«Трудные» дети в общеобразовательном учреждении. Реброва Анна Алексеевна
«Трудные» дети в общеобразовательном учреждении. Реброва Анна Алексеевна
Статья «Трудные» дети в общеобразовательном учреждении раскрывает принципы работы с "трудными" детьми разных классов и особенности работы с данной категорией обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Трудные» дети в общеобразовательном учреждении. Реброва Анна Алексеевна»
Реброва Анна Алексеевна
«Трудные» дети в общеобразовательном учреждении
Термин «трудновоспитуемость» обозначает невосприимчивость ребёнка к формам и методам педагогического воздействия. Распространенной причиной такого сопротивления выступает отставание личности в положительном развитии. Так возникают отрицательные черты характера, неверных установок в поведении и т.п.
За последнее время количество «трудных» обучающихся очень увеличилось. Это связано с нестабильностью в политической, экономической, социальной сфере жизнедеятельности человека. Не секрет, что в наше время происходит изменение ценностных ориентаций, чаще встречаются неблагоприятные семейные отношения. Огромную роль играет также и чрезмерная занятость родителей работой (частной предпринимательской деятельностью), которая отнимает у взрослых силы и время, оставляет мало времени на занятия или просто душевные разговоры со своими детьми.
Часто на ошибки семейного воспитания накладывает след и школа, если в ней присутствует неправильное воздействие на личность ребёнка. Примерами негативного воздействия школы являются авторитарный стиль работы, чрезмерная педагогическая опека, пассивные методы обучения и воспитания, недостаточный уровень владения техникой педагогического общения.
Именно так подрывается уверенность ребёнка в своих силах, возникает чувство одиночества и незащищенности.
«Трудные» дети младшего школьного возраста. Именно у обучающихся данной возрастной категории ярко проявляются последствия неправильного семейного и дошкольного воспитания. Такие дети не могут наладить контакт с одноклассниками, в достаточной мере управлять собой и старательно выполнять работу. Как следствие, неуверенность в себе, упрямство, обидчивость, несдержанность, грубость. На этом этапе ребёнку нужно помочь: научить самостоятельной работе, дать понятия о том, что хорошо, а что плохо. Учитель через создание ситуации успеха должен вовлекать ученика в интересную ему деятельность (игровую, трудовую, учебную). Для такого ребенка важно научиться правильно относиться к неудачам, исправлять свои ошибки, уважать окружающих.
«Трудные» дети среднего школьного возраста. У данной возрастной группы трудновоспитуемость подкрепляется еще и недостаточным жизненным опытом. Подростки стремятся к преждевременному взрослению, копируя поведение старших. «Трудные» подростки проявляют агрессивность, негативное отношение к учёбе, конфликтность, невыдержанность. Учителям нужно делать акцент на взрослость подростка, его самостоятельность и ответственность за свою жизнь и деятельность, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и адекватную самооценку. Помочь этому могут поручения, однако важно помнить, что они должны подбираться согласно увлечению и интересу ребёнка.
«Трудные» дети старшего школьного возраста. В этот период старшие подростки не имеют ни социального опыта, ни необходимых сил, возможностей для ощущения своей полноценной взрослости, к которой они так тянутся. Так появляется конфликт между знанием норм поведения и их выполнением, планами и возможностями. Здесь важно, чтобы учителя формировали потребность в постоянном самовоспитании, самоконтроле и активно приобщали к общественному труду. Главное условие – высокая культура общения и педагогический такт учителя, терпение и вера в подростка.
Нужно помнить, что центральный принцип работы с трудновоспитуемостью – гуманно-личностный подход к ребёнку. Можно выделить такие особенности его применения:
«трудным» детям любовь и забота нужна больше, чем хорошим и прилежным, так как они, обычно, обделены этим;
влиять на нравственные взгляды не резко, а постепенно, при этом, говорить с подростком, как со взрослым;
верить в исправление детей;
предоставить как можно больше возможностей для проявления себя с лучшей стороны;
не угрожать и не брать обещания, которые ученик не может выполнить;
быть с «трудным» ребёнком искренним, не лицемерить и не унижать его;
поощрять хорошие поступки;
поддерживать усилия «трудного» ребёнка в процессе самовоспитания и перевоспитания;
влиять примером собственного поведения, справедливого отношения к окружающим.
Список использованной литературы
Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им.А.С.Грибоедова, 2011 г.
Степанов В.Г., «Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, 2016 г.