kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современные требования и подходы по развитию навыков самостоятельности воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

современные требования и подходы по развитию навыков самостоятельности воспитанников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современные требования и подходы по развитию навыков самостоятельности воспитанников»»

«Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».

Ад. Дистереев

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда ребёнок приходит в школу и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос. Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности у школьников.

Определила для себя следующую цель: — добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников.

Задачи:

• изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в школьном возрасте;

• выявление уровней проявления самостоятельности у детей школьного возраста;

• формировать у детей навыки самообслуживания;

• учить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;

• воспитывать в детях духовно-нравственные качества путем создания

условий для организации и управления самостоятельной деятельностью воспитанников. Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Одним из видов труда детей является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Навыки самообслуживания формируются в группах на режимных моментах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку. У каждого воспитанника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Тоже самое можно сказать и о стирке. Тяжелые для детей вещи (куртки, постельное бельё и другие крупные вещи) наши дети не стирают. А вот свои носочки, трусики, маечки дети начинают стирать уже с начальной школы. Большое внимание уделяю внешнему виду детей: приучаю их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, доверяю глажку вещей. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняя влажные уборки, наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Методы формирования самообслуживания:1.Показ действий воспитателем 2. Подробные словесные объяснения 3. Последовательность выполнения действий 4. Результат выполнения Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.

По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя, а в последствии, самостоятельно. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать самостоятельно. Что дает детям самообслуживание: - меньшую зависимость от взрослого; - уверенность в своих силах; - желание и умение преодолевать препятствия.

 Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребят сопровождаются эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом его активности. Посредством игры усиливается, выявляется, развивается творческий потенциал воспитанников. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности детей.

     При организации различных игр даются указания, что способствует проявлению таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки.

     При проведении игровых моментов должны учитываться несколько принципов:

- принцип эмоционального комфорта и активности.

( призван обеспечить эмоциональную поддержку каждому ребёнку, стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора видов игровой деятельности.)

- принцип открытости и индивидуальности.

( призван дать широкий диапазон впечатлений от новых эмоций; каждый ребёнок должен в игре найти свою «нишу» и реализовать себя.)

полезно также играть в дидактические игры (сюжетно-ролевые, предметные, соревновательные, игры-загадки, игры-путешествия.)      

     Самостоятельность обнаруживается в замысле и развёртывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить задание. Элементы игры способны приобщать к решению практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с нарушенной эмоционально-волевой сферой, оценка выступает мощным средством коррекции его отклонений. Мы должны знать, как озвучивать оценочную информацию применительно к каждому воспитаннику. Общая оценка группы «мы все хорошо поработали» - наислабейший вариант. Нужно создать ситуацию успеха каждому, обратить внимание на оценивание самого процесса деятельности, а не полученного результата. Именно при оценке, которая соотносится с уровнем достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанника, организации её в нужном направлении. Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она обоснована и мотивирована.

Особое значение для развития воспитанников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития детей, приносит большую пользу, у ребёнка закрепляется жизненно полезная личностная черта – самостоятельность, формируются  такие волевые качества, как настойчивость, упорство, ответственность.

Самостоятельность также играет огромную роль в подготовке воспитанников к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.

Можно говорить о том, что самостоятельность воспитанника, понимаемая, как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально – личностного созревания.










Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив. Главными причинами являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические, социальные условия (влияние семьи, направленность и уровень обучения в школе ценностных ориентаций одноклассников и др.). Можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий).

Признаки самостоятельности.

-Выполнение воспитанником посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.).

-Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть).

-Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

-Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети учатся взаимодействовать с окружающими, ставить цели, проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения цели. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые помогают сформировать самостоятельность:

  • «Золушка»: прочитайте сказку «Золушка», после чего попросите малыша помочь главной героине отправиться на бал. Для этого перемешайте разные крупы, а затем дайте ребенку задание перебрать крупы (небольшой горстки будет достаточно). Упражнение не только полезно для развития самостоятельности, но и хорошо тренирует мелкую моторику.

  • «День рождения куклы»: расскажите ребенку, что у его любимой куклы/игрушки день рождения. Малышу необходимо нарядить именинницу, накрыть стол, собрать гостей. Эта игра поможет изучить правила сервировки стола и этикет.

  • «Теремок»: прочитайте ребенку сказку «Теремок». Расскажите, что его шкаф – это волшебный теремок. Задача малыша – определить, какие вещи будут жить в теремочке и на какой полке [Е. Сидорина, 2020].

  • «Добрые ручки»: нарисуйте на ручках малыша глазки и улыбающийся ротик. Расскажите ребенку о том, что его ручки очень хорошие, ими можно кого-то погладить или сделать доброе дело. После этого попросите ребенка, чтобы он договорился со своими ручками ближайшие полчаса делать что-то полезное и доброе. По выполнению задания погладьте ручки, похвали их. Упражнение эффективно проводить после того, как ребенок нашкодил.

  • Поваренок: эту игру проводят в группе детей. Ведущий называет овощ или показывает картинку с ними, а дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ присутствует. Тот, кто правильно назвал блюдо, получает конфету. Побеждает тот, у кого больше конфет [Е. Яковлева, 2009].

  • «Почтальон»: дети занимаются самостоятельной деятельностью. Один из малышей – «почтальон». Его задача – вручать письмо адресату. Тот, к кому он подошел с письмом, должен назвать свой домашний адрес, описать внешний вид дома, особенности. Конверты получают те, кто справился с заданием. Дети, справившиеся с упражнением, достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют что-нибудь для следующего получателя.

  • «Придумай свой вопрос»: участники упражнения садятся в круг. Одному из детей в руки дается какой-либо предмет, который определяет ведущего, задающего вопрос. Следующий ребенок, который ответил на вопрос, забирает предмет и становится ведущим, и так по кругу. Упражнение учит формулировать вопросы и задавать их [Н. Коробкова, 2020].

Воспитание самостоятельности – это непрерывный процесс, длится он до тех пор, пока ребенок не приобретет уверенность в собственных действиях и решениях, а взрослый не научится доверять своему дитя. Ребенок, попадая в самостоятельную среду, должен уметь налаживать общение с окружающими и находить контакт с незнакомыми людьми в случае необходимости. Этот навык противоречит золотому правилу, которое родители прививают своим детям: разговаривать с незнакомцами нельзя!

Развитие навыка самостоятельности требует от ребенка и родителей сдержанности, терпения, усилий. Необходимо постоянно давать обратную связь своему дитя, почему какой-то поступок считается правильным, а какой-то хорошим, объяснять, за что вы его хвалите или ругаете. 

Не подавляйте стремление ребенка делать что-то самостоятельно. Не ругайте, если ему не удалось сделать хорошо с первого раза. Это как первые шаги младенца: сначала он падает и передвигается, держась за опору, и только после сотни попыток самостоятельно сделать первый шаг, он начинает ходить уверенно.

































РЕКОМЕНДАЦИИ

1.  давать возможность детям предлагать идеи и высказывать свои мысли; самостоятельно принимать решения и добиваться результата; позволять ребенку самостоятельно выбирать способы, приемы, материалы к выполнению своих задуманных идей; 

2. предоставлять предметно-развивающую среду, способствующую поддержки детских инициатив; всегда занимать позицию «партнера»; вести разнообразную работу с родителями.

3. дать возможность ребенку самостоятельно выбрать для творческой деятельности материал (Например: цвет, фон.), то есть дать возможность проявить инициативу

4.  правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует развитию самостоятельности воспитанников и коррекции.

таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки.





































ДОКЛАД





«Современные требования и подходы по развитию навыков самостоятельности воспитанников»







Выполнили: Гриненко В.Н.

Алексенко Н.А.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексенко Наталья Анатольевна

Дата: 22.08.2022

Номер свидетельства: 612007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Современные воспитательные технологии в формировании духовно- нравственной культуры воспитанников Дома юношества"
    ["seo_title"] => string(112) "sovriemiennyievospitatielnyietiekhnologhiivformirovaniidukhovnonravstviennoikulturyvospitannikovdomaiunoshiestva"
    ["file_id"] => string(6) "299601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456563661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства