов дошкольного образования на тему "Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_doshkol_nogho_obrazovaniia_na_tiemu_spietsifika"
    ["file_id"] => string(6) "413095"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493839170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Консультация для родителей " Индивидуальный подход к ребенку""
    ["seo_title"] => string(66) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-individual-nyi-podkhod-k-riebienku"
    ["file_id"] => string(6) "247617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446582350"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "консультация с родителями"
    ["seo_title"] => string(29) "konsul-tatsiia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "256807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448209962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniia_vzaimootnoshen"
    ["file_id"] => string(6) "531081"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575908704"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства