kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Общение с подростками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как общаться с подростком?

В разных семьях используют разные методы и стили воспитания, по-разному проводят свободное время и общаются с ребенком, учитывают или не учитывают особенности подросткового возраста… Но, как бы то ни было, воспитание подростков во многом будет зависеть от того, что было заложено в ребенке предыдущими периодами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Общение с подростками"»

Общение с подростками

 

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, - заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Как общаться с подростком?

В разных семьях используют разные методы и стили воспитания, по-разному проводят свободное время и общаются с ребенком, учитывают или не учитывают особенности подросткового возраста… Но, как бы то ни было, воспитание подростков во многом будет зависеть от того, что было заложено в ребенке предыдущими периодами. Кроме целенаправленного и осознаваемого воспитательного процесса, на ребенка влияет атмосфера в семье, социальные условия, ценности и традиции, уровень достатка и образования.

Общаться и находить общий язык с подростками непросто, но возможно. Есть семьи, где воспитание подростков проходит легко и безболезненно для всех сторон, где впоследствии вспоминают подростковые "заскоки" с улыбкой и становятся настоящими друзьями и самыми близкими людьми на всю жизнь. Можно попробовать если не пройти этот период гладко, то приблизиться к этому идеалу.

Рассмотрим, как влияет на воспитание подростков принятый в семье стиль общения.

При авторитарном стиле, когда все решения в семье, в том числе и в отношении ребенка, безоговорочно контролируются волей родителей, самостоятельность ребенка резко ограничивается. Жесткий контроль, суровые запреты и выговоры приводят к конфликтам и враждебности. Это неудивительно, такую реакция со стороны ребенка понять можно, ведь главные особенности подросткового возраста – чувство взрослости и стремление к самостоятельности. Неуверенные в себе дети становятся несамостоятельными и инфантильными, активные и сильные дети становятся агрессивными и стремятся как можно скорее покинуть дом, чтобы выйти из-под контроля родителей.

При демократическом стиле общения в семье поощряются ответственность и самостоятельность детей, они участвуют в решении семейных проблем, имеют возможность высказать свое мнение. Конечно, это более конструктивный и позитивный подход к воспитанию подростков, но необходимо различать попустительский и демократический стили общения. При демократическом стиле родители в важных вопросах проявляют твердость, заботятся о дисциплине и справедливости, а во втором случае ребенок не знает никаких запретов со стороны родителей или может игнорировать их без последствий. И если демократический стиль рождает социальную ответственность и самостоятельность, то попустительство приводит к воспитанию подростков эгоистами, не готовых принимать тех, кто не потакает их прихотям.

Существует еще хаотический стиль воспитания, когда всё зависит от настроения родителей, конкретных требований нет, или они противоречивы. Этот стиль не удовлетворяет потребность в стабильности мира, защищенности, не дает ориентиров и порождает агрессивность, неуверенность, тревожность.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры - это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: "Нам надо серьезно поговорить". Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: "А что если…?" Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: "хулиган", "бандит", "лентяй", - не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Общение с подростками"

Автор: Дешевых Лариса Андреевна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Мир общения""
    ["seo_title"] => string(62) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostidlia7klassamirobshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316939"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460213370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Зависимость подростков от социальных сетей"
    ["seo_title"] => string(45) "zavisimost_podrostkov_ot_sotsial_nykh_sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "436416"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509685622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Час общения с элементами тренинга для подростков "ПАВ - иллюзия счастья" "
    ["seo_title"] => string(83) "chas-obshchieniia-s-eliemientami-trieningha-dlia-podrostkov-pav-illiuziia-schast-ia"
    ["file_id"] => string(6) "122444"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414248818"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства