Мастер-класс «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»
Цели и задачи:
1. Знакомство с современными традициями росписи русской керамики (гжель).
2. Вырабатывать способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно-прикладного искусства.
3. Научить особенностям гжельского письма (прием - «Мазок с тенью») – раскладка кистью круглых лепестков цветка.
4. Формировать культуру быта нашего народа через русский народный фольклор.
5. Формировать культуру человеческих отношений.
Инструменты и материалы: технологическая карта, мольберт, кнопки, бумага, гуашь белая и синяя, кисти №3,№1, шаблоны чайной чашки, ткань фланелевая, палитра, фишки синего цвета.
Ход занятия:
-Здравствуйте!
1слайд Давайте заглянем в далекое прошлое и обратимся к Основам народного творчества. На своем мастер-классе я познакомлю вас с одной очень старинной, красивой и сказочной росписью, которая родилась на Руси. Это сине-белые цветы и птицы и небесного цвета посуда. Может кто-то уже догадался?
2слайд (Конечно это ГЖЕЛЬ).
3 слайд Гжель - название одного из сел. Это основной центр русской керамики. Гжель - это красота, гармония, сказка и быль. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.
Может кто-то из вас уже умеет расписывать изделия гжельской росписью?
Какие техники гжельской росписи вам знакомы?
(приглашаю желающих принять участие в мастер-классе).
4 слайд Я познакомлю вас с техникой гжельской росписи которая называется «Мазок с тенью» - это двойной набор краски на кисть.
А) для работы нам понадобятся инструменты и материалы.
А именно:
- кисти художественные (№3,№1);
-бумага для акварели, бумажный шаблон чайной чашки, карандаш простой ТМ;
-гуашь (синяя, белая);
-палитра бумажная;
-фланелевая ткань;
- Технологическая карта последовательности выполнения гжельской росписи:
5 слайд учимся писать трехцветные линии (сине-глубые-белые)
- берем кисть №3, на одну сторону набираем синюю гуашь, на вторую половину кисти белую гуашь; б) пишем линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые);
6 слайд а) работаем кистью №3, -набираем на кисть синюю гуашь, -на вторую половину кисти белую гуашь; б) наносим рисунок лепестков розы дугообразно;
Задание участникам.
-Итак, используя технику «Мазок с тенью» вы распишите чайную чашку гжельскими узорами.
В работе вам поможет технологическая карта.
После завершения работы вам необходимо творческую работу поместить на выставку.
Самостоятельная работа участников.
7 слайд работаем над главными деталями рисунка;
в) дугообразно пишем кистью верхний лепесток, не отрывая руки от бумаги;
г) дугообразно пишем нижний лепесток;
д) приписываем лепесток слева и лепесток справа, затем пишем два нижних лепестка, и два поменьше в завершение;
- сначала пишем круг, затем приписываем ряд (слева и права) лепестков, второй ряд - приписываем лепестки слева и справа, затем пишем два нижних лепестка поменьше, в завершение;
8 слайд Работаем кистью №1-дописываем синей и голубой гуашью детали цветка – это тычинки, стебель и листья (голубой цвет получаем на палитре при помощи красок синей и белой);
9 слайд Дополняем рисунок на чашке: пишем орнамент на нижнем и верхнем основании и ручке.
Пока работают участники мастер-класса, я рассказываю о керамике Гжели.
10 слайд 1. Процесс изготовления гжельской керамики и фарфора трудоемкий, происходящий в несколько этапов. Сырьем является глина. Пластичность глины позволяет принимать изделиям любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига. Затем обжиг и глина становится огнеупорной, не деформироваться под воздействием высокой температуры.
2.Основные способы изготовления гжельской керамики:
Формовка и литье. Сушка.
Формуют будущее изделии, скрепляют форму, и заливают глиняную основу. Сушат. Затем снимают форму и изделие готово.
Оправка.
Мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Роспись. Перед обжигом наносят подглазурную краску - кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка.
Обжиг гжели при температуре в 850-950 градусов для фарфора, 1200 градусов - для фаянса.
Покрывают глазурью. ( тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества).
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают.
11 слайд Выставка творческих работ.
Посмотрите, какие интересные работы на нашей выставке. (Поставьте оценку друг другу).
Стою, не глядя на часы,
Березкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет…
Проходят дни, бегут года,
И где то там и тут
Встают большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.
Я вас благодарю за хорошую работу, и на память о нашем уроке можете взять свои работы.
Просмотр содержимого документа
«мастер-класс гжель2»
Мастер-класс «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»
Цели и задачи:
Знакомство с современными традициями росписи русской керамики (гжель).
Вырабатывать способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно-прикладного искусства.
Научить особенностям гжельского письма (прием - «Мазок с тенью») – раскладка кистью круглых лепестков цветка.
Формировать культуру быта нашего народа через русский народный фольклор.
Формировать культуру человеческих отношений.
Инструменты и материалы: технологическая карта, мольберт, кнопки, бумага, гуашь белая и синяя, кисти №3,№1, шаблоны чайной чашки, ткань фланелевая, палитра, фишки синего цвета.
Ход занятия:
-Здравствуйте!
1слайд Давайте заглянем в далекое прошлое и обратимся к Основам народного творчества. На своем мастер-классе я познакомлю вас с одной очень старинной, красивой и сказочной росписью, которая родилась на Руси. Это сине-белые цветы и птицы и небесного цвета посуда. Может кто-то уже догадался?
2слайд (Конечно это ГЖЕЛЬ).
3 слайд Гжель - название одного из сел. Это основной центр русской керамики. Гжель - это красота, гармония, сказка и быль. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.
Может кто-то из вас уже умеет расписывать изделия гжельской росписью?
Какие техники гжельской росписи вам знакомы?
(приглашаю желающих принять участие в мастер-классе).
4 слайд Я познакомлю вас с техникой гжельской росписи которая называется «Мазок с тенью» - это двойной набор краски на кисть.
А) для работы нам понадобятся инструменты и материалы.
А именно:
- кисти художественные (№3,№1);
-бумага для акварели, бумажный шаблон чайной чашки, карандаш простой ТМ;
-гуашь (синяя, белая);
-палитра бумажная;
-фланелевая ткань;
- Технологическая карта последовательности выполнения гжельской росписи:
5 слайд учимся писать трехцветные линии (сине-глубые-белые)
- берем кисть №3, на одну сторону набираем синюю гуашь, на вторую половину кисти белую гуашь; б) пишем линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые);
6 слайд а) работаем кистью №3, -набираем на кисть синюю гуашь, -на вторую половину кисти белую гуашь; б) наносим рисунок лепестков розы дугообразно;
Задание участникам.
-Итак, используя технику «Мазок с тенью» вы распишите чайную чашку гжельскими узорами.
В работе вам поможет технологическая карта.
После завершения работы вам необходимо творческую работу поместить на выставку.
Самостоятельная работа участников.
7 слайд работаем над главными деталями рисунка;
в) дугообразно пишем кистью верхний лепесток, не отрывая руки от бумаги;
г) дугообразно пишем нижний лепесток;
д) приписываем лепесток слева и лепесток справа, затем пишем два нижних лепестка, и два поменьше в завершение;
- сначала пишем круг, затем приписываем ряд (слева и права) лепестков, второй ряд - приписываем лепестки слева и справа, затем пишем два нижних лепестка поменьше, в завершение;
8 слайд Работаем кистью №1-дописываем синей и голубой гуашью детали цветка – это тычинки, стебель и листья (голубой цвет получаем на палитре при помощи красок синей и белой);
9 слайд Дополняем рисунок на чашке: пишем орнамент на нижнем и верхнем основании и ручке.
Пока работают участники мастер-класса, я рассказываю о керамике Гжели.
10 слайд 1. Процесс изготовления гжельской керамики и фарфора трудоемкий, происходящий в несколько этапов. Сырьем является глина. Пластичность глины позволяет принимать изделиям любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига. Затем обжиг и глина становится огнеупорной, не деформироваться под воздействием высокой температуры.
2.Основные способы изготовления гжельской керамики:
Формовка и литье. Сушка.
Формуют будущее изделии, скрепляют форму, и заливают глиняную основу. Сушат. Затем снимают форму и изделие готово.
Оправка.
Мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Роспись. Перед обжигом наносят подглазурную краску - кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка.
Обжиг гжели при температуре в 850-950 градусов для фарфора, 1200 градусов - для фаянса.
Покрывают глазурью. ( тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества).
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают.
11 слайд Выставка творческих работ.
Посмотрите, какие интересные работы на нашей выставке. (Поставьте оценку друг другу).
Стою, не глядя на часы,
Березкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет…
Проходят дни, бегут года,
И где то там и тут
Встают большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.
Я вас благодарю за хорошую работу, и на память о нашем уроке можете взять свои работы.
Просмотр содержимого презентации
«сказочная гжель»
Основные способы изготовления гжельской керамики:
Гжельская роспись в домашних условиях.
а)инструменты и материалы:
(№3,№1);
- бумага для акварели,
- бумажный шаблон
- чайной чашки,
- карандаш простой ТМ;
- гуашь (синяя, белая);
- палитра бумажная;
- фланелевая ткань;
последовательность Гжельской росписи
«Мазок с тенью»:
- берем кисть №3, на одну сторону набираем синюю гуашь, на вторую половину кисти белую гуашь;
последовательность выполнение росписи эскиза чайной чашки:
1 ) работаем кисть . №3,
- набираем на кисть синюю гуашь,
- на вторую половину кисти белую гуашь;
2 ) наносим рисунок лепестков розы дугообразно (бумагу вращаем так, чтобы было удобно наносить мазки;
работаем над главными деталями рисунка (вращаем бумагу для удобства письма);
1 ) дугообразно ведем кистью верхний лепесток, не отрывая руки от бумаги;
2 ) дугообразно пишем нижний лепесток;
3 ) приписываем лепесток слева и лепесток справа, затем пишем два нижних лепестка,
и два поменьше в завершение;
1
2
3
работаем кистью №1, дописываем синей и голубой гуашью детали цветка –это тычинки, стебель и листья (голубой цвет получаем на палитре при помощи красок синей и белой) ;
2
1
з) дополняем рисунок на чайной чашке: верхнее и нижнее основания, ручка – рисуем орнамент.
1
3
2
Стою, не глядя на часы,
Березкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет …
Проходят дни, бегут года,
И где то там и тут
Встают большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.
Спасибо за внимание!