kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий для развития дошкольников в культурно – досуговой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетов современной государственной образовательной  политики  Российской Федерации является повышение доступного качественного дошкольного образования. Специалисты в области дошкольного образования считают, что повышение качества невозможно без обновления его содержания. Новое содержание образования должно основываться на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений, которые включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов.

В настоящее время отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела Н.Б Крылова в 2000 году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для развития дошкольников в культурно – досуговой деятельности.»

С.В. Хорькова, О.А. Ландина, Л.Н. Набокова

МКДОУ детский сад № 28

городской округ Ревда.


Создание условий для развития дошкольников в культурно – досуговой деятельности.

Одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение доступного качественного дошкольного образования. Специалисты в области дошкольного образования считают, что повышение качества невозможно без обновления его содержания. Новое содержание образования должно основываться на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений, которые включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов.

В настоящее время отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела Н.Б Крылова в 2000 году.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики дают возможность получать собственный опыт как результат манипуляций или целенаправленной деятельности, а так же проверить истины, переданные взрослыми. Поэтому важна интеграция различных видов практик, которая расширяет возможности ребенка в различных образовательных областях и выступает содержанием и условиям и формирования личностных качеств дошкольника.

Ключевыми позициями, определяющими содержание культурных практик, являются

- получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;

-освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;

-приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Культурные практики должны, обеспечены созданием условий, которые позволяют детям самостоятельно или с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным путем, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Среди культурных практик можно выделить следующие: свободные практики детской деятельности, практики культурной идентификации взаимодействия ребенка с окружающим социумом, практики игрового взаимодействия, коммуникативные практики, культурные практики здорового образа жизни, культурные практики формирования отношений и поведения, культурные практики познания мира и самопознания.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Смысл деятельности взрослого состоит в том, чтобы перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности - игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, коммуникативную и др.

Взрослый не навязывает детям собственной инициативы, внимателен к проявлениям детской активности, создает насыщенную предметную среду для развития, направляет их диффузную активность на дифференцированные культурные практики, инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способов действия.

В МКДОУ детский сад № 28 систематически проводятся интегрированные досуговые мероприятия по комплексно - тематическому плану, разработанному специалистами.

Культурно – досуговые мероприятия позволяют интегрировать различные виды практик.

Например, на тематическом мероприятии «Литературно - интеллектуальной викторине, посвященной Дню литературы «Путешествие в страну книг» широко используются коммуникативные практики, игрового взаимодействия, практики формирования поведения и отношений, которые формируют у детей способность договариваться, формулировать свои просьбы, высказывать свое мнение, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. На данном мероприятии дети сами себе отбирали партнеров и объединялись в команды, прислушивались к высказываниям своих друзей, давали каждому участнику высказать свое мнение, сопереживали друг другу. Оправдано внедрение свободных практик детской деятельности, когда ребенок сам выбирает способы, позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Во время работы по изображению сказочного героя дети сами выбирали атрибуты, материал, действовали самостоятельно или просили помощи друг у друга или взрослых.

Совокупность культурных практик как сферы деятельности и действий обеспечивают:

- возможность присваивать культурный опыт взрослых, необходимый маленькому ребенку для адаптации в социуме;

- овладения способами познания окружающего мира, умения выражать к нему свое отношение, участвовать в его преобразовании, познавать свой внутренний мир и чувствовать мир другого;

- испытывать радость общения и удовлетворения от собственных открытий и достижений.


Список литературы:

1.Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.

2. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.

3.Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.-С. 103-106.

3.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102










С.В. Хорькова, О.А. Ландина, Л.Н. Набокова

МКДОУ детский сад № 28

городской округ Ревда.


Интеграция культурных практик в культурно - досуговой деятельности дошкольников.


Одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение доступного качественного дошкольного образования. Специалисты в области дошкольного образования считают, что повышение качества невозможно без обновления его содержания. Новое содержание образования должно основываться на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений, которые включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов.

В настоящее время отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела Н.Б Крылова в 2000 году.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики дают возможность получать собственный опыт как результат манипуляций или целенаправленной деятельности, а так же проверить истины, переданные взрослыми. Поэтому важна интеграция различных видов практик, которая расширяет возможности ребенка в различных образовательных областях и выступает содержанием и условиям и формирования личностных качеств дошкольника.

Ключевыми позициями, определяющими содержание культурных практик, являются

- получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;

-освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;

-приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Культурные практики должны, обеспечены созданием условий, которые позволяют детям самостоятельно или с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным путем, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Среди культурных практик можно выделить следующие: свободные практики детской деятельности, практики культурной идентификации взаимодействия ребенка с окружающим социумом, практики игрового взаимодействия, коммуникативные практики, культурные практики здорового образа жизни, культурные практики формирования отношений и поведения, культурные практики познания мира и самопознания.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Смысл деятельности взрослого состоит в том, чтобы перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности - игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, коммуникативную и др.

Взрослый не навязывает детям собственной инициативы, внимателен к проявлениям детской активности, создает насыщенную предметную среду для развития, направляет их диффузную активность на дифференцированные культурные практики, инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способов действия.

В МКДОУ детский сад № 28 систематически проводятся интегрированные досуговые мероприятия по комплексно - тематическому плану, разработанному специалистами.

Культурно – досуговые мероприятия позволяют интегрировать различные виды практик.

Например, на тематическом мероприятии «Литературно - интеллектуальной викторине, посвященной Дню литературы «Путешествие в страну книг» широко используются коммуникативные практики, игрового взаимодействия, практики формирования поведения и отношений, которые формируют у детей способность договариваться, формулировать свои просьбы, высказывать свое мнение, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. На данном мероприятии дети сами себе отбирали партнеров и объединялись в команды, прислушивались к высказываниям своих друзей, давали каждому участнику высказать свое мнение, сопереживали друг другу. Оправдано внедрение свободных практик детской деятельности, когда ребенок сам выбирает способы, позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Во время работы по изображению сказочного героя дети сами выбирали атрибуты, материал, действовали самостоятельно или просили помощи друг у друга или взрослых.

Совокупность культурных практик как сферы деятельности и действий обеспечивают:

- возможность присваивать культурный опыт взрослых, необходимый маленькому ребенку для адаптации в социуме;

- овладения способами познания окружающего мира, умения выражать к нему свое отношение, участвовать в его преобразовании, познавать свой внутренний мир и чувствовать мир другого;

- испытывать радость общения и удовлетворения от собственных открытий и достижений.
























Список литературы:

1.Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.

2. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.

3.Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.-С. 103-106.

3.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Создание условий для развития дошкольников в культурно – досуговой деятельности.

Автор: Ландина Оксана Александровна, Хорькова Светлана Викторовна, Набокова Людмила Николаевна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#996 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}
object(ArrayObject)#1018 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#996 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(81) "konsultatsiiadliavospitatielieigiendiernoievospitaniiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "270106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450993893"
  }
}
object(ArrayObject)#1018 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#996 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства