kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Здравствуй, птица счастья!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства

«Здравствуй, птица Счастья!»

3 класс

Цель:

Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.

  2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

  3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;

  4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.

  5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

  6. Развивать эстетическое отношение к действительности.

Проблема: создание птицы счастья.

Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование.

Оборудование:

1. учащимся:

  1. альбомный лист;

  2. заготовка туловища птицы;

  3. ножницы;

  4. бумага;

  5. акварель (гуашь)

  6. кисть;

  7. баночка для воды.

2. учителю:

  1. то же, что учащимся;

  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка,

  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),

  4. архангельская щепная птица;

  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;

  6. видеофильм «Птица счастья» - 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц».

План урока:

  1. сообщение темы;

  2. беседа-рассказ о птице;

  3. Ппбъяснение задания;

  4. выполнение работы.

Итог урока. Рефлексия.

Оформление доски:

  • Архангельская щепная птица (деревянная).

  • Оригами.

  • Ажурное моделирование.

  • Методическая таблица поэтапной работы.

Ход занятия

Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и зарубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)

- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

(вышивка, росписи, резьба по дереву)

Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение. Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.

Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.

- Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.

Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными.

По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица - символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу.

Щепная птица - не просто сувенир: это пожелание счастья вашим любимым людям, это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу.

Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?»

Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!»

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Учитель. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Учитель.

У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на занятии мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.

А изготавливали их так.

Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.

Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/

  1. Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.

(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)

Безопасность в классе.

1. Строго следуй указаниям твоего учителя.

2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.

Длинную одежду заправь в брюки или юбку.

3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.

4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте

в специальных футлярах.

5. Бери инструменты только с разрешения учителя.

6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок

после окончания работы.

  • Работа по технологической карте – методической таблице совместно с учителем.

- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

- Распиши голову и хвост силуэта птицы.

- Прямоугольник (лист А4) для крыльев сложи гармошкой.

- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

  • Выставка работ. Уборка рабочего места.

 

  • Рефлексия.

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

- Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы?

Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.

Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!

А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

«Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом». /Н.К.Рерих/

Литература:

  1. Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.

  2. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная скульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189

  3. Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес-класс-Архангельск. (21 января 2008 года)

  4. «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская столица» (06/2004)

Интернет-ресурсы:

1. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm

  1. http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17

  2. http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_316.htm

  3. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5729

  4. http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7634494

  5. http://www.perunica.ru/video/tube/1593-pelageya-ptashechka-live.html

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Здравствуй, птица счастья!" »

  1. Урок изобразительного искусства
  2. «Здравствуй, птица Счастья!»

3 класс

Цель:

Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.

  2. Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

  3. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;

  4. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.

  5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

  6. Развивать эстетическое отношение к действительности.

Проблема: создание птицы счастья.

Техника: роспись, оригами, ажурное моделирование.

Оборудование:

1. учащимся:

  1. альбомный лист;

  2. заготовка туловища птицы;

  3. ножницы;

  4. бумага;

  5. акварель (гуашь)

  6. кисть;

  7. баночка для воды.

2. учителю:

  1. то же, что учащимся;

  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка,

  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),

  4. архангельская щепная птица;

  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;

  6. видеофильм «Птица счастья» - 3 мин., аудиозапись «Голоса птиц».

План урока:

  1. сообщение темы;

  2. беседа-рассказ о птице;

  3. Ппбъяснение задания;

  4. выполнение работы.

Итог урока. Рефлексия.



Оформление доски:

  • Архангельская щепная птица (деревянная).

  • Оригами.

  • Ажурное моделирование.

  • Методическая таблица поэтапной работы.

Ход занятия

Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и зарубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)

- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

(вышивка, росписи, резьба по дереву)


Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение. Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.

Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.

- Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.

Щепная птица - резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезаются из расщепленной сосны, отчего птицы и называются щепными.

По поверьям щепная птица приносит счастье в дом. Кроме того эта птица - символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу.

Щепная птица - не просто сувенир: это пожелание счастья вашим любимым людям, это оберег, который будет долгие годы охранять их от неприятностей и привлекать в дом удачу.

Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?»

Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!»

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Учитель. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.



Учитель.

У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на занятии мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.

А изготавливали их так.

Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.


Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/

  1. Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.

(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)

Безопасность в классе.

1. Строго следуй указаниям твоего учителя.

2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.

Длинную одежду заправь в брюки или юбку.

3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.

4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте

в специальных футлярах.

5. Бери инструменты только с разрешения учителя.

6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок

после окончания работы.

  • Работа по технологической карте – методической таблице совместно с учителем.

- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

- Распиши голову и хвост силуэта птицы.

- Прямоугольник (лист А4) для крыльев сложи гармошкой.

- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

  • Выставка работ. Уборка рабочего места.


  • Рефлексия.

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

- Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы?

Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.

Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!

А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

«Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом». /Н.К.Рерих/

Литература:

  1. Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.

  2. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная скульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189

  3. Иван Мосеев. «Бренды покидают Поморье» Бизнес-класс-Архангельск. (21 января 2008 года)

  4. «Поморская птица счастья: миф или мистификация?» Журнал «Поморская столица» (06/2004)

Интернет-ресурсы:


1. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm

  1. http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17

  2. http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_316.htm

  3. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5729

  4. http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7634494

  5. http://www.perunica.ru/video/tube/1593-pelageya-ptashechka-live.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Здравствуй, птица счастья!"

Автор: Вьюгина Наталья Юрьевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Здравствуй, птица счастья! "
    ["seo_title"] => string(27) "zdravstvui-ptitsa-schast-ia"
    ["file_id"] => string(6) "116634"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412539749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: "Изображение и фантазия. Сказочная птица" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-vo-2-klassie-po-tiemie-izobrazhieniie-i-fantaziia-skazochnaia-ptitsa"
    ["file_id"] => string(6) "128563"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415536175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Интеллектуальная игра «Созвездие умников»"
    ["seo_title"] => string(41) "intielliektualnaiaighrasozviezdiieumnikov"
    ["file_id"] => string(6) "285389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454160171"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Конспект урока "Птицы" "
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekt-uroka-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "215906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432820492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Интегрированное занятие для детей старшей группы "Зимующие птицы""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannoie_zaniatiie_dlia_dietiei_starshiei_ghruppy_zimuiushchiie_ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "455935"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518156593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства