kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговые занятия на тему "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация  представлений о собственной семье, осознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с проти­воположным полом и выбирать будущего партнера в семейной жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговые занятия на тему "Моя семья"»

7



ТРЕНИНГ ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК « МОЯ СЕМЬЯ»

Цель занятий: Оптимизация отношений в родительской семье и актуализация преставлений о собственной семье, осознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с проти­воположным полом и выбирать будущего партнера.

Задачи:

  • Улучшить навыки самонаблюдения, определяя собст­венную позицию в семье;

  • Повысить самосознание;

  • Понять системную природу семьи;

  • Получить представления о динамике отношений в дисфункциональной семье;

  • Улучшить понимание динамики отношений в собст­венных семьях;

  • Научить анализировать собственный семейный сценарий и корректировать его в соответствии с позитивным восприятием своей роли в будущей семье.

Структура занятий:

Приветствие;

Игра – разминка;

Основная часть: Упражнения;

Рефлексия.

На первом занятии проводится анкетирование учащихся.

В конце занятий раздается памятка «Десять правил семейной жизни».

Обсуждение: Эффективность занятий для участников.

В начале занятий проводится анкетирование учащихся

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.Какие качества Вы считаете наиболее привлекательными в девушках?

2.Какие качества Вы считаете наиболее привлекательными в юношах?

3.Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?

4.Считаете ли Вы наличие детей условием стабильности семьи?

5.Сколько детей Вы хотели бы иметь?

6.Что, по - вашему, является основной причиной создания семьи?

-любовь

-взаимопонимание

-рождение и воспитание детей

-решение материальных и бытовых проблем

-страх одиночества

-другие причины

7.Главные условия благополучного брака:

-любовь

-общие цели

-хорошие материальные и жилищные условия

-сходные взгляды на жизнь

-разумное распределение ролей

-наличие детей

-взаимная поддержка

-умение идти на компромиссы

8.Какие качества присущи хорошему мужу?

9.Какие качества присущи хорошей жене?

10.Что Вы считаете веским основанием для развода?

11.Какие черты Вы хотели бы видеть у своих детей?

12.Какие качества и привычки Вы категорически не приемлете в своём спутнике жизни?

13.Какие качества Вы не хотите видеть в своих детях?

14.Как Вы относитесь к пробному (гражданскому) браку?

15.Вы хотели бы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?

Представленные тренинговые упражнения направлены на сознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с проти­воположным полом и выбирать будущего партнера. Они способствуют оптимизации отношений с родительской семье и актуализируют преставления о собственной семье.

Осознание и принятие своего семейного опыта необходи­мы для последующего построения своей собственной жизни. В рамках тренинга подросток может выразить все свои переживания, разобраться в проти­воречивых чувствах к родителям.

Упражнение «Поиграем в семью»

Группа делится на «семьи». Подгруппы располагаются за столами в различных частях комнаты. Задача участников — определить состав «семьи», возраст ее членов семьи, семей­ные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где рабо­тает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть на завтрак и т. д. Члены «семьи» решают, как проходят их буд­ни и выходные, где и как они проводят отпуск, как распре­деляют семейные обязанности, какие у них отношения, ре­шают они семейные вопросы коллегиально или через главу семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей «семьи», которые отражаются в фамилии. «Семья» создает свой герб, выбирает девиз, фамильную реликвию или ис­торию, которой она гордится, и какую-то семейную тайну, о которой не рассказывают окружающим. Все соображения заносятся на бумагу в виде записей и рисунков. Количество и содержание рисунков, общие они или свои у каждого чле­на «семьи» — подгруппа решает сама.

Если в группе, кроме консультанта, есть еще один взрос­лый, то они расходятся в разные «семьи». Желательно, что­бы они выбрали роли младших детей. В этом случае участни­ки будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности.

После выполнения задания каждая подгруппа по очере­ди представляет свою «семью», а затем «семье» можно задать уточняющие вопросы.

Важно отметить, какой состав семей выбирают участни­ки: полные это семьи или неполные, есть ли в семье дети. Подростки обычно выбирают главой семьи отца. Он чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно есть бабушки и дедушки и редко встречаются дяди и тети. Отношения, как правило, не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Часто подросткам сложно представить себе семейные проблемы. В этом случае им по­могает ведущий. От большинства предложений участники отказываются, а соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось по­ступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, уча­стники отказываются.

После выполнения упражнения желательно сразу же про­вести следующее, так как семья сложилась и «пожила» ка­кое-то время.

Упражнение «Скульптура семьи»
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде «живой скульптуры», вы­бирая на роли членов семьи других участников, которых он расставляет в комнате. В идеале скульптор выбирает кого-то и на свою собственную роль. Если членов семьи больше, чем участников группы, скульптор сам играет свою роль. Завер­шив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так. После этого ведущий предлагает скульптору перестроить свое произведение, придав ему такой вид, какой бы скульп­тор хотел видеть свою семью.

Упражнение «Связанные одной цепью»

В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все всту­пают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье. Для работы надо приготовить отрезок веревки дли­ной один метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой «семьи».

Участники обвязываются вокруг пояса короткой верев­кой. После этого «семьи» становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привязывает к ве­ревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных вере­вок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. (Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти - десять.)

Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семейные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действо­вать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или сын хочет поиграть в свои игрушки.

Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что «семье» удалось сделать, где при этом находился каж­дый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?

Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.

Упражнение «Семейные истории»

Для работы нужны крупные листы бумаги и цветные ка­рандаши или фломастеры.

Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитив­ные, и негативные явления происходят внутри одной и той же семьи. Когда все закончат рисовать, каждый участник по очереди демонстрирует группе свой рисунок и комментиру­ет изображенные события.

Упражнение «Идеальная семья»

Как представляет себе идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое представление о «правильном» воспитании детей, о «хороших» детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? Эти темы можно не только обсуждать, но и изобразить в виде рисунка.

Может быть такое, что участники тренинга идеализируют бла­гополучную семью, где родители любят своих детей. Любовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хо­чет - много лимонада, конфет, тортов, жвачки, плееры, ве­лосипеды, часы, - и ни в чем не отказывают. А ребенок во всем слушается родителей, делает по хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей». Главное подвести к тому, что главное не материальное благополучие, а психологический климат внутри семьи.

Упражнение «Жизнь идеальной семьи»

Участники группы разыгрывают сцены из жизни семьи, выбирая радостные или грустные события. Один из участ­ников (доброволец) выбирает других на разные роли, что­бы разыграть сцены из жизни идеальной семьи. Остальные участники - зрители. После представления зрители делятся своими впечатлениями от увиденного. Затем сцены разыг­рывают другие участники. Возможно, сцены получатся не столь идеальные, как хотелось бы. Это позволит подойти к обсуждению того, что действительно важно в семье, к разго­вору об отношениях, проблемах, о развитии семьи.

Упражнение «Представление о своей будущей семье»

«Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты - взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят свои­ми делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?»

Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел. Это упражнение можно провести несколько раз в течение тренинга для оценки состояния участников группы.

Упражнение «Моя семья сейчас и в будущем»

Участникам предлагают создать два коллажа на эти темы или один коллаж на одну из этих тем по желанию. Для работы с коллажем понадобятся большие листы картона или ватмана и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно подросткам очень нравится создавать кол­лажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Подросток может чувствовать себя одиноким, ощущать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ве­дущий должен поддержать подростка, обратить его внимание на других близких людей.

После создания коллажей участники могут рассказать о своих работах. Возможен вариант «Наша семья» — коллаж создается со­вместно членами «семьи», созданной в упражнении «Поиг­раем в семью».

Упражнение «Трое»

Упражнение заключается в невербальной подстройке уча­стников друг к другу, что является аналогией семейной жиз­ни. Сначала, разбившись на пары и прислонившись спина­ми друг к другу, надо найти максимально удобное для себя положение, чтобы тело расслабилось; необходимо снять на­пряжение, чтобы стало комфортно обоим. Затем к паре под­страивается третий участник (у родителей появляется ребенок). Упражнение дается непросто, у одних оно получается, у других нет. У некоторых участников возникает ощущение давления, напряжения. Необходимо участникам проговорить все моменты упражнения, особенно которые вызвали дискомфорт.

Упражнение «Младенец»

Это упражнение проводится в виде сценки. Выбирают троих участников. Двое из них - папа и мама, а третий - младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может реагировать только жестами и зву­ками. Родители нагибаются над ним и играют с ним, кормят его, меняют ему пеленки и т. д., стараясь понять, чего же он хочет. Через 5 минут участники меняются ролями. По ходу игры ведущий может создать какую-то помеху семейной идиллии, например, звонит телефон или приходит гость. Можно выбрать тот момент, когда «младенец» чего-нибудь хочет. После окончания упражнения каждый из «членов се­мьи» делится впечатлениями - что он думал и чувствовал, как повлияла на него помеха. Затем сценку разыгрывают другие участники.

Упражнение «Магазин»

Участники делятся на «семейные пары». Все пары садят­ся в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает ведущий. По условиям игры все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное консультантом. Консультант берет картинку (например, карточку из дет­ского лото), подходит к первой паре в ряду и спрашивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая пара по очереди говорит по названию. Отгадавшая пара получает возможность купить любую вещь. Обычно участ­ники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, ма­шину. Насколько «супруги» советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары.

Обычно упражнение проходит весело, поэтому его можно использовать и для усиления сплоченности группы.

Упражнение «Семейное событие»

Члены «семьи» садятся в центре крута, образованного группой. Они уточняют свои семейные роли, затем веду­щий говорит о каком-то радостном или печальном собы­тии, которое произошло в их семье, например: «Ваша се­мья выиграла в лотерею крупную сумму» или «Папа сломал ногу», и предлагает им вести дискуссию. Внешний круг на­блюдает за «семьей». Ведущий может заранее дать наблю­дателям задание, например обратить внимание, насколь­ко дружно «семья» решает ту или иную проблему. Можно предложить каждому зрителю наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного «члена семьи». Например, в ситуации с выигрышем интересно, на что каждый член семьи собирается истратить деньги: на учебу, путешест­вие, на какую-нибудь покупку; сумел ли он заинтересовать других своим предложением; насколько может выстроить приоритеты и т. д.

После обсуждения несколько участников из внешнего круга занимают места в центре и обсуждают какую-то дру­гую тему. Сходным образом можно разыграть различные ситуации, в которых семья должна принять решение. Например, отец матери живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в город не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания сцены можно определить же­лания каждого. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая работа, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хочет - летом можно купать­ся, а зимой кататься на лыжах и т. п. Следует обратить вни­мание на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько «родители» прислушивались к мнению «детей», удалось ли «семье» прийти к единому мнению, най­ти компромисс?

Упражнение «Сценки из жизни семьи»

Участники делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуа­ция из прошлого или будущего, хотя бы и самая фантасти­ческая. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В первом случае больше внимания уделяется мимике и пан­томиме, через которые выражаются отношения и чувства. В сценках со словами играющие могут прямо рассказать о своей ситуации, а могут говорить намеками, предоставляя зрителям возможность догадаться, о чем идет речь. На сценку отводят определенное время, а когда оно подходит к концу, ведущий просит актеров остановиться. После чего зрители, а затем и ведущий делятся своими впечатлениями. Затем сцен­ку разыгрывают зрители.

ПАМЯТКА ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

1.Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен заглушить своё «Я» и строить свою жизнь с позиции «Мы».

2.Спеши повторить хорошее. Это наполнит счастьем не только тех, кому ты это делаешь, но и тебя самого.

3.Остановись в гневе. Не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить.

4.Если ты уверен (а), что она (он) виноват (а), то ищи причину в себе. В любой ситуации виноваты оба.

5.Каждый шаг навстречу равен многим дням радости. Каждый шаг в сторону от семьи – многим горьким дням.

6.Доброе слово – хорошо, а доброе дело - лучше.

7.Умей не только вставать на место другого, но и достойно находиться на своём в данной ситуации.

8.Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг к другу.

9.Быть другом его (её) друзей, тогда и твои друзья станут его (её) друзьями.

10.Никто не стремится любить тёщу и свекровь, но все готовы любить двух мам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тренинговые занятия на тему "Моя семья"

Автор: Гайнулина Наталья Тагировна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "План работы педагога-психолога на учебный год "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-na-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "118164"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413050297"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Месячник психологического здоровья учащихся в МБОУ "Кюсюрская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(83) "miesiachnik-psikhologhichieskogho-zdorov-ia-uchashchikhsia-v-mbou-kiusiurskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "162954"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422431019"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ. "
    ["seo_title"] => string(65) "psikhologhichieskaia-pomoshch-vypusknikam-pri-podghotovkie-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "108638"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403787806"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеклассное мероприятие " Жизненные ценности""
    ["seo_title"] => string(49) "vnieklassnoiemieropriiatiiezhizniennyietsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "308272"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458556750"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Роль волонтёрского движения в процессе реализации модели МПСП  сопровождения в формировании социально-интегрированной личности. "
    ["seo_title"] => string(142) "rol-volontiorskogho-dvizhieniia-v-protsiessie-riealizatsii-modieli-mpsp-soprovozhdieniia-v-formirovanii-sotsial-no-intieghrirovannoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "198805"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428471486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства