Современные воспитательные технологии в формировании духовно- нравственной культуры воспитанников Дома юношества
Современные воспитательные технологии в формировании духовно- нравственной культуры воспитанников Дома юношества
Современные воспитательные технологии в формирования духовно-нравственной культуры воспитанников Дома юношества»
Воспитатель: Приходько М.В.
КГУ «Рудненский дом юношества» Управления образования
акимата Костанайской области
Президент республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу отметил:
«Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, воспитательного процесса, нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности, научная разработка решения каких-либо проблем.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития воспитанников.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые применяются в Доме юношестве.
Технология здоровье сберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Медицинский кабинет в Доме юношестве, где организуется оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся воспитанникам, проводятся мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников с привлечением узких специалистов, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия.
Физкультурно-оздоровительные технологии Направлены на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровье сберегающие технологии
Направленность этих технологий - создание природносообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Это - и обустройство территории, и высадка зеленых растений.
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях воспитателя и воспитанника. Воспитатель и воспитанники совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление воспитаннику свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, воспитанник наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к воспитанникам
Единство обучения и воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности воспитанника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуро сообразность форм предъявления требования, защищающих воспитанника от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности воспитанников на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков воспитанников – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности воспитанников ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации воспитанников среди множества ценностей и анти ценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Технологии воспитания на основе системного подхода
Ведущей целью здесь является ориентация на личность воспитанников, их интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Целевые ориентации:
-Формирование личности – главная цель.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, воспитанников.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология самосовершенствования личности воспитанников
осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
формировать устойчивую мотивацию к ученью и воспитанию, как к жизненно важному процессу.
Технология коллективного творческого.
. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Технология гуманного коллективного воспитания:
Главная цель этой технологии – это духовно-нравственное воспитание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные воспитательные технологии в формировании духовно- нравственной культуры воспитанников Дома юношества»
« Современные воспитательные технологии в формирования духовно-нравственной культуры воспитанников Дома юношества»
Воспитатель: Приходько М.В.
КГУ «Рудненский дом юношества» Управления образования
акимата Костанайской области
Президент республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу отметил:
«Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, воспитательного процесса, нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности, научная разработка решения каких-либо проблем.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития воспитанников.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые применяются в Доме юношестве.
Технология здоровье сберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Медицинский кабинет в Доме юношестве, где организуется оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся воспитанникам, проводятся мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников с привлечением узких специалистов, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия.
Физкультурно-оздоровительные технологии Направлены на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровье сберегающие технологии
Направленность этих технологий - создание природносообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Это - и обустройство территории, и высадка зеленых растений.
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях воспитателя и воспитанника. Воспитатель и воспитанники совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление воспитаннику свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, воспитанник наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к воспитанникам
Единство обучения и воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности воспитанника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуро сообразность форм предъявления требования, защищающих воспитанника от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности воспитанников на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков воспитанников – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности воспитанников ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации воспитанников среди множества ценностей и анти ценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Технологии воспитания на основе системного подхода
Ведущей целью здесь является ориентация на личность воспитанников, их интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Целевые ориентации:
-Формирование личности – главная цель.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, воспитанников.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология самосовершенствования личности воспитанников
осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
формировать устойчивую мотивацию к ученью и воспитанию, как к жизненно важному процессу.
Технология коллективного творческого.
. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Технология гуманного коллективного воспитания:
Главная цель этой технологии – это духовно-нравственное воспитание