kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зависимость подростков от социальных сетей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования зависимости от социальных сетей учащихся подросткового возраста. Проанализированы характерные особенности общения подростков в социальных сетях. На основе проведенного исследования предлагается выделить особенности социальных сетей с точки зрения их привлекательности для подростков и причин формирования аддиктивного поведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зависимость подростков от социальных сетей»

М. Қозыбаев атындағы солтүстiк Қазақстан мемлекеттiк университетi

Северо - Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева













Научная публикация

по дисциплине: «Основы организации научно – педагогических исследований»

на тему: «Зависимость подростков от социальных сетей»







Выполнил:

Тихненко Н.Н.,

студент группы

зИн(о)-у-16

Проверил:

Серебреникова В. В.,

старший преподаватель









Петропавловск, 2017г.

ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ



Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования зависимости от социальных сетей учащихся подросткового возраста. Проанализированы характерные особенности общения подростков в социальных сетях. На основе проведенного исследования предлагается выделить особенности социальных сетей с точки зрения их привлекательности для подростков и причин формирования аддиктивного поведения.


Ключевые слова: социальные сети, интернет-зависимость, психологическая зависимость, подростковый возраст, социологический опрос


Проблема зависимости подростков от социальных сетей представляет особую значимость для современного мира. Человечество получило новый способ коммуникации, который позволяет людям существовать в двух пространствах одновременно: виртуальном и реальном. Такая возможность появилась благодаря возникновению и развитию, на рубеже XX и XXI веков, «всемирной паутины» – Интернета [1]

Социальные сети стремительно входят в современную социальную реальность подрастающего поколения, принося с собой множество научных вопросов для социологов, философов, политологов, юристов и криминологов. Мир социальных сетей многогранен и разносторонен. Результатом этого роста становятся как позитивные следствия, выражающиеся в решении многих актуальных проблем нашего мира, так и негативные тенденции, обусловленные новыми феноменами, характерными для общества сетевого типа. Количество регистраций подростков в социальных сетях с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Растет влияние социальных сетей на подростков, у которых зачастую может выработаться зависимость, при отсутствии доступа к интернету может вызвать так называемую психическую «ломку»[2].

С активизацией роли Интернета в образовании обучающиеся получили доступ ко многим образовательным ресурсам. Однако сознание современного школьника подвергается давлению хаотичного потока информации из Интернета. Она перекрывает знания ребенка, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Эта информация не имеет структурно-содержательной логической связи и подается бессистемно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его образования и развития (Д.И. Фельдштейн)[3].

С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта. Здоровые пользователи интернета в состоянии отграничить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом.

Термин «зависимость» означает невозможность человека действовать самостоятельно. Термин Интернет-зависимость был впервые предложен американским психиатром Айвеном Голдбергом для описания патологического, непреодолимого влечения к использованию Интернета. Нерегламентированное пребывание у компьютера и в частности в социальных сетях приводит к нарушению режима дня, сна, питания, дезорганизации рабочего времени, неправильной организации досуга и свободного времени. Все это влечет за собой ухудшение самочувствия и здоровья, отрицательное влияние на учебу.

Американский психотерапевт Кимберли Янг определил явление Интернет-зависимости как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь вне связи, и неспособность выйти из Интернета, будучи на связи. Для Д. Гринфилда зависимость от интернета - явление многомерное. Оно включает проявления эскейпизма, то есть бегства в "виртуальную реальность" людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими людьми, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением[4].

Д. Гринфилд говорил, что экран монитора действует гипнотически и вводит пользователей в состояние транса, отчего, скажем, любовные послания приобретают особую эффективность. Дж. Грохол писал, что феномен зависимости от социальных сетей - не более чем стадия освоения информационных технологий и, в частности, интернета. Зацикливание на первой стадии - стадии очарования выражается у новичка в поведенческих реакциях, которые могут быть восприняты как психологическая зависимость.

Под психологической зависимостью можно понимать неконтролируемую тягу к чему-либо: к употреблению алкоголя или пищи, к просмотру телевидения или интернет сайтов. Также к психологическим зависимостям можно отнести постоянную потребность в труде, игроманию, зависимость от общения с другим человеком и аддикция к алкоголю, наркотикам и табаку. Психологическая зависимость возникает, если появляются какие-то нерешенные жизненные проблемы, неудовлетворенные потребности: человек чувствуют острую нехватку чего-то, нерешенные конфликты, внутри самого человека, или существуют сложности в отношениях с окружающими людьми. С. Каплан выделяет следующие особенности зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие. А.В. Котляров называет Интернет-зависимость виртуальной зависимостью. По его мнению, виртуальная зависимость является результатом смещения цели в виртуальную реальность, ее полного слияния с жизнью данного зависимого и пассивного в ней существования.

Американский доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет- зависимости. К психологическим симптомам автор относит улучшение самочувствия пользователя во время работы за компьютером, увеличение времени пребывания в сети; ухудшение отношений с близкими людьми, проблемы с учебой или работой, ухудшение настроения при невозможности работы за компьютером. К физические симптомам, характеризующим наличие зависимости от социальных сетей, относятся: ощущение сухости в глазах, головные боли и боли в спине, нарушение режима дня, расстройство сна, изменения со стороны пищеварительной системы из за нерегулярного питания[5]

Американский психотерапевт Кимберли Янг приводит 4 признака Интернет-зависимости: 1). Навязчивое желание проверять e-mail. 2). Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет. 3). Жалобы со стороны окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете. 4). Жалобы со стороны окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. Определив понятие «зависимость» зарубежные психиатры и психологи выделили различные типы зависимости от социальных сетей. Одной из первых попыток охарактеризовать была предпринята психиатром Кимберли Янг. Она охарактеризовала типы, связанные с: 1) навязчивым желанием работать за компьютером; 2) поиском данных в удаленных базах; 3) патологической привязанностью к Интернету; 4) зависимостью от социальных применений Интернета; 5) зависимостью от «киберсекса».

В отечественной науке значительный вклад по проблеме зависимость подростка от социальных сетей внесли: А. Е. Войскунским были разработаны собственные критерии данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил типы зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культурные особенности у пользователей русскоязычного интернета социальных сетей . А. Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет - зависимых пользователей [6] Обобщив результаты всех перечисленных исследований, можно привести следующий список черт зависимости подростков от социальных сетей:

  1. сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);

  2. сложности в непосредственном общении (замкнутость);

  3. склонность к интеллектуализации;

  4. чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное

  5. со сложностями в общении с противоположным полом);

  6. низкая агрессивность;

  7. эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;

  8. независимость выступает как особая ценность;

  9. представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или

  10. самооценка занижена;

  11. склонность к избеганию проблем и ответственности.

Таким образом, проблема использования подростками интернета, особенно социальных сетей в качестве коммуникационной среды для образования, самообразования и проведения досуга становится все более острой. Проблема зависимости от социальных сетей достаточно молодая. До сих пор ученые – психологи не могут до конца выяснить влияние виртуального мира на нашу психику. Проблема зависимости подростков от социальных сетей в свете современного времени заслуживает особого внимания, т.к. наиболее подвержены зависимости и влиянию новых компьютерных технологий дети и подростки.

На базе КГУ «Средняя общеобразовательная школа- комплекс эстетического воспитания №8» было проведено социологический опрос, целью которого выявления степени зависимости подростков социальных сетей нашей школы. . Общая численность выборки составила 50 человек, из которых 25 человек составили учащиеся 7 классов, и 25 человек – учащиеся 9 классов. Средний возраст испытуемых составил 13-14 лет. Мы предложили учащимся максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся были обработаны и отражены в диаграммах. Приведем результаты нашего исследования:

  1. «Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?»

Учащиеся 7 класса: 15 да, 10 нет. Учащиеся 9 классов: да - 25 человек. Таким образом, мы видим рост заинтересованности подростков в социальных сетях.













  1. На вопрос: Какими социальными сетями Вы пользуетесь?











Результаты свидетельствуют, что «ВКонтакте» по праву стал истинно молодёжной социальной сетью, а так набирает полулярность среди подростков Инстограм. Если говорить об «Одноклассниках» то их популярность в данной группе не очень высока, т.к. основная целевая группа этой сети люди более старшего возраста.

  1. На аватарке аккаунта ваша фотография? На данном вопросе мы замечаем, что учащиеся 7-9 классов не использует аватарку на своем аккаунте.













  1. Как часто вы пользуетесь социальными сетями? Большинство опрошенных заходят в социальные сети ежедневно, 3 респондентов сказали, что посещают, свои страницы в социальных сетях 2-3 раза в неделю, 1 респондент отметил, что посещает социальную сеть 1 раз в неделю.















  1. Сколько времени Вы проводите в социальных сетях за один сеанс?

Это говорит о том, что существует некая зависимость. К тому же по данным о проведенном в социальных сетях времени за один сеанс видно, что большая часть подростков находится там более 2 часов.













  1. С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?













На диаграмме видно, что подростки в большей степени используют социальные сети как средство общения.

  1. Кого Вы приглашаете в друзья?













По полученным ответам на данный вопрос видно, что подростки нашей школы предпочитают приглашать в друзья и принимать приглашения от реальных друзей и знакомых. Так поступают 30 респондентов. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивых социальных связях и предпочтениях в общении участников опроса.

  1. Какое количество людей насчитывает ваш список «друзей»?













Количество друзей в социальной сети, очевидно, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей. Данные указывают на следующее - большинство пользователей имеют количество от 200 друзей, что указывает на некоторое зеркальное отражение количества среднего показателя связей в социуме и в сети.

  1. Согласны ли Вы, что социальные сети вызывают зависимость?

Из 50 человек из 17 считают, что социальные сети вызывают зависимость, а это значит, что подростки осознают отрицательный эффект от использования социальных сетей.













  1. Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшение зрения, нарушение биоритма, сколиоз) или снижения учебных показателей?















По результатам опроса можно сделать вывод, что те подростки, которые даже под угрозой ухудшения здоровья не могут отказаться от пользования социальными сетями, стали зависимыми от виртуального мира. При анализе результатов исследования отчетливо вырисовывается двойственный характер особенностей использования социальных сетей подростков. С одной стороны всевозрастающие потребности активной аудитории Интернета – подростков – в освоении и использовании социальных сетей, как коммуникативных площадок, в удовлетворении своих психологических потребностей. С другой стороны с – созданием собственного виртуального микромира, теряется реальность, появляется полная зависимость от интернета.

Список используемой литературы

  1. Викепедия [электронный ресурс]/ Социальные сети. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/, свободный.

  2. Центр информационных коммуникаций [электронный ресурс]/ Общение в социальных сетях вредит здоровью. – Режим доступа: www.commcenter.ru/mmedia/articles/2009_02_26_02.html, свободный.

  3. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. — М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та : НПО «Модек», 2008. — 15 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9770-0339-1.; ISBN 978-5-89395-910-9

  4. Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction – anda winning strategy for recovery / by Kimberly S. Young, - Canada, 1998. – 248 p

  5. Orzack M.N. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. – 1998. – V.15. –№8. – P.34–38

  6. Котляров А.В. «Другие наркотики или Homo Addicts: Человек зависимый» – М.: Психотерапия, 2006. – 480с

  7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. «Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)» // Вестник. клинической психологии. – 2003. – №2. – Т.1. – С.153–158.

  8. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: автореф. дис…канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 23 с.

  9. www.fom.ru

  10. «План первоочередных действий по обеспечению информационной

  11. безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота

  12. информационной продукции в Курской области на 2013-2015 годы» от 30.10.2013 г.

  13. №930-ра

  14. http://socialsweb.ru/category/obshhenie

  15. http://sociofan.ru/2009/02/socialnye-seti-negativno-vliyayut-na-detskij-mozg/

  16. www.fraui.ru›podrostkovyiy-period

  17. http://www.nnmama.ru/PsyArt1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зависимость подростков от социальных сетей

Автор: Тихненко Николай Николаевич

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Социальная сеть: безграничное общение или уход от реальности? "
    ["seo_title"] => string(72) "sotsial-naia-siet-biezghranichnoie-obshchieniie-ili-ukhod-ot-rieal-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "187516"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426523869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Исследовательский проект "Влияние социальных сетей на психику подростка" "
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel-skii-proiekt-vliianiie-sotsial-nykh-sietiei-na-psikhiku-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "110963"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406834783"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Влияние социальных сетей на развитие личностных особенностей подростков."
    ["seo_title"] => string(80) "vliianiie_sotsial_nykh_sietiei_na_razvitiie_lichnostnykh_osobiennostiei_podrostk"
    ["file_id"] => string(6) "449288"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515671073"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Курс выживания для подростка "
    ["seo_title"] => string(31) "kurs-vyzhivaniia-dlia-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "238169"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444494378"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Компьютерная зависимость у детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(45) "kompiuternaia_zavisimost_u_detei_i_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "559508"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602255421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства