Полезная информация для молодых и начинающих классных руководителей,что бы с самого начала не наломать дров,а дети ошибок не прощают.Сколько тяжелых дум, тревог и огорчений приходится переживать нам, когда мы сталкиваемся с проблемой нахождения общего языка с детьми.До недавнего времени модным было утверждение:нет плохих школьников,есть плохие учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Трудные дети! Сколько тяжёлых дум, тревог, огорчений приносят они и учителям, и родителям и всему нашему обществу. До недавнего времени модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя. Но легче ли школе, родителям, общественности от таких объяснений? Трудные дети есть, и от них никуда не уйдёшь. Это такой маленький человек, у которого в силу самых разных причин мы видим ненормальности, аномалии в умственном, эмоциональном или моральном развитии.
Наверное, не одного учителя тревожило такое: все дети в классе внимательно слушают объяснение, сразу берутся за решение, а у Пети ничего не получается. Пожалуй, в каждом классе есть такой ребёнок. Но причина неуспеваемости, отставания второгодничества в каждом случае другая. За таким ребёнком прочно закрепляется ярлычок - трудный. Директор школы обвиняет учителя - не сумел научить, учитель обвиняет ребёнка - невнимательный, неусидчивый, ленив. Стремясь всё это преодолеть, учитель загружает ребёнка, оставляет на дополнительные занятия. А положительных результатов нет, учение надоело Пете. Он научился обманывать и учителя, и родителей , научился списывать даже там , где мог бы сам что-то сделать.
Сколько таких трудных детей встречается в школах, сколько беды они приносят и родителям и учителям. Но представьте себе, что ежедневно изо дня в день. Из месяца в месяц вам будут говорить: ты ни на что не способен, ты отстающий-какое будет у вас настроение?
Вина учителей состоит в том. Что они не стремятся дойти до истока, почему ребёнок стал трудным. Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость-радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества.
Причины, в силу которых ребёнок становится трудным, неуспевающим, отстающим ,кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребёнка в годы раннего детства. Значит мыслящая материя маленького существа в возрасте от 1 до 7-8 лет не получила чего-то существенного для своего развития.
Развитие нервной системы продолжается до 17-18 лет и даже дольше, при этом наиболее сложные процессы приходятся на период жизни от 1 до 8 лет. В том, что беспомощный младенец становится человеком, исключительную роль играют человеческие отношения в первые годы его жизни.
Науке известны 32 случая воспитания маленьких детей дикими зверями. Возвращённых потом в человеческое общество «диких» детей так и не удалось сделать людьми. Эти факты ещё раз доказывают насколько важно умственное воспитание в детстве.
Мышление начинается с вопроса – почему? Ребёнок видит многочисленные явления окружающего мира, видит и удивляется. Задаёт вопрос – почему? И чем больше мы, взрослые, отвечаем на его вопросы, тем больше развивается детское любопытство, тем больше вещей замечает он вокруг себя, тем больше удивляется, изумляется , радуется.
А в мозгу в эти мгновения творятся изумительные вещи. Очаги мыслящей материи трудятся, происходят сложнейшие биохимические процессы. Нет упражнений - нейроны (клетки мыслящей материи) пребывают в состоянии сонливости, прекращается их развитие, нет той подвижности, без которой психика задерживается на уровне инстинктов. Нет живой , пытливой детской мысли-момент для развития психики человека упущен.
Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, мысли, тем более трудновоспитуем человек. Об этом правиле, к большому сожалению, часто забывают учителя. А родители о нём и не знают. Среди родителей до сих пор распространено ошибочное мнение: до поступления в школу сознание ребёнка пусть остаётся как доска чистая, не надо ему знать ни одной буквы, не надо учиться читать. На вопросы ребёнка многие старшие отвечают: пойдёшь в школу - узнаешь. Так подавляется стремление к познанию.
Что же часто происходит? Отец и мать на работе. А ребёнок с бабушкой. Её забота ограничивается удовлетворением инстинктивных потребностей ребёнка: своевременно накормить, положить спать , выкупать , переодеть. Ребёнок предоставлен самому себе. Его глаза много видят, но проплывают тысячи картин мимо, ничего не оставляя в сознании.
Глубоко ошибаются учителя, считающие, что подтянуть трудного ученика можно. Заставив его выучить определённый объём материала. Не заставлять сидеть как можно больше над книгой, а воспитывать разум, развивать мозг, укреплять умственные способности ученика. Учит мыслить - об этом никогда нельзя забывать ни родителям, ни учителям.
Разговор о трудных детях большой и нелёгкий. По существу. Это одна из самых сложных проблем воспитания, проблема, за равнодушное отношение к которой приходится расплачиваться дорогой ценой.