kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование воспитательного компонента образовательного процесса на уроках учебной практики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная практика, является важным компонентом содержания профессионального образования и неотъемлемым этапом подготовки обучающегося. Организуемая в рамках учебного процесса, органично вписываясь в изучение базовых курсов, она является действенным инструментом становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование воспитательного компонента образовательного процесса на уроках учебной практики»

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»










Разработал_______________ Л. В. Бутырская








Энгельс 2016

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………3

2.Сущность воспитательного процесса…………………………………………………….4

3.Содержание воспитательного процесса …………………………………………………5

4.Современные концепции воспитания……………………………………………………8































2

ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика, является важным компонентом содержания профессионального образования и неотъемлемым этапом подготовки обучающегося. Организуемая в рамках учебного процесса, органично вписываясь в изучение базовых курсов, она является действенным инструментом становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. В основу разработки содержательного и технологического компонентов учебной практики положен принцип целеполагания и планирования. Практика организуется в рамках адаптационного и стабилизационно-развивающего этапов обучения в . Учебная практика нацелена на закрепление и расширение знаний студентов. Содержание заданий способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, которые являются первостепенными и проявляются в деятельности.

Так же в практике должен присутствовать воспитательный процесс.























3

Сущность воспитательного процесса

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Он состоит из множества актов, равноправно участвующих в формировании продукта. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного студента основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, убеждений и привычек поведения, являются:

• общение с людьми (на улице, в транспорте и т. д.);

• средства массовой коммуникации (включая Интернет);

• книги;

• семья, родственники;

• друзья, группы, компании;

• труд и самообслуживание.

В структуре процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая – внешнего воспитательного влияния (действия). Воспитание – процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает человека таким, каким он нужен себе и обществу. Стихийное, неуправляемое воспитание может завести человека куда угодно. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, ведь это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности. Однако это не исключает того, что в какой‑то момент приходится уделять больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов.  



4

Содержание воспитательного процесса

Содержанием воспитательного процесса – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями, дающие возможность достичь главного – формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Содержание обучения направленно на то, чтобы ребенок сам понимал для чего он учится: разностороннее развитие человека. совместная деятельность детей и взрослых жизненное самоопределение личностная направленность воспитания добровольность коллективистская направленность (приспособление к коллективу). Обучающегося следует готовить к выполнению трех главных ролей в жизни – гражданина, работника, семьянина.   Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса Принципы воспитания - исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Если суть воспитания — формирование отношений к окружающему миру, то, стало быть, в процессе воспитания главная задача — представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира, показать так и в таком ракурсе, чтобы очаровать, пленить явлениями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и сформировать негативное отношение к ЛОЖНОМУ, ЗЛОМУ, БЕЗОБРАЗНОМУ. В последнее время педагоги обратились вновь к принципу культуросообразности, открытому еще Я.А. Коменским. Этот принцип определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношений с окружающей действительностью: природной и социальной средой, деятельностью людей, различными культурными ценностями... В конечном счете формирование и развитие собственной жизненной позиции растущего человека. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития — один из главных принципов гуманистической педагогики. Он прекрасно соотнесен с идеей самоактуализации личности в процессе воспитания и самовоспитания. У принципа уважительного отношения к ребенку есть как бы две грани. Первая — это: уважая, беречь. И вторая грань уважения — возрастающая мера требовательности к человеку, которого я считаю добрым, умным, справедливым, порядочным, умелым и т.д.


5

Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко) позволяет маленькому человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми. Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное, удовлетворяющее его место среди сверстников, ибо известно, что в подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса достаточно хорошо описан практически во всех учебных пособиях по педагогике и педагогической психологии.  

Особенности воспитательного процесса  

Воспитательный процесс обладает рядом специфических особенностей, предопределяющих его сущность, специфику и характер протекания. Это целенаправленность, многофакторность, субъективность, непрерывность, комплексность, двунаправленность (взаимонаправленность). Рассмотрим эти особенность чуть подробней.

1. Воспитание – это целенаправленный процесс: базовым ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным при условии, что педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на аналогичные ориентиры.

2. Воспитание – это многофакторный процесс: при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, позитивно либо негативно влияющих на его протекание. К объективным факторам относятся различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов – социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.

3. Воспитание – это процесс, характеризующийся временной удаленностью конечных результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.



6

Так происходит потому что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы воспитанник осознал, чего именно добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.

4. Воспитание – это субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его конечных результатов. Это обусловлено тем, что результаты воспитания не могут быть интерпретированы в количественных показателях, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан хорошо, а какой – неудовлетворительно. Поэтому трудно определить, какой воспитательный процесс можно характеризовать как качественный, эффективно воздействующим на личность воспитанника, а какой является лишь его визуальной имитацией, не приносящей какой-либо пользы. Субъективный характер воспитания в значительной мере определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, увлечений и способностей.

5. Воспитание – это непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у воспитанника новые устойчивые привычки.

6. Воспитание – это комплексный процесс, что находит выражение в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идеям целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это значит, что личность нельзя формировать «по частям», либо уделяя внимание только формированию сознания, либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.

7. Воспитание – это двусторонний или взаимонаправленный процесс, т.к. он развивается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление данным процессом строится в основном на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает к педагогу от воспитанников.

7

Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и эффективнее он осуществляет воспитательный процесс.   Формы воспитательного процесса Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть: простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);   

кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству техникума»);   

групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (Наука. Культура»);   

традиционные (вошедшие в практику , апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);    спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;   регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);    многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);    система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр.

Современные концепции воспитания.

Так, по мнению Е.В. Бондаревской, основными компонентами воспитания являются:  

1. Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);


8

оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);

3. Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

4. Воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчертво);

5. Воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).     Коллектив как объект и субъект воспитания. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.     Сущность и структура воспитательного коллектива. Сущность. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.


9

Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по А.С. Макаренко, укрепляет коллектив, и др. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах.  




















10

Литература

1.Батышев С. Я. Профессиональная педагогика (Текст): учебник / С. Я. Батышев М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 2015

2.Милютина Т. Н., Хасанова И. И., М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова «Практикум по педагогическим технологиям». 2014

3.Шалунова М. Г., Эрганова Н. Е., «Практикум по методике профессионального обучения» 2014

4. Эрганова Н. Е. «Методика профессионального образования» 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бутырская Лидия Валентиновна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Инновационные методы подхода к студентам на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnyie_mietody_podkhoda_k_studientam_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "437677"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510138640"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации."
    ["seo_title"] => string(77) "kachiestvo-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615074"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Современные средства обучения образовательной области "технология" "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-sriedstva-obuchieniia-obrazovatiel-noi-oblasti-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "130774"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415987195"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Современные средства обучения образовательной области "технология"" "
    ["seo_title"] => string(78) "sovriemiennyie-sriedstva-obuchieniia-obrazovatiel-noi-oblasti-tiekhnologhiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "130790"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415988357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства