технологическая карта занятия во 2 классе "Образ птицы в народном искусстве"
Технологическая карта занятия во 2 классе "Образ птицы в народном искусстве"
Пояснительная записка
«Уровень культуры эпохи,
как и отдельного человека,
определяется отношением
к прошлому».
А. С. Пушкин
Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.
Русское народное искусство, как и искусство любого народа, – это, прежде всего, мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Земля и небо, человек и природа остаются постоянной темой русского искусства. И какие бы обновления оно ни переживало, традиция его не теряет масштаб духовного стремления человека постичь непреходящие ценности, познать самого себя в народных началах, в единстве всего со всем.
Тема занятия рассказывает об одном из ярких образов в славянской мифологии-образе птицы.
Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья.
Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными. Позднее люди стали расписывать посуду яркими изображениями птицы, чтобы удача и счастье, дарованные Жар-птицей, не покинули их.
Ведь именно Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты.
Организационные формы:
учебная исследовательская деятельность;
изготовление учебных продуктов;
работа в системе погружения.
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Оборудование:
для учащихся: шаблоны ладошек
гуашь
кисти
баночка для воды
простой карандаш
ластик
для учителя: пособие теплые-холодные цвета, пособие солярные знаки-сиволы, презентация, интерактивная доска
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Коммуникативные УУД
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению других,
-уметь слушать учителя
-способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
индивидуальная
Для учителя
Книгопечатная продукцияМ.А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры» Изд-во «Изобразительное искусство 1983 г.
Дидактические средства обучения таблицы с изображением теплых цветов, символических знаков-образов
Технические средства обучения
презентация «Пройдем по волшебной дорожке»,
для учащихся – шаблоны ладошек
В основе разработки внеурочного занятия положен деятельностный подход, который предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Организационные формы:
Проблемное обучение (постановка проблемной ситуации)
Игровая деятельность (организация обучения в игровой форме)
Работа в системе погружения.
Изготовление группового учебного продукта
Дидактические задачи этапов занятия
Этапы занятия
Дидактические задачи
Организационный (этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе;
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память)
Постановка учебной задачи
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели и постановки учебной задачи
Открытие нового знания
Обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Рефлексия
оценка результата своей деятельности
Технология изучения темы
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап занятия
Метапредметные УУД
Регулятивные
Умение собраться на занятии
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других
Предметные
Уметь различать жанры литературных произведений
Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Познавательные
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу рассказать вам одну легенду. Легенду о птицах..Давным-давно. когда совсем не было суши, а был огромный океан, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо, солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами деревьями и животными. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья.
Эмоционально-образный настрой на тему урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Актуализация знаний
Метапредметные УУД
Регулятивные
уметь анализировать и отвечать на вопросы
Коммуникативные
Умение работать в коллективе и индивидуально
Предметные
Знать посильную для своего возраста информацию о сказках, народном быте, культуре своего края
Личностные
Воспитание эстетического отношения к искусству
Пройдя по дорожке народного творчества, мы с вами найдем ту птицу, о которой мечтает каждый человек. Волшебная дорожка проложена к той птице, идти по ней не сложно. Но нужно торопиться. Ответив на вопрос пройдешь на шаг вперед И счастье и удачу в конце нам принесет (слайд 1)И так. Мы отправляемся с вами в путь по волшебной дорожке На экране темный лес Полный сказок и чудес Охраняет путь утица Кто ребята даст ответ (слайд 2)Похожа эта утица на птицу или нет Это ребята утица-ендова или супница Мы прошли на шаг вперед (слайд 3)Нас теперь поляна ждет И стоят там на поляне Деревянные миряне Смотрят в небо. Может быть Птицу счастья нам добыть (слайд 4)Эта деревянная птица счастья- птица тепла (слайд 5)Является оберегом в доме. Птица нам укажет путь Стоит в небо нам взглянуть Здесь ребята вопрос к вам? (слайд 6)На чем летает здесь Иван Это ребята картина В.Васнецова «Ковер-самолет» Здесь Иван-царевич держит пойманную жар -птицу в клетке А мы отправляемся в путь на ковре Посмотреть на узоры в русском селе (слайд 7)Перед вами окошки резные И красны птицы в них расписные Кто скажет мне, взглянув на окошко Осталось ли в Пензе похожих немножко? (слайд 8) как называется это здание Войдем мы с Вами в наш музей, Увидим творчество людей. Вот вышивка на полотенцах (слайд 9)Ткачихи наши мастерицы Тут птицы- павы, петухи Желают счастья и любви Ведь птица счастье нам приносит С приходом утренней зари Поэтому вопрос такой На полотенце главный цвет какой Пойдемте дальше (слайд 10)Женский народный костюм Белая рубаха с красным рукавом Сарафан расшитый златом, серебром (слайд 11)головной убор на главе девицы - словно хохолок пестрой красной птицы головные уборы расшитые золотом, жемчугом, нитью они называются именем птичьим сорока, кичка, то есть утка, петух есть роскошный (слайд 12)какое другое название его?
Слушают, высказывают мнение, отвечают на вопросы
Ответ детей- да
Дети отвечают: «Ковер-самолет»
Ответ детей -Музей народного творчества
Ответ детей- красный цвет
Ответ детей-кокошник
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Регулятивные
Определение цели деятельности на занятии
Личностные
Развитие самостоятельности, индивидуальности
Коммуникативные
Умение выражать свои мысли в письменной форме
(слайд 13)прошли мы с вами этот путь осталось дверь лишь отомкнуть теперь нам надо отгадать кого мы будем рисовать Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче черной – первый враг А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, (слайд 14)Людям счастье принесет. Конечно Жар-птица В народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты. Сегодня и мы с вами сможем прикоснуться к волшебной птице и загадать желание. На оборотной стороне ладошки-шаблона я предлагаю карандашом написать свое желание. А лицевую сторону мы распишем. Так как птица-посланница солнца, пальчики на ладошках это и есть лучики солнца.
Ответ детей-Жар-птица
Физминутка
Но прежде, чем приступим к работе, давайте почувствуем себя настоящими птицами и чуть-чуть полетаем и помашем крыльями Птицы летят, (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку). Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.) Прогнулись над землей,Качают головой.(Поворот головы.) прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.) И очень бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На место садятся. (Сесть на место, держаться прямо)
Выполнение физминутки, стоя, около своего места
Открытие нового знания
Регулятивные
Развитие умения осмысливать полученную информацию
Предметные
Закрепление знаний о геометрических символах, применяемых в народном искусстве
Познавательные
Выделение и анализ полученной информации
А теперь приступаем к работе (слайд 15)Чтобы ваше желание исполнилось, ладошку нам надо расписать теми же символами какие были у наших предков. Посмотрите вот на этот фрагмент полотенца. Кроме птицы мы видим тут еще и геометрические знаки- линии и точки. Что они означают, мы можем видеть из этой таблицы. (слайд 16)Каждая линия у древних славян означало какое –нибудь явление или действие. Круг с лучами- это знак солнца Волнистая – воду или дождь Ломаная линия- молния, гроза Ромб- это матушка-земля Мелкие круги или горошины внутри ромба- засеянное поле Расписывая ладошку такими узорами, мы с вами как бы обратимся с пожеланием исполнить свою мечту.
Умение слушать, анализировать полученную информацию
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Применение новых знаний
Предметные
Умение различать теплые и холодные цвета
Умение работать на контрасте фон- узор на фоне
Регулятивные
Умение правильно ставить перед собой цели для выполнения задуманного
Определять последовательность действий на занятии
Познавательные
Осуществлять анализ полученной информации
Уметь делать выбор вариантов исполнения
Коммуникативные
Уметь выражать свои мысли не только словесно . но и графически
Личностные
Проявить индивидуальность в выполнении своей работы
Птица у нас жаркая. Какими цветами мы будем ладошку расписывать прежде всего? Правильно теплыми- желтым, оранжевым, красным. Сначала выбираем фон для ладошки. Он может быть один для всей поверхности ладошки. А может быть у каждого пальчика свой. Затем по высохшему фону наносим геометрические узоры из линий и точек. Цвет для узора мы выбираем тот. Который будет ярко выделяться на фоне. Для этого можно использовать холодные цвета. А теперь вы спросите, для чего же мы расписывали ладошку?
Учащиеся выполняют задание по росписи ладошки
Рефлексия
Личностные
Формирование нравственного- эстетического опыта
Коммуникативные
Развитие уважения к своей работе и работе других учеников
Познавательные
Умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других
Посмотрите на доску. Здесь у нас находится наша Жар-птица, исполняющая мечту Сюда мы с вами и прикрепим наши ладошки, которые будут перышками у птицы.
Наш занятие хочется закончить словами: У каждого человека есть своя Жар-птица, но не каждый знает как ее поймать. А секрет прост, неважно Жар-птицу поймать, а важнее всего веру в счастье свое не терять!
Список литературы:
1М.А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры» Изд-во «Изобразительное искусство 1983 г.
2 Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» учебник 1-4 кл изд-во «Просвещение»
3 Н.М. Сокольникова Основы живописи Изд-во «Титул» 1999г.
4 Ершова А.П., Захарова Е.А. « Искусство в жизни детей», Москва, «Просвещение», 1991 г.
5.Рафаенко В.Я. « Народные промыслы», Москва, Издательство «Знание», 2004 г.