Готовая программа внеурочной деятельности по эколого-биологической направленности. Эта программа расчитана для детей 2-3 класса. В рабочую программа входит: информационная карта, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, характеристика УМК, литература для педагога, список литературы,материально-техническое оснащение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(дошкольное образование, начальное, основное, основное или средне общее образование)
Форма реализации программы
индивидуально-групповая
(групповая, индивидуальная)
Продолжительность реализации программы
2 года
(одногодичная, двухгодичная и др.)
Пояснительная записка.
Шли по дороге мы, к лесу пришли, там листья шумели, ромашки цвели. Сразу дорога сказкой стала, тропкой в лесную чащу вбежала Шли по тропе мы, солнце светило., много чудес нам тропинка открыла!
Резкое обострение глобальных экологических проблем, ухудшение экологической обстановки в конкретном регионе, населенных пунктах во многом связаны с утилитарным подходом общества и человека к природе. Именно по - этому важным аспектом решения экологических проблем является формирование экологической культуры порастающего поколения.
Актуальность программы.
Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время, на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о природной среды.
Можно ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среды закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не могут решаться на абстрактном уровне, а даются через личный опыт и практическую деятельность. Практическая деятельность- ведущий фактор становления экологической ответственности школьника. Общение с природой способствует развитию личности. Усваивая нормы поведения в природе, усваивая предписания и запреты, регулирующие отношения человека с природой, школьник накапливает свой жизненный опыт.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках «сегодняшних» детей, поэтому так важно сегодня помочь им освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. Необходимо до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на земле. Поэтому предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста.
Цель программы:повышение экологической грамотности обучающихся, представление им возможности освоение опыта взаимоотношений в живой и не живой природе, в социуме, правильного поведения и отношения к природе, обществу.
Задачи: Научить видеть и понимать красоту окружающего мира;
Развивать природные способности задатки детей (речь, восприятие, воображение, мышление, память, и т. д.);
Развивать творческое отношение к поручениям, совместным коллективным делам;
Воспитать экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
Воспитать эмоционально- положительное отношения к красоте окружающего мира, устойчивый интерес к миру природы и миру людей, к стремлению здорового образа жизни.
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Личностно - ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности);
Природ сообразности (учитывать возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
Свободы выбора решения и самостоятельности их реализации;
Сотрудничества и ответственности (совместная деятельность педагога и обучающихся по изготовлению кормушек);
Диалогическая форма обучения на занятиях, признание права ребенка на инициативные высказывания, право на ошибку;
Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Возраст детей:
Данная образовательная программа рассчитана на два года обучения и состоит из двух учебно-тематических планов:
Объем программы – 288 часа, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения -144 часа, продолжительность занятий2 часа два раза в неделю;
Второй год обучения – 144 часа, продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю.
Наполняемость групп: 10-12 человек.
В группу первого года обучения принимаются все поступающие, специального отбора не производится.
Второй год рассчитан на детей, прошедший курс первого года. В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Второй год обучения усложняет задачи, поставленные в программе предыдущего года.
Ожидаемый результат:
Сформированность экологических ориентаций личности, обладающей экологическим мышлением, стремящейся жить в гармонии с собой и природой, в соответствии с законами;
Наличие научного мировоззрения;
Способность к жизненному и профессиональному самоопределению.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№
Наименование темы.
Количество часов:
Т/з
П/з
Всего:
1 Полугодие. 1. Четверть.
Раздел 1. Введение.
1
Комплектование групп детского объединения.
2
2
4
2
Инструктаж по Т.Б.Экология предмет интересный или нет?
1
1
2
3
Экология и здоровье человека.
1
1
2
4
Понятие о здоровом образе жизни, о физическом развитии человека
Практическая работа.Режим дня
2
2
4
5
Экскурсия на природу. Наблюдение за состоянием местности возле школы.
Практическая работа. Сбор природных материалов.
2
2
4
8
8
16
Раздел 2. Мир растений.
1
Эти удивительные растения.
1
1
2
2
Лес и время года. Экскурсия в смешанный лес.
1
1
2
3
Особенности растений различной среды обитания. Значения растений в природе и жизни человека.
1
1
2
4
Лекарственные растения.
1
1
2
5
Грибы ядовитые и не ядовитые.
1
1
2
6
Игра: « По грибы по ягоды».
1
1
2
6
6
12
Раздел 3. Насекомые.
1
Насекомые на планете
1
1
2
2
Морфологическое строение насекомых к жизни на земле.
1
1
2
3
Зачем нужны насекомые.
Интересное из жизни насекомых.
1
1
2
4
Игровое занятие. Юный энтомолог.
1
1
2
Игровое занятие. Рисунок необычное насекомое.
1
1
2
5
5
10
1
Каникулы. Логические игры.
2
2
4
Раздел 4. Мир животных. 2 Четверть.
1
Общее представление о многообразии животного мира на земле.
1
1
2
2
Значение животных в природе и жизни человека. Домашнее животное.
1
1
2
3
Лес как среда обитания.
Роль животных в жизни леса.
1
1
2
4
Игровое занятие. «Лесовичок»
1
1
2
5
Животные – лугов и степей
1
1
2
6
Животные – тундры и тайги.
1
1
2
7
Животные - пустынь
1
1
2
8
Многообразие водных животных.
1
1
2
9
Игровое занятие. «Знатоки природы».
1
1
2
9
9
18
Раздел 5. Царство рыб.
1
Рыбы водоемов нашего края.
Рыба в природе и жизни человека.
1
1
2
2
Игровое занятие. Рыбная ловля. Аквариум
1
1
2
3
Тайны морских глубин.
1
1
2
4
Игровое занятие. «Подводная одиссея».
1
1
2
4
4
8
3 четверть.
Раздел 6. Мир пернатых.
1
Птицы города
1
1
2
2
Практическая работа. Птичья столовая.
1
1
2
3
Кормушки своими руками
Развешивание кормушек по городу Миньяр.
1
1
2
4
Практическая работа. Дневник наблюдения за птицами.
1
1
2
5
Зимняя подкормка птиц
2
2
4
6
Конференция. Обработка информации из дневников наблюдений.
1
1
2
7
Приспособление птиц к среде обитания.
Птицы в природе и жизни человека.
1
1
2
8
Интересное из жизни птиц
1
1
2
9
Пернатые хищники
1
1
2
10
Игровое занятие. Пернатые друзья.
2
2
4
12
12
24
Раздел 7. Заповедная тропа.
1
Красная книга.
Животные, занесенные в красную книгу
2
2
4
2
Растения, занесенные в красную книгу
1
1
2
3
Охраняемые природные территории.
1
1
2
4
Заповедники.
1
1
2
5
Игровое занятие
1
1
2
6
Практическое занятие. Просмотр видео слайдов
2
2
4
8
8
16
1
Каникулы. Викторины. Игры.
2
2
4
4 четверть.
Раздел 8.Экология родного края.
1
Экологические проблемы челябинской области
1
1
2
2
Экологические проблемы города Миньяра
1
1
2
3
Игровое занятие. «Скажи мусору нет».
1
1
2
4
Беседа. Этого делать нельзя. Связь между природой и человеком.
1
1
2
5
Экологический десант. Уборка территорий.
1
1
2
6
Индивидуальное занятие
1
1
2
6
6
12
Раздел 9.Тропою следопыта.
1
Чей дом уютней?
1
1
2
2
Кто здесь прошел?
1
1
2
3
Игровое занятие. Отгадай кто я?
1
1
2
4
Игровое занятие. Чей лист?
1
1
2
4
4
8
Раздел 10.Наша планета земля.
1
Звезда, дарящая нам жизнь.
1
1
2
2
Вся земля и материки.
1
1
2
3
Доисторические леса
1
1
2
4
Просмотр видео слайдов.
1
1
2
5
Теория эволюции. Динозавры.
1
1
2
6
Игра. « Мой дом Земля».
1
1
2
7
Отчий дом
6
6
12
72
72
144
Содержание образовательной программы (4 часа)
1 год обучения.
Раздел 1. Экология и мы.
Комплектования групп. Набор детей в объединение. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.Цели и задачи на год. Планирование на год. Экология предмет: интересный или нет? Экология как наука, изучающая связи живых организмов с окружающей их средой. Экология и здоровье человека. Различные виды загрязнения и их влияния на человека. Понятие о здоровом образе жизни, о физическом развитии человека. Значения рационального питания, режим дня, ограничение физических нагрузок для полноценного роста и развития. Практическая работа. Режим дня. Самостоятельное, составления индивидуального режима дня. Экскурсия на природу. Наблюдение за состоянием местности возле школы. Ознакомления детей с растениями, произрастающими возле школы. Практическая работа. Сбор природных материалов. Хранения растений для изготовления гербария.
Раздел 2. Мир растений.
Эти удивительные растения. Отличия растения от всего живого. Разнообразия растительного мира. Науки, изучающего растения. Лес и время года. Времена года и их особенности. Экскурсия в смешанный лес. Ознакомления детей с растениями, произрастающими в смешанном лесу, и их внешними изменениями осенью. Особенности растений различной среды обитания. Значения растений в природе и жизни человека. Воздействия растений на среду обитания. Значения в жизни человека. Понятие кормовые ресурсы. Отрасли жизнедеятельности человека, использующие растения. Лекарственные растения. Знакомство с видами растений, используемых в лечебных целях. Их использование. Грибы ядовитые и не ядовитые. Виды грибов и меры предосторожности при их сборе. Игра: « По грибы по ягоды». Подведение итогов «мир растения».
Раздел 3. Насекомые.
Насекомые на планете. Разнообразие видов насекомых. Наука, изучающая насекомых. Морфологическое строение насекомых к жизни на земле. Различия морфологического строения насекомых, зависящих от вида. Зачем нужны насекомые. Значение насекомых в различных средах обитания и жизни человека .Интересное из жизни насекомых. Знакомство с интересными особенностями жизни насекомых. Игровое занятие. Юный энтомолог. Подведение по разделу « Насекомые». Выявление полезного, нужного и интересного для ребенка. Игровое занятие. Рисунок необычное насекомое. Дети должны нарисовать необыкновенное насекомое.
Раздел 4. Мир животных.
Общее представление о многообразии животного мира на земле. Разнообразие животного мира и сред из обитания. Науки, изучающие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Домашнее животное. Взаимодействие на животных на среду обитания. Значения в жизни человека. Виды домашних животных. Лес как среда обитания. Изучение животных, населяющих лесную зону. Роль животных в жизни леса. Польза и вред приносимая животному лесу. Игровое занятие. «Лесовичок». Игровое занятие способствует ознакомлению детей с различными видами и особенностями лесных животных. Животные – лугов и степей. Различные виды животных, населяющих луга и степную зону. Животные – тундры и тайги. Различные виды животных, населяющие тундру и тайгу. Животные – пустынь. Различные виды животных, населяющих пустыни Многообразие водных животных. Различные виды животных, населяющих мировой океан. Игровое занятие. «Знатоки природы». Подведение итогов по разделу «Мир животных». Выявление полезного, нужного и интересного для ребенка.
Раздел 5. Царство рыб.
Рыбы водоемов нашего края. Изучение конкретных видов рыб, их морфологические и физических особенностей. Рыба в природе и жизни человека. Роль определенного вида рыб в жизни водоемов. Значения рыб в жизни человека. Промысловая рыба. Игровое занятие. Рыбная ловля. Игровое занятие способствует ознакомлению детей с различными видами рыб и их особенностями. Аквариум. Аквариум – модель экосистемы. Виды аквариумных рыбок. Условия их содержания. Тайны морских глубин. Глубоководные рыбы. Их особенности, строения, питания. Игровое занятие. «Подводная одиссея». Подведения итогов по разделу « Царство рыб». Выявление полезного, нужного и интересного для ребенка.
Раздел 6. Мир пернатых.
Птицы города. Знакомство с различными видами птиц родного города.
Практическая работа. Птичья столовая. Построение кормушек для птиц. Беседа о предпочтениях птиц, проживающих в городе. Кормушки своими руками. Развешивание кормушек по городу Миньяр. Развешивание кормушек для зимней подкормки птиц. Практическая работа. Дневник наблюдения за птицами. Составления дневников для дальнейшего наблюдения за поведением птиц на кормушках. Зимняя подкормка птиц. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке. Их регистрация. Конференция. Обработка информации из дневников наблюдений. Беседа о видах и количествах птиц, прилетающих к кормушке. Частота их посещений. Приспособление птиц к среде обитания. Морфологические и физическим изменения, помогающие птицам приспособиться к их среде обитания. Птицы в природе и жизни человека. Значение птиц в различных средах обитания и жизни человека. Интересное из жизни птиц. Знакомство с интересными особенностями жизни птиц. Пернатые хищники. Виды хищных птиц, и их место обитания. Игровое занятие. Пернатые друзья. Подведения итогов по разделу « Мир пернатых». Выявление полезного, нужного и интересного для ребенка.
Раздел 7. Заповедная тропа.
Красная книга. Животные, занесенные в красную книгу. История создания красной книги. Животные и растения, занесённые в Красную книгу. Растения, занесенные в красную книгу. Редкие и исчезающие виды животных и растений нашего края, меры их защиты. Охраняемые природные территории. Виды охраняемых природных территорий нашего края. Заповедники. Беседа о заповедниках родного края. Игровое занятие. Нарисовать рисунок животного или растения занесенного в красную книгу. Практическое занятие. Просмотр видео слайдов. Показ видео слайдов, фильмов заповедников родного края.
Раздел 8.Экология родного края.
Экологические проблемы челябинской области. Выявления экологических проблем родного края, и их решения. Экологические проблемы города Миньяра. Выявления экологических проблем родного города, и их решения и сравнения Игровое занятие. «Скажи мусору нет». Обработка информации, полученной из дневников наблюдения «Экология моего города». Беседа. Этого делать нельзя. Связь между природой и человеком. Рассказать детям, что можно делать на природе, а что нельзя. Экологический десант. Уборка территорий. Очистка территорий от мусора, ликвидация свалок.
Раздел 9.Тропою следопыта.
Чей дом уютней? Различные виды жилищ птиц и зверей. Способы их построения. Кто здесь прошел? Изучение следов и других предмет, свидетельствующих о пребывании различных видов птиц и зверей на данной территории. Игровое занятие. Отгадай кто я? Подведения итогов по разделу « Тропою следопыта». Выявление полезного, нужного и интересного для ребенка Игровое занятие. Чей лист? Изучения листьев различных видов деревьев и их рисунок.
Раздел 10.Наша планета земля.
Звезда, дарящая нам жизнь. Солнце местоположение Земли по отношению к Солнцу. Вся земля и материки. Появление материков на Земле. Доисторические леса. Ступени развития растений. Виды доисторических лесов. Просмотр видео слайдов. Просмотр слайдов о Земле, солнце, материках, то есть нашей планете. Теория эволюции. Динозавры. Ступени развития животного мира. Доисторические животные. Динозавры. Игра. « Мой дом Земля». Игровое занятие способствует выявлению основных понятий по теме « Наша планета Земля». Отчий дом. Заключительный этап года.
Учебно-тематический план. 2 год обучения.
№
Наименование темы.
Количество часов:
Т/з
П/з
Всего:
1 Полугодие. 1. Четверть.
Раздел 1. Введение.
1
Введение в образовательную программу. Инструктаж по Т.Б.
1
1
2
2
Экскурсия. Наблюдения за осенними явлениями в жизни отдельных кустарников и деревьев. Ведение дневников наблюдения « Осень»
2
2
4
3
Практическая работа. Сбор растений для гербария.
1
1
2
4
Практическая работа. Сбор семян для зимней подкормки птиц.
1
1
2
5
5
10
Раздел 2. Экология и мы.
1
Среда жизни.
1
1
2
2
Экологические факторы. Условия среды.
1
1
2
3
Экологические ресурсы; экологический бюджет.
1
1
2
4
Популяции.
1
1
2
5
Типы экологических взаимодействий.
1
1
2
6
Конкурентные отношения.
1
1
2
7
Хищничество. Паразитизм.
1
1
2
8
Организация и функционирования сообществ.
Структура сообществ.
1
1
2
9
Практическая работа. Изучение роли различных видов животных организмов в круговороте веществ.
1
1
2
10
Биосфера. Экологические проблемы биосферы.
1
1
2
11
Современное состояние природной среды.
1
1
2
12
Экология и люди.
1
1
2
13
Трудовой десант
1
1
2
14
Игровое занятие. Лик Земли.
1
1
2
14
14
28
1
Каникулы.Заочная экскурсия по зимнему лесу.
2
2
4
Раздел 3. Мир растений. 2 четверть.
1
Конференция. Растительный покров земли.
Растения родного края.
1
1
2
2
Подготовка растений к зиме.
Осенний листопад.
1
1
2
3
Практическая работа. Гербарий.
1
1
2
4
Игровое занятие. Золотая осень.
1
1
2
5
Практическая работа. Коллекция семян.
1
1
2
6
Процессы жизнедеятельности растений зимой.
Весеннее явление в жизни растений.
1
1
2
7
Знакомство с комнатными растениями. Практическая работа. Размещение комнатных растений.
1
1
2
8
Игровое занятие. Загадки и тайны растений.
1
1
2
8
8
16
Раздел 4. Мир животных.
1
Многообразие животного мира на земле.
1
1
2
2
Информационные связи в природе.
1
1
2
3
Игровое занятие. Мир животных.
1
1
2
4
Миграция птиц и животных.
1
1
2
5
Животные родного края.
1
1
2
6
Птицы родного края.
1
1
2
6
6
12
2Полугодие. 3четверть.
1
Пернатые хищники дня и ночи.
1
1
2
2
Особенности земноводных и их роль в экосистеме.
1
1
2
3
Игровое занятие. Путешествие по зоопарку.
1
1
2
4
Эволюция домашних животных.
1
1
2
5
Нахлебники.
1
1
2
6
Маленький тигр. Домашний волк.
1
1
2
7
Ветеринария. «Зеленая аптечка ветеринара».
1
1
2
8
Игровое занятие. Животное дома.
1
1
2
9
Игровое занятие. Юный биолог.
1
1
2
9
9
18
Раздел 5 Армия насекомых.
1
Многообразия насекомых и их классификация.
1
1
2
2
Влияние насекомых на среду обитания.
1
1
2
3
Конференция. Где зимует муравей.
1
1
2
4
Насекомое и человек. Пчеловодство.
1
1
2
5
Игровое занятие. Юный энтомолог.
1
1
2
5
5
10
Раздел 6.Царство рыб.
1
Водоемы Челябинской области.
1
1
2
2
Рыболовство; особенности рыбалки.
1
1
2
3
В рыбьем царстве.
1
1
2
4
О рыбаках и рыбках.
1
1
2
5
Игровое занятие. Знаешь ли ты рыб?
1
1
2
5
5
10
1
Каникулы. Развлекающие игры.
2
2
4
Раздел 7.Заповедная тропа.4четверть.
1
Природные ресурсы.
1
1
2
2
Человек как природа образующий фактор.
1
1
2
3
Охраняемые животные региона. Законы об охране.
1
1
2
4
Игровое занятие. Редкие животные.
1
1
2
4
4
8
Раздел 8.Тропою следопыта.
1
Игровое занятие. « Домино»
1
1
2
2
Игровое занятие. « Кто в теремочке живет»?
1
1
2
3
Игровое занятие. « Отгадай кто я!?»
1
1
2
3
3
6
Раздел 9.Туризм и экологическая деятельность.
1
Конференция. Кто такие туристы?
1
1
2
2
Изучение топографических знаков.
1
1
2
3
План местности. Игровое занятие. Путешествие по карте.
1
1
2
4
Снаряжение настоящего исследователя.
Практическая работа. Как построить жилище настоящего исследователя.
1
1
2
5
Готовим на природе.
1
1
2
6
Лечебница в лесу. ПМП
1
1
2
7
Гигиена и парфюмерия в лесу.
1
1
2
8
Практическая работа. Подготовка к походу.
Игровое занятие. Находчивый турист.
1
1
2
9
Экскурсия. Выход на природу.
1
1
2
9
9
18
72
72
144
Содержание образовательной программы 2 год обучения.
1.Введение.
Водное занятие инструктаж по Т.Б. Цели и задачи на год. Практическая работа: наблюдение за отдельными явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарниках, за изменениями растений. Ведение дневников осень. Сбор растений для гербария. Сбор семян для зимней подкормки птиц.
2. Экология и мы.
Виды сред жизни, воздействие организмов на физические и химические свойства среды.
Виды экологических факторов, и их влияние на среду обитания и организмы. Законы эволюции. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни. Экологические ресурсы что это? Виды экологических ресурсов. Энергетический бюджет. Популяции их свойства. Экологические взаимоотношения между двумя организмами различных видов. Типы конкурентных отношений. Хищничество, взаимосвязь свойств экосистемы от определенного вида хищников. Паразитизм. Виды. Иммунитет. Знакомство с понятием общество, экосистема, биосфера.
Практическая работа: определение роли живых организмов в круговороте веществ. Биосфера, проблемы биосферы. Экология и люди. Трудовой десант. Отчистка территорий от мусора. Игра Лик Земли.
3. Мир растений.
Конференция: о многообразии растений, о науках изучающих растительность и растения. Определения растений местной флоры. Подготовка растений к зиме. Осенний листопад.
Практическая работа: гербарий, коллекция семян. Весеннее явление в жизни растений. Знакомство с комнатными растениями. Игра: «Загадки и тайны растений».
4. Мир животных.
Многообразие животного мира на земле. Их морфологические и физиологические приспособления к жизни. Связь в природе: общение, звуки, запахи. Игра: «Мир животных». Миграция птиц изучение видов перелетных птиц. Виды животных и птиц родного края. Изучение хищников. Изучаем земноводных и пресмыкающихся их морфологические и физические особенности. Игра: «Путешествие по зоопарку». Домашние животные. Маленький тигр, домашний волк: изучаем породы кошек и собак. Ветеринария, что такое, первая помощь животным. Лекарственные растения для домашних животных. Игра: «Животные дома, Юный биолог».
5. Армия насекомых.
Классификация и разнообразие насекомых, польза или вред приносят насекомые окружающей среде. Как влияют насекомые на среду обитания. Конференция: «Где зимует муравей». Беседа о приспособлении к зиме муравья. Насекомые и человек. Вред и польза для человека от насекомых. Пчеловодство.
6. Царство рыб.
Водоемы Челябинской области, характеристики. Рыболовство, история возникновения, развитие и проблемы. Законы рыболовства. В рыбьем царстве изучаем рыб нашего края.
О рыбаках и рыбках интересные факты ловли рыбы животными.
7. Заповедная тропа.
Использование природных ресурсов.Человек как природа образующий фактор, виды животных, птиц и растений, исчезнувших по вине человека. Закон об охране животного мира, охрана места исчезнувших животных. Игра: «Редкие животные».
8. тропою следопыта.
Игры: «Домино», способствует ознакомлению детей с различными предметами, о пребывание различных видов птиц и животных. Игра: «Кто в теремочке живет» повторение тем пройденные в первый год обучения. Игра «Отгадай кто я» подведение итогов.
9. Туризм и экологическая деятельность.
Кто такие туристы? Виды туризма.
Изучение топографических знаков их виды и обозначение. План местности, понятие масштаб, составление плана местности. Игра: «Путешествие по карте». Повторение изучения топографических знаков и правильного ориентирование на местности. Снаряжение: одежда для исследователя, как выбрать бинокль, компас. Готовим на природе, советы. Лечебница в лесу, знакомство с видами лекарственных растений. ПМП при порезах, ушибах, переломах, ожогах. Гигиена и парфюм в лесу. Подготовка к походу. Выход на природу. Подведение итогов по туризму.
Модифицированная образовательная программа «Тропинка»
Общекультурный уровень освоения
Уровень реализации программы 8-10 лет,
Форма реализации программы: индивидуально-групповая
Продолжительность – 2 года
Эколого-биологическая направленность
Характеристика УМК
№
п/п
Информационное обеспечение
Алгоритм деятельности
Контрольно - измерительные материалы
1
Бердникова О.В., Борисова А.В., Цветы на подоконнике. – М.: Мой мир, 2007.
Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. – Волгоград: Издательство « Учитель», 2009.
Методики Цветковой И.В.
2
Большаков В. Звери Урала.- Свердловск: Средне -Уральское книжное издательство, 2007.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2008.
Вохринцева С. Издательство « Страна фантазий». Дидактические материалы.
3
Васильев И. М. Как зимуют растения. – М.: Колос,2008
Ильин М.П. Школьный гербарий. (Пособие для учителя). – М.: Просвещение.
Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 2009.
Плешаков А.А.От земли до неба: атлас определитель для начальных классов. – М.: Просвещение 2008.
5
Головкин Б.Н., О чем говорят названия растений. - М.: Колос, 2010.
6
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы.–М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,2010.
7
Емельянова М. Изучение опыта общения воспитанников с природой//
Воспитание школьников №5 2007. С.35-36.
8
Ильин М.П. Школьный гербарий. (Пособие для учителей). – М.: Просвещение, 2011.
9
Молюков М.И. Россолимо, О.Л. Звери красной книги СССР. – М.: Педагогика, 2010.
10
Особо охраняемые природные территории Челябинской области. – Челябинск. 2011.
11
Поспелова Е.Б. Все о комнатных растениях. Растения для небольших квартир. - М.: ОО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
12
Фадеева Г. А. Экологические сказки: Пособия для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Издательство Учитель, 2007.
13
Акимушкин М. Мир животных. – М.: Мысль, 2009.
14
Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль. 2007.
15
Артамонов В. Редкие исчезающие растения. По страницам красной книги СССР. – М.: Агропром. Издат., 2010.
16
Атрохин В., Солодухин Е. лесная хрестоматия. – М., 2008
17
Балабашев Н.Н. Из жизни леса. – Л., 2011.
18
Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя красная книга.– М.: Молодая гвардия, 2009.
19
Дмитриев Ю. Насекомые. – М.: Олимп, 2007.
20
Рохлов В. Занимательная ботаника. – М.: АРС – ПРЕСС. 2010.
Литература для педагога:
Бердникова О.В., Борисова А.В., Цветы на подоконнике. – М.: Мой мир, 2007.
Большаков В. Звери Урала.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2007.
Васильев И. М. Как зимуют растения. – М.: Колос,2008.
Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 2009.
Головкин Б.Н., О чем говорят названия растений. - М.: Колос, 2010.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,2010.
Емельянова М. Изучение опыта общения воспитанников с природой//
Воспитание школьников №5 2007. С.35-36.
Ильин М.П. Школьный гербарий. (Пособие для учителей). – М.: Просвещение, 2011.
Молюков М.И. Россолимо, О.Л. Звери красной книги СССР. – М.: Педагогика, 2010.
Особо охраняемые природные территории Челябинской области. – Челябинск. 2011.
Поспелова Е.Б. Все о комнатных растениях. Растения для небольших квартир. - М.: ОО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. –Волгоград: Издательство « Учитель», 2009.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2008.
Фадеева Г. А. Экологические сказки: Пособия для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Издательство Учитель, 2007.
Список литературы:
Акимушкин М. Мир животных. – М.: Мысль, 2009.
Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль. 2007.
Артамонов В. Редкие исчезающие растения. По страницам красной книги СССР. – М.: Агропром. Издат., 2010.
Атрохин В., Солодухин Е. лесная хрестоматия. – М., 2008