Урок изобразительного искусства
«Здравствуй, птица Счастья!»
3 класс
Цель:
Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.
Задачи:
- 
	Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике. 
- 
	Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. 
- 
	Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности; 
- 
	Расширить знания о законах дизайна, оранжировки. 
- 
	Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; 
- 
	Развивать эстетическое отношение к действительности. 
Проблема: создание птицы счастья.
Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование.
Оборудование:
1. учащимся:
- 
	альбомный лист; 
- 
	заготовка туловища птицы; 
- 
	ножницы; 
- 
	бумага; 
- 
	акварель (гуашь) 
- 
	кисть; 
- 
	баночка для воды. 
2. учителю:
- 
	то же, что учащимся; 
- 
	предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка, 
- 
	ковш – птица – хохлома, скопинская керамика), 
- 
	архангельская щепная птица; 
- 
	иллюстрация Сирина и Алконоста; 
- 
	видеофильм «Птица счастья» - 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц». 
План урока:
- 
	сообщение темы; 
- 
	беседа-рассказ о птице; 
- 
	Ппбъяснение задания; 
- 
	выполнение работы. 
Итог урока. Рефлексия.
Оформление доски:
- 
	Архангельская щепная птица (деревянная). 
- 
	Оригами. 
- 
	Ажурное моделирование. 
- 
	Методическая таблица поэтапной работы. 
Ход занятия
Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и зарубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.
В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.
Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!
- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?
(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)
- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?
(вышивка, росписи, резьба по дереву)
Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение. Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.
Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.
- Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.
Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными.
По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица - символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу.
Щепная птица - не просто сувенир: это пожелание счастья вашим любимым людям, это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу.
Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?»
Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!»
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.
Учитель. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Учитель.
У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на занятии мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.
А изготавливали их так.
Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.
Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.
Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/
- 
	Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия. 
(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)
Безопасность в классе.
1. Строго следуй указаниям твоего учителя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.
Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте
в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения учителя.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок
после окончания работы.
- 
	Работа по технологической карте – методической таблице совместно с учителем. 
- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.
- Распиши голову и хвост силуэта птицы.
- Прямоугольник (лист А4) для крыльев сложи гармошкой.
- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.
- 
	Выставка работ. Уборка рабочего места. 
- 
	Рефлексия. 
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
- Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?
Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы?
Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.
Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!
А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
«Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом». /Н.К.Рерих/
Литература:
- 
	Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с. 
- 
	Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная скульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189 
- 
	Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес-класс-Архангельск. (21 января 2008 года) 
- 
	«Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская столица» (06/2004) 
Интернет-ресурсы:
1. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm
- 
	http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17 
- 
	http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_316.htm 
- 
	http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5729 
- 
	http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7634494 
- 
	http://www.perunica.ru/video/tube/1593-pelageya-ptashechka-live.html 






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    