Актуализация представлений о собственной семье, осознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с противоположным полом и выбирать будущего партнера в семейной жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговые занятия на тему "Моя семья"»
7
ТРЕНИНГ ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК « МОЯ СЕМЬЯ»
Цель занятий: Оптимизация отношений в родительской семье и актуализация преставлений о собственной семье, осознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с противоположным полом и выбирать будущего партнера.
Задачи:
Улучшить навыки самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье;
Повысить самосознание;
Понять системную природу семьи;
Получить представления о динамике отношений в дисфункциональной семье;
Улучшить понимание динамики отношений в собственных семьях;
Научить анализировать собственный семейный сценарий и корректировать его в соответствии с позитивным восприятием своей роли в будущей семье.
Структура занятий:
Приветствие;
Игра – разминка;
Основная часть: Упражнения;
Рефлексия.
На первом занятии проводится анкетирование учащихся.
В конце занятий раздается памятка «Десять правил семейной жизни».
Обсуждение: Эффективность занятий для участников.
В начале занятий проводится анкетирование учащихся
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1.Какие качества Вы считаете наиболее привлекательными в девушках?
2.Какие качества Вы считаете наиболее привлекательными в юношах?
3.Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?
4.Считаете ли Вы наличие детей условием стабильности семьи?
5.Сколько детей Вы хотели бы иметь?
6.Что, по - вашему, является основной причиной создания семьи?
-любовь
-взаимопонимание
-рождение и воспитание детей
-решение материальных и бытовых проблем
-страх одиночества
-другие причины
7.Главные условия благополучного брака:
-любовь
-общие цели
-хорошие материальные и жилищные условия
-сходные взгляды на жизнь
-разумное распределение ролей
-наличие детей
-взаимная поддержка
-умение идти на компромиссы
8.Какие качества присущи хорошему мужу?
9.Какие качества присущи хорошей жене?
10.Что Вы считаете веским основанием для развода?
11.Какие черты Вы хотели бы видеть у своих детей?
12.Какие качества и привычки Вы категорически не приемлете в своём спутнике жизни?
13.Какие качества Вы не хотите видеть в своих детях?
14.Как Вы относитесь к пробному (гражданскому) браку?
15.Вы хотели бы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?
Представленные тренинговые упражнения направлены на сознание и принятие молодежью своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с противоположным полом и выбирать будущего партнера. Они способствуют оптимизации отношений с родительской семье и актуализируют преставления о собственной семье.
Осознание и принятие своего семейного опыта необходимы для последующего построения своей собственной жизни. В рамках тренинга подросток может выразить все свои переживания, разобраться в противоречивых чувствах к родителям.
Упражнение «Поиграем в семью»
Группа делится на «семьи». Подгруппы располагаются за столами в различных частях комнаты. Задача участников — определить состав «семьи», возраст ее членов семьи, семейные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть на завтрак и т. д. Члены «семьи» решают, как проходят их будни и выходные, где и как они проводят отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения, решают они семейные вопросы коллегиально или через главу семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей «семьи», которые отражаются в фамилии. «Семья» создает свой герб, выбирает девиз, фамильную реликвию или историю, которой она гордится, и какую-то семейную тайну, о которой не рассказывают окружающим. Все соображения заносятся на бумагу в виде записей и рисунков. Количество и содержание рисунков, общие они или свои у каждого члена «семьи» — подгруппа решает сама.
Если в группе, кроме консультанта, есть еще один взрослый, то они расходятся в разные «семьи». Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности.
После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою «семью», а затем «семье» можно задать уточняющие вопросы.
Важно отметить, какой состав семей выбирают участники: полные это семьи или неполные, есть ли в семье дети. Подростки обычно выбирают главой семьи отца. Он чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно есть бабушки и дедушки и редко встречаются дяди и тети. Отношения, как правило, не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Часто подросткам сложно представить себе семейные проблемы. В этом случае им помогает ведущий. От большинства предложений участники отказываются, а соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось поступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, участники отказываются.
После выполнения упражнения желательно сразу же провести следующее, так как семья сложилась и «пожила» какое-то время.
Упражнение «Скульптура семьи» Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде «живой скульптуры», выбирая на роли членов семьи других участников, которых он расставляет в комнате. В идеале скульптор выбирает кого-то и на свою собственную роль. Если членов семьи больше, чем участников группы, скульптор сам играет свою роль. Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так. После этого ведущий предлагает скульптору перестроить свое произведение, придав ему такой вид, какой бы скульптор хотел видеть свою семью.
Упражнение «Связанные одной цепью»
В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье. Для работы надо приготовить отрезок веревки длиной один метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой «семьи».
Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого «семьи» становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привязывает к веревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. (Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти - десять.)
Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семейные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или сын хочет поиграть в свои игрушки.
Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что «семье» удалось сделать, где при этом находился каждый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?
Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.
Упражнение «Семейные истории»
Для работы нужны крупные листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры.
Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри одной и той же семьи. Когда все закончат рисовать, каждый участник по очереди демонстрирует группе свой рисунок и комментирует изображенные события.
Упражнение «Идеальная семья»
Как представляет себе идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое представление о «правильном» воспитании детей, о «хороших» детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? Эти темы можно не только обсуждать, но и изобразить в виде рисунка.
Может быть такое, что участники тренинга идеализируют благополучную семью, где родители любят своих детей. Любовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хочет - много лимонада, конфет, тортов, жвачки, плееры, велосипеды, часы, - и ни в чем не отказывают. А ребенок во всем слушается родителей, делает по хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей». Главное подвести к тому, что главное не материальное благополучие, а психологический климат внутри семьи.
Упражнение «Жизнь идеальной семьи»
Участники группы разыгрывают сцены из жизни семьи, выбирая радостные или грустные события. Один из участников (доброволец) выбирает других на разные роли, чтобы разыграть сцены из жизни идеальной семьи. Остальные участники - зрители. После представления зрители делятся своими впечатлениями от увиденного. Затем сцены разыгрывают другие участники. Возможно, сцены получатся не столь идеальные, как хотелось бы. Это позволит подойти к обсуждению того, что действительно важно в семье, к разговору об отношениях, проблемах, о развитии семьи.
Упражнение «Представление о своей будущей семье»
«Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты - взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят своими делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?»
Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел. Это упражнение можно провести несколько раз в течение тренинга для оценки состояния участников группы.
Упражнение «Моя семья сейчас и в будущем»
Участникам предлагают создать два коллажа на эти темы или один коллаж на одну из этих тем по желанию. Для работы с коллажем понадобятся большие листы картона или ватмана и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно подросткам очень нравится создавать коллажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Подросток может чувствовать себя одиноким, ощущать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать подростка, обратить его внимание на других близких людей.
После создания коллажей участники могут рассказать о своих работах. Возможен вариант «Наша семья» — коллаж создается совместно членами «семьи», созданной в упражнении «Поиграем в семью».
Упражнение «Трое»
Упражнение заключается в невербальной подстройке участников друг к другу, что является аналогией семейной жизни. Сначала, разбившись на пары и прислонившись спинами друг к другу, надо найти максимально удобное для себя положение, чтобы тело расслабилось; необходимо снять напряжение, чтобы стало комфортно обоим. Затем к паре подстраивается третий участник (у родителей появляется ребенок). Упражнение дается непросто, у одних оно получается, у других нет. У некоторых участников возникает ощущение давления, напряжения. Необходимо участникам проговорить все моменты упражнения, особенно которые вызвали дискомфорт.
Упражнение «Младенец»
Это упражнение проводится в виде сценки. Выбирают троих участников. Двое из них - папа и мама, а третий - младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может реагировать только жестами и звуками. Родители нагибаются над ним и играют с ним, кормят его, меняют ему пеленки и т. д., стараясь понять, чего же он хочет. Через 5 минут участники меняются ролями. По ходу игры ведущий может создать какую-то помеху семейной идиллии, например, звонит телефон или приходит гость. Можно выбрать тот момент, когда «младенец» чего-нибудь хочет. После окончания упражнения каждый из «членов семьи» делится впечатлениями - что он думал и чувствовал, как повлияла на него помеха. Затем сценку разыгрывают другие участники.
Упражнение «Магазин»
Участники делятся на «семейные пары». Все пары садятся в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает ведущий. По условиям игры все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное консультантом. Консультант берет картинку (например, карточку из детского лото), подходит к первой паре в ряду и спрашивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая пара по очереди говорит по названию. Отгадавшая пара получает возможность купить любую вещь. Обычно участники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину. Насколько «супруги» советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары.
Обычно упражнение проходит весело, поэтому его можно использовать и для усиления сплоченности группы.
Упражнение «Семейное событие»
Члены «семьи» садятся в центре крута, образованного группой. Они уточняют свои семейные роли, затем ведущий говорит о каком-то радостном или печальном событии, которое произошло в их семье, например: «Ваша семья выиграла в лотерею крупную сумму» или «Папа сломал ногу», и предлагает им вести дискуссию. Внешний круг наблюдает за «семьей». Ведущий может заранее дать наблюдателям задание, например обратить внимание, насколько дружно «семья» решает ту или иную проблему. Можно предложить каждому зрителю наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного «члена семьи». Например, в ситуации с выигрышем интересно, на что каждый член семьи собирается истратить деньги: на учебу, путешествие, на какую-нибудь покупку; сумел ли он заинтересовать других своим предложением; насколько может выстроить приоритеты и т. д.
После обсуждения несколько участников из внешнего круга занимают места в центре и обсуждают какую-то другую тему. Сходным образом можно разыграть различные ситуации, в которых семья должна принять решение. Например, отец матери живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в город не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания сцены можно определить желания каждого. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая работа, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хочет - летом можно купаться, а зимой кататься на лыжах и т. п. Следует обратить внимание на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько «родители» прислушивались к мнению «детей», удалось ли «семье» прийти к единому мнению, найти компромисс?
Упражнение «Сценки из жизни семьи»
Участники делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуация из прошлого или будущего, хотя бы и самая фантастическая. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В первом случае больше внимания уделяется мимике и пантомиме, через которые выражаются отношения и чувства. В сценках со словами играющие могут прямо рассказать о своей ситуации, а могут говорить намеками, предоставляя зрителям возможность догадаться, о чем идет речь. На сценку отводят определенное время, а когда оно подходит к концу, ведущий просит актеров остановиться. После чего зрители, а затем и ведущий делятся своими впечатлениями. Затем сценку разыгрывают зрители.
ПАМЯТКА ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.
1.Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен заглушить своё «Я» и строить свою жизнь с позиции «Мы».
2.Спеши повторить хорошее. Это наполнит счастьем не только тех, кому ты это делаешь, но и тебя самого.
3.Остановись в гневе. Не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить.
4.Если ты уверен (а), что она (он) виноват (а), то ищи причину в себе. В любой ситуации виноваты оба.
5.Каждый шаг навстречу равен многим дням радости. Каждый шаг в сторону от семьи – многим горьким дням.
6.Доброе слово – хорошо, а доброе дело - лучше.
7.Умей не только вставать на место другого, но и достойно находиться на своём в данной ситуации.
8.Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг к другу.
9.Быть другом его (её) друзей, тогда и твои друзья станут его (её) друзьями.
10.Никто не стремится любить тёщу и свекровь, но все готовы любить двух мам.