kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Работа с « трудными» детьми в ответ на запрос не исчерпывает возможных подходов к этой проблеме. Достаточно распространенным  является и такой подход, при котором  психолог не ориентируется на запросы, а выявляет разные категории «трудных» детей по своим собственным критериям.

 Приведем некоторые примеры.

Так, английские психологи Хевитт и  Дженкис выделяют большие категории «трудных « детей:

  1. дети с так называемыми» социализированными  формами» антиобщественного поведения, для которых; характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
  2. дети с не социализированным антиобщественным  агрессивным поведением, которые, как правило,  находятся в очень плохих отношениях с другими детьми  и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме агрессивности, дерзости и мстительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей »

БАЯНДАМА

Тәрбиесі « қиын» балаларды іріктеудің психологиялық өлшемдері

ДОКЛАД

Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Әзірлеген: Досмуханова Гүлнар Қадырқызы


Работа с « трудными» детьми в ответ на запрос не исчерпывает возможных подходов к этой проблеме. Достаточно распространенным является и такой подход, при котором психолог не ориентируется на запросы, а выявляет разные категории «трудных» детей по своим собственным критериям.

Приведем некоторые примеры.

Так, английские психологи Хевитт и Дженкис выделяют большие категории «трудных « детей:

  1. дети с так называемыми» социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых; характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;

  2. дети с не социализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме агрессивности, дерзости и мстительности.

П.Скотт, уточняя данную классификацию, показал, что категорию социализированных трудных подростков составляют две группы детей: дети, не усвоившие антиобщественные нормы поведения, и дети, усвоившие антиобщественные нормы поведения (53).

Каждая из выделенных групп трудных детей требует специального подхода. Отметим при этом, что социализированные трудные подростки практически не нуждаются в психологической работе, а требуют активного педагогического, воспитательного воздействия, в то время как представители второй категории чувствительны, прежде всего, к собственно психологической коррекции.

В соответствии с этим стратегии психокоррекционной работы строится в том, что для каждого типа акцентуации выделяются воздействия.

Во-первых, необходимо научить подростка распознанию трудных именно для него ситуаций. Так при гипертимой акцентуации такими являются ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления его энергии, при лабильной - ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц, при истероидной - недостаток внимания к нему как личности и т.п.

Во-вторых , сформировать у подростка способность объектизировать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны, научить подростка анализировать такие ситуации, продуктивно использовать опыт собственных ошибок.

В-третьих, расширить диапазон возможных способов поведения подростка в трудных для него ситуациях; авторы справедливо отмечают, что стандартность, стереотипность поведения- это главное, что бросается в глаза, когда к личности предъявляются непереносимые для нее требования.

Реализация этих целей, по мнению авторов, должна проводиться не просто на вербальном уровне, а на уровне реального поведения.

Методика психокоррекционной работы, предлагаемая

Э.Р.Эйдемиллером и В.В.Юстицким, как при специально организованной групповой психотерапии, так и путем включения в реальный жизненный контекст, когда трудная ситуация «выхватывается» психологом из обыденной жизни школьников и анализируется тут же, « по горячим следам», с живыми участникам событий.

Некоторые исследователи считают, что последнее является одним из наиболее эффективных видов работы с трудными , плохо социализированными учащимися (53). Известным недостатков предлагаемого варианта психокоррекции, на который указывают Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий, является то, что она эффективна лишь тогда, когда сам подросток хочет изменить свое поведение.

Другим путем работы с акцентуированным подростком является создание для него оптимальных внешних условий зависимости от типа его акцентуации. Например, представителей шизоидного типа часто не имеет смысла вовлекать в активную коллективную деятельность,

многолюдным общественным мероприятиям. Для него полезным может быть подключение к определенному типу- интеллектуальной или физической работы, требующей углубленных индивидуальных занятий ( включить в работу математического кружка, в игры и составление программ для компьютера и т.п)

Методика ПДО хорошо зарекомендовала себя в медицинской психологии, в клинической работе с подростками.

Однако при использовании ее в практической работе школьного психолога в массовой школе следует проявлять достаточную осторожность. В частности, нельзя отождествлять «трудных» подростков и «акцентуированных» подростков. Подтверждением этого могут служить данные Г.Л. Исуриной и др. (29), показывающие, что в массовой школе среди «трудных» подростков акцентуированные встречаются не чаще, чем среди остальных. Из этого следует вывод, что психопатологические особенности характера не являются фактором непосредственно обуславливающим манифестируемые в школе трудности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Автор: Досмуханова Гульнара Кадыровна

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 217978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства