Урок изобразительного искусства в 3Б классе «Лети, лети, воздушный змей!».
Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с орнаментами народов мира на примере бумажного змея, с композиционной схемой зеркально-симметричного орнамента; раскрытию особенностей и правил построения симметричного узора; умению любоваться красотой вещей, сделанных своими руками; создать условия для развития воображения, творческой фантазии; содействовать воспитанию любви и интереса к изобразительной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере - осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; в трудовой сфере – моделируют новые образы путем трансформации известных.
Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Регулятивные УУД: планируют и проговаривают последовательность действий на уроке. Работают по предложенному учителем плану; отличают верно выполненное задание от неверного, вносят изменения в свои действия в соответствии с выявленными отклонениями от эталона.
Познавательные УУД: общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для соспоставляемых орнаментов (цветовая гамма, элементы узора, их символика ит.п.) разных народов мира; умение сравнивать ярусные орнаменты на поверхности змея с целью выявления сходства орнаментальных мотивов, элементов в каждом из ярусов, что необходимо для сохранения целостности многоярусного орнамента; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о символическом восприятии цветов, элементов узора, связи формы и орнамента, о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке.
Коммуникативные УУД : уметь строить речевое монологическое высказывание об элементах орнамента, украшающего воздушного змея, о своих идеях художественного решения, участвовать в коллективном обсуждении орнаментов, отстаивать собственное мнение.
Личностные УУД : эстетически воспринимать старинное искусство конструирования и художественного оформления воздушных змеев; уважают творчество народных мастеров, выражают в творческой работе свое отношение к традиционному искусству с использованием приемов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид занятия: рисование по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: композиция, зеркальный и симметричный орнаменты, форма, эскиз украшения.
Оборудование урока: акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши, палитра, салфетки, стакан с водой.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Воздушный змей».
Литературный ряд: стихотворения, загадки.
Технологическая карта урока
Технология проведения (этапы, цели)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование компетентностей (УУД)
1 этап Организационно-мотивационный
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Сейчас у нас урок изобразительного искусства.(слайд 1)
Дети готовятся к уроку
Коммуникативные
2 этап Актуализация знаний.
- В народе говорили: «У нашего молодца нет забавам конца». Действительно, игру любят и взрослые и дети. И у каждого народа на Земле есть свои особые игры. Одни живут веками, другие забываются, и им на смену приходят новые. (слайд 2) Издавна существовала на Руси потеха – запуск воздушного змея. Совсем еще недавно увлекала она и деревенских, и городских ребятишек, и даже взрослых. Появилась эта забава от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землей. Так появилась эта забава, сохранившаяся до наших дней
Слушание, ответы на вопрос.
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
3 этап Целеполагание
- Послушайте внимательно стихотворение, чтобы потом ответить на вопросы (слайд 3)
Лети, лети, воздушный змей
Лети под облака
С тобой расстанусь скоро я,
Ну, а сейчас пока
Любуюсь яркой красотой
Ожившего крыла,
Но ввысь уносит ветер злой
Тебя под облака
Лети, лети, воздушный змей
Я нитку отпущу
Кружись, порхай, пари, блистай –
Я больше не грущу.
-Как вы думаете, почему мы начали урок изобразительного искусства со стихотворения про воздушного змея?
Да, мы будем выполнять эскиз воздушного змея.
(слайд2)Ребята, какой строчкой вы бы обозначили тему нашего урока?
(Лети, лети воздушный змей) (слайд4)
Мы будем выполнять эскиз воздушного змея. Каким должен быть наш змей?
Чему мы сможем научиться?(мы должны знать о форме воздушного змея, какой рисунок изображается на змее)
В искусстве разных народов очень много общего о воздушных змеях. Знаете ли вы, из какой страны пришел к нам обычай мастерить бумажного змея и отправлять его высоко в поднебесье?
-Считается, что первые бумажные змеи взлетели в небо около 2000 лет назад. И произошло это в Китае, стране великих изобретателей, а чуть позже - и в Японии.(слайд 5)
-Воздушные змеи, изготовленные японскими и китайскими мастерами.- это совершеннейшие произведения искусства. На них изображаются народные герои, священные животные и птицы. Давайте полюбуемся ими. (слайд 6).
Слушание, ответы на вопросы
Ответы детей
Лети, лети воздушный змей
Ответы детей
Слушание, ответы на вопросы
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
4 этап Открытие нового знания
-Давайте рассмотрим изображение воздушного змея в учебнике на стр 31-32.
-Какую форму они имеют, что на них изображено, какие краски используют художники?
- Совершенно верно, воздушные змеи формой и окраской напоминают птиц, насекомых, животных. Но очень часто для украшения воздушного змея мастера использовали орнамент. С орнаментом мы с вами уже встречались в 1 и 2 классах. Что такое орнамент? (Орнамент- украшение, узор, который основан на повторе и чередовании его элементов; предназначается для украшения различных предметов, в том числе и игрушек.)
- Рассмотрим орнамент воздушного змея в творческой тетради, с.12)
-Что необычного вы видите в орнаменте? (левая и правая части орнамента одинаковы). Совершенно верно, если мы проведем посередине линию (ось симметрии), то она разделит узор на две равные части, которые при сгибе и наложении друг на друга совпадут.
Посмотрите на следующий слайд(слайд 7)
-Что вы видите? Воздушный змей в виде бабочки, левая а правая стороны одинаковые, если провести ось симметрии, она разделит узор на две равные части, которые при сгибе совпадут
-Такой орнамент называют зеркальным или симметричным.
Ответы детей
левая и правая части орнамента одинаковы
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
5 этап Закрепление изученного
Давайте сейчас попробуем сами завершить композиционную схему воздушного змея, которую я вам предлагаю.
Поднимите руки, у кого получилась зеркальная симметрия?
Дети выполняют задание
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
6 этап Практическая самостоятельная работа
А сейчас творческое задание. Придумайте форму и яркое украшение для своего воздушного змея. Работайте красками, фломастерами или цветными карандашами на стр 13 рабочей тетради.
Дети выполняют задание
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
7 этап Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
-Молодцы. Какие красивые эскизы у вас получились. Каждый из вас стремился создать свой образ змея, не похожий на другие. Давайте теперь запустим их в небо!(слайд 8)
- Помогут ли ваши эскизы сделать настоящего змея?
-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
- Давайте закончим предложения, написанные на доске (слайд 9):
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- мне было сложно…
-Урок закончен.
Всем спасибо за ваше творчество!
Дети оформляют выставку своих работ
Ответы детей
Дети заканчивают предложения
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные