Работа содержит материал о правильной организации внеурочной деятельности по курсу театр. Как правильно создать спектакль и увлечь учеников и родителей, создать декорации и костюмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции русского народного театра.»
Традиции русского народного театра.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Погудина Оксана Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Протвино
Описывается метод постановки и работы над спектаклем в начальной школе
во внеурочной деятельности.
Издавна на Руси существовал искренний и горячий интерес к театральному виду зрелищ. Жизнь россиянина - была пропитана элементами театра, которые воплощались в народные обряды, календарные празднества, разыгрывание хороводных песен, сказок и былин. В праздничные дни театральность была представлена искусством скоморохов. И в настоящее время в работе учителя можно найти отголоски всех этих театральных разновидностей, поскольку они близки детям своей доступностью, художественными образами, яркостью и конкретикой. Мой начальный опыт театрализованных занятий был с детьми первых-четвёртых классов.
Театр - удивительный мир, поскольку буквально каждый человек, не замечая того, за свою жизнь многократно вынужден выполнять актерские функции. Самый маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, если развести в стороны руки и помахивать ими, как передвигаются неуклюжий косолапый медведь или резвый скачущий зайчик. При этом начинающий "актер", как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечая того, вынужден сотни раз перевоплощаться, то выступая в роли участника какой-либо семейной игры, то выполняя реальные действия продавца, учителя.
Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми - помочь им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий потенциал, создавая свою собственную "формулу успеха", и просто для того, чтобы снять накопившееся напряжение. Актер делает такое перевоплощение осознанно, то есть - управляет процессом "вхождения в шкуру" другого. При этом у человека формируется навык коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны.
Постигая технику актерской работы, дети знакомятся с основами разных видов театральной деятельности - тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приемами постижения нужного художественного образа.
Таким образом, театральная художественно-эстетическая деятельность является одним из основных средств развития личности ребенка - его интеллектуальных качеств, развития речи и памяти, эмоциональной отзывчивости. Общеизвестно, что дети-школьники, которые целенаправленно занимались театральными занятиями, показывают лучшую успеваемость за счет именно этих качеств - разработанного произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения. Работая над выразительностью произнесения стихов, разучивая сценки и монтажи к праздникам, дети сталкиваются с языком и эстетикой театра. Во время театральных занятий ребята знакомятся и с важнейшими эстетическими категориями, в первую очередь, - прекрасного и безобразного. Ведь, разыгрывая роли в постановках, они должны передавать поступки и поведение разных героев - доброго и злого, хорошего и плохого.
Со своей стороны, как учитель и наставник пытаюсь использовать «систему подготовки спектакля », для помощи детям в их собственном познании своего творческого потенциала, для работы над личностными проблемами, чтобы привить ребятам правильные навыки для проведения отдыха, игры и развлечений, создаю условия для оптимального продвижения каждого, чтобы обеспечить ребёнка механизмами и способами его вхождения в сложную обстановку будущей жизни, учу их отстаивать своё видение и интерес. В работе с детьми я пользуюсь гениальной системой очень простой на первый взгляд:
Предварительное знакомство с текстом. Учимся помогать своему товарищу правильно выговаривать нужный текст. (Подобные занятия не только развивают правильное понимание чувства сообщества, единства действий, но и устраняют задатки соперничества, нарождающейся «звездности»).
Следующий важный этический момент, который руководителю детского театрального коллектива всегда следует "держать под контролем", касается уже этапа распределения ролей. В обычном, профессиональном театре, существует закон - распределением ролей занимается режиссер, но в детском коллективе в данных обстоятельствах следует применить другой способ. Например, при распределении ролей в различных сказках ребята высказывают свои пожелания и предлагают свои кандидатуры. Но никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае следует сделать настрой детей на то, что в спектакле все роли важны, потому что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой "ансамбль" - согласованность всех исполнителей, не зависимо от величины их ролей.
После назначения действующих лиц, планируется зрелищное оформление костюмов и декораций, все начинающие актёры готовят свои «театральные костюмы», чтобы перевоплотиться в своих героев. Им это очень нравится, а помогают нам в этом дорогие родители.
Поэтапное разучивание танцев, соединение сцен.
Конечным результатом подобной работы является спектакль, который несёт радость творчества, ощущение единства творческого коллектива и самое главное - момент успеха, столь необходимый в работе с детьми.
За этими детскими самостоятельными проявлениями я внимательно наблюдала со стороны: было приятно видеть, что твой труд не пропал зря, обогатив умения детей общаться с помощью художественных приемов. Показательным являлось также то, что даже самые застенчивые ребята подключались к театрализованной игре, и мир театра ликвидировал их зажатость, скованность, раскрепощая их творческую активность. Наградой за наш труд являются первые места в городских и международных конкурсах.
Литература
Белюшкина И.Б. и др. «Театр, где играют дети», М., 2001 г.
Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999 г.
Савенков А.И. «Детская одарённость: развитие средствами искусства», М., 1999 г.
Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, 1996 г.