Методическая разработка "Технология адресной помощи" может помочь классным руководителям начальной школы в работе с детьми с ОВЗ. Здесь на личном опыте пошагово описано, как можно помочь ребёнку, которого с трудом принимают в свой круг одноклассники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология адресной помощи»
Технология педагогической поддержки в рамках организации педагогического процесса.
(Из личного педагогического опыта)
Каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Эта неповторимость выражается в его индивидуальных особенностях. В современной жизни педагогика опирается на догму, где воспитание и обучение предполагают максимальное построение на индивидуальности ребёнка. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996). Технология педагогической поддержки направлена на: - поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье - сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье; - поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии; - поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности; - поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи. Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических принципов, которые сформулировал О. С. Газман: - ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; - самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка; - всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; - все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; - не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; - дети - носители грядущей культуры, а значит, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур; - не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; - доверяй - не проверяй; - признавай право на ошибку и не суди за нее; - умей признать свою ошибку; - защищай ребенка, учи его защищаться. Рассматривая проблему адресной помощи ребёнку, я пришла к выводу, что технология педагогической поддержки О. С. Газмана как нельзя лучше подходит для решения огромного количества конкретных проблем ребенка или детского сообщества. Так, набрав в прошлом году первоклассников, я с первого же дня зрительно выделила девочку А. с характерным для нашего учебного учреждения заболеванием опорно – двигательного аппарата. К сожалению, её физическое состояние отличало её от остальных детей класса. Было ясно, что неминуемы и шёпот за её спиной и некорректные вопросы одноклассни-ков. В сложившейся ситуации "шаг первый" по системе Гозмана, где ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема, можно было пропустить. Реализуя "шаг второй", где в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему, мы вместе с психологом школы провели ряд индивидуальных занятий с А. Мне удалось вызвать доверие ребёнка, она почувствовала психологическую опору и поддержку. Кроме того, уже в первую учебную неделю для всего класса была проведена проблемно – этическая беседа « Ты не один», во время которой в доступной для первоклассников форме были затронуты такие понятия, как чувство коллективизма, плечо друга, одноклассники и т,д. Затем детям было предложено посмотреть и обсудить мультипликационный фильм «Лягушата и индюшата» о ценности дружбы и о том, что друзья могут быть очень разными. Большой отклик нашёл у ребят и просмотр электронной презентации «Солнечные дети» о малышах с синдромом Дауна. Таким образом, я старалась подвести своих детей к пониманию того, что все дети равны, все нуждаются в поддержке и нельзя выбирать друзей по внешности или физическим особенностям. В дальнейших беседах с А. я старалась настроить её на то, чтобы она определила свое отношение к проблеме: боится она ее или готова взяться за ее решение. Мы разбирали конкретные ситуации: кто позволил некорректные высказывания в её адрес и как она отреагировала. Это был «шаг третий». В "шаге четвертом" ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы. Здесь я проводила уже совместные беседы с «обидчиками» А., где мы вместе искали пути примирения. "Шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого и "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности. Реализуя эти шаги, мы с А. пришли к решению, что ей пора показать свои лучшие качества перед ребятами, и она может осилить ответственную роль ведущей в Новогоднем празднике. Конечно, пришлось уделить очень много времени индивидуальным репетициям с ней, беседам с мамой, но результат стоил того. А. справилась с ролью, никто уже не обращал внимания на её особенность, всем запомнились её яркий костюм, уверенное выступление и участие в празднике наравне со всеми. После праздника мы обсудили с ней её успех, она поделилась радостью по поводу того, сколько друзей появилось за эти полгода, и ко мне пришла уверенность в правильности выбранного пути работы с этим ребёнком. Таким образом, мы подошли к "шагу седьмому", где во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного. Анализируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, что выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, а значит и то, что с ним происходит. Технология адресной педагогической помощи вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.
Литература
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. 2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998. 3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002. 4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004. 5. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004. 6. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. 8. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991. 9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001. 10. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. СПб., 2004. 11. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2004. 12. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьников. М., 2003. 13. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000. 14. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.